Репетитор о школьной реформе: "Отменить поступление с 6 лет и выпускные экзамены"
08.06.2016 08:58
—
Новости Общества
|
Андрей Григорьев, педагог в третьем поколении, репетитор с многолетним опытом работы в белорусской школе, высказывает свое мнение о том, какая реформа нужна нашей системе образования. Общественный резонанс, вызванный моими В любом конфликте есть две стороны, причем каждая считает себя правой. По мнению родителей, на учителя возлагается вся ответственность за воспитание и образование детей. Даже если учителя оскорбляют, он должен терпеть, понять, простить, найти подход и по-христиански подставить вторую щеку для повторного оскорбления. И тогда он будет не просто хороший учитель, а гениальный. Что должны делать родители — они, похоже, знают сами: треснуть по этой щеке, чтоб неповадно было. Мне думается, корни проблемы в том, что с самого начала отношения школы и семьи не были регламентированы. С советских времен все, что происходит в стенах учебных заведений, говоря современным языком, воспринимается «по умолчанию»: роль школы — воспитательно-образовательная, роль родителей — наблюдательная. Иногда — наказывающая. Похоже, пришло время расставить все на свои места, что я и попытаюсь сделать. Нужно честно признать, что подобное распределение ролей больше не работает. Воспитание и формирование личности не могут быть главной задачей школы. Хотя бы потому, что невозможно поставить «воспитание личности» на поток. Можно заниматься идеологической работой (как одной из составляющей процесса), можно пробуждать интерес к тем или иным дисциплинам. Можно корректировать поведение в обществе, поскольку школа не что иное, как его уменьшенная копия. Но невозможно создать конвейер, на котором, как в кузнице, будут ковать успешных и послушных граждан. В противном случае это уже не школа, а Северная Корея. Формирование личности — долгий, часто болезненный процесс. И начинается он в семье, с того самого момента, как новорожденного приносят туда из роддома. В древнем Китае даже считали, что все начинается едва ли не с момента зачатия. К шести годам, ко дню, когда ребенок идет в школу, механизмы формирования личности давно запущены и работают со скоростью моторов сверхзвуковых самолетов. Какое влияние может оказать школа? С одной стороны — прямое. Когда мой старший сын пошел в первый класс, он принес оттуда всё, включая мат и попытки покурить. Не сомневаюсь, что его этому учили не педагоги, но, что это произошло там — несомненно. С другой стороны, это прямая обязанность родителей — разъяснять и воспитывать. Школа выступает дополнительным средством. Впрочем, как и улица, как и интернет, как и телевидение. Итак, основная роль школы — давать образование. То, чего подавляющее большинство родителей не могут сделать самостоятельно. Этот факт должен быть четко озвучен и документально зафиксирован. Где? Предлагаю во всех школах ввести обязательный контракт с родителями. В контракте прописать все нюансы: роль и цели школы (давать знания), требования к внешнему виду, стоимость учебников и дополнительных занятий/пособий, правила поведения в учебном заведении и на уроках, способы и этапы решения конфликтов, обязанности и права учителей, обязанности и права учеников Вопрос безопасности касается не только учителей, но и учеников. Нужно оборудовать школы системами, контролирующими доступ в здание (в некоторых школах они уже есть), и видеокамерами, которые начинают работать за пятнадцать минут до открытия дверей и заканчивают через полчаса после закрытия. Камеры обязательно должны быть не только на входе, но и в коридорах, и в классах. Желательно с возможностью записывать звук. Это поможет при разрешении любых конфликтов: от травм, полученных вовремя перемен, до споров с учителями «кто прав — кто виноват». В рамках школы надо создать группы из администрации, учителей, родителей и старших учеников, возможно, участкового милиционера для рассмотрения возникающих проблем и поисков решения. Для особо спорных и тяжелых случаев — организовать при Министерстве образования специальный отдел. Откуда взять средства? Мы все с вами — налогоплательщики. Из налогов родителей выделить отдельной графой налог на образование (это не новый налог, а именно часть суммы, которая поступает в бюджет) и направлять его прямо на счет той школы, где обучается ребенок. Родительские комитеты классов делегируют по одному представителю в «общешкольный» комитет, который будет контролировать распределение средств на нужды классов или всей школы. Кстати, таким же способом можно решить извечную проблему «поборов» на ремонт, выпускные Весь учебный процесс стоит разделить на три части со своими задачами и целями. Начальная школа. Отменить поступление с шести лет, это, похоже, ясно большинству родителей. Первые три года: письмо (ежедневно), начальный счет, чтение (ежедневно), белорусский и английский языки (ежедневно), предмет, который можно условно назвать «искусство» — совмещенные рисование, труд, лепка, музыка, творческие проекты и знания об окружающем мире. Плюс со второго класса то, что называется IT. Насколько я помню, Парк высоких технологий уже выступил с подобной инициативой. В программу по чтению включить современные книги из разных стран и классические вещи. Обязательное заучивание стихов наизусть. Уроки физкультуры (в виде спортивных игр и соревнований) или просто прогулки на свежем воздухе — каждый день. Средняя школа (10−15 лет). Классический набор предметов, которые снова делим на три части: «наука» (математика, физика, химия, биология); «гуманитарные предметы» (литература, языки, история, география); «искусство» (живопись, скульптура, театр, музыка). Два уровня: базовый и высокий. Выбирается самим учеником и его родителями. Возможность перехода с одного уровня на другой. Цель — показать ценность и интерес каждого предмета и помочь понять ребенку, что ему нравится. В конце — экзамены по 4−5 предметам на выбор ученика. Старшая школа (15−17 лет) должна быть только для тех, кто хочет поступать в университет. Изучаются три предмета, необходимые для сдачи ЦТ. Цель — отличные баллы и гарантированное место в вузе. Попасть сюда можно только после экзаменов по выбранным предметам. Надо отменить выпускные экзамены. ЦТ вполне достаточно. Разрешить частные школы. При этом инициатива должна исходить в первую очередь — от Министерства образования. Это поможет не только дать возможность выбора родителям, но и снять определенную финансовую нагрузку с государства. Реформу проводить поэтапно, а не с первого сентября следующего года. И не во всех классах сразу, а только с нового набора. Все остальные — доучиваются по старым программам. Подготовка первого этапа — начальной школы — займет четыре года. Почему? Потому, что за это время можно будет не только подготовить качественные учебники и пособия, но и воспитать новое поколение учителей. А полностью на изменения в школе понадобится десять лет. Конечно, десять лет — большой срок для жизни одного человека. Но если вместо того, чтобы сотрудничать, родители и учителя будут выяснять отношения, ничего не изменится. Давайте не тратить время на взаимные упреки. Давайте строить будущее нового поколения. Некоторую его часть мы уже упустили. Но шанс провести свою старость в человеческом, а не зверином обществе у нас ещё есть. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Андрей Григорьев, педагог в третьем поколении, репетитор с многолетним опытом работы в белорусской школе, высказывает свое мнение о том, какая реформа нужна нашей... |
|