Чтобы помнили…. 21.by

Чтобы помнили…

09.06.2016 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

С подполковником в отставке Григорием Саскевичем, в прошлом командиром 9‑го отдельного автомобильного батальона, направленного из Белорусского военного округа в состав 40‑й армии, я познакомилась в 65‑й автомобильной бригаде.

Вместе с боевыми товарищами он пришел почтить память военнослужащих батальона, погибших в Афганистане, — на территории бригады установлен памятник в их честь.


Григорий Васильевич и сегодня помнит каждого из погибших бойцов подразделения. Было это 18 мая 1986 года. Машина рядового Юрия Грицкова загорелась от попадания гранаты. Он еще успел освободить дорогу двигавшейся колонне — направил горящий автомобиль в пропасть. Так он спас жизни товарищей.

Рядовой Евгений Аникеенко вел непрерывный огонь из зенитной установки, расположенной на автомобиле. Во время боя он уничтожил более 30 душманов, прежде чем был убит. Его именем была названа колонна 0011. В тот день от гранаты гранатомета при обстреле в 40 километрах от Кабула погиб младший сержант Александр Фёдоров.

— С момента, когда мы прибыли в Афганистан, этот день был самым тяжелым — потеряли троих, — рассказал подполковник в отставке Григорий Саскевич и вспомнил еще одно трагическое событие: — 4 декабря 1986 года батальон атаковали душманы. Предположительно, по нам вели огонь из 600 стволов различных видов оружия. Мы двигались по перевалу. С одной стороны была пропасть, а с другой — отвесная скала. Несмотря на обстрел, наши потери оказались минимальными. Только две машины были выбиты, и погиб один военнослужащий — рядовой Олег Штельмах. Он направил поврежденную машину в пропасть, освобождая дорогу другим автомобилям.


Григорию Васильевичу по душе, что на территории 65‑й автомобильной бригады есть памятник, к которому можно прийти и поклониться погибшим бойцам. Обращаясь к военнослужащим бригады на митинге-реквиеме, организованном командованием бригады, Григорий Саскевич отметил:

— Верю: если придется защищать Родину — вы тоже проявите мужество. Спасибо командованию 65‑й автомобильной бригады за то, что уделяет должное внимание воспитанию военнослужащих. Видно, что офицеры относятся к солдатам так же ответственно, как и мы относились к ним на той войне. Домой вы вернетесь настоящими мужчинами, которые смогут преодолеть все трудности. Желаю вам успешной службы!

…До службы в Афганистане Григорий Саскевич был награжден медалью «За боевые заслуги» — за умелые действия во время учения «Запад‑81». В Афганистане Григорий Васильевич был удостоен ордена Красной Звезды. Кстати, дед моего собеседника, ветеран Великой Отечественной войны Адам Данилович Саскевич, тоже был награжден орденом Красной Звезды.

О войне «за речкой» Григорий Васильевич может вспоминать долго, но среди наиболее опасных событий припомнил проводку колонны в населенный пункт Шахджой, находящийся между Кандагаром и Газни.

Армейская колонна общей численностью около 300 машин, в которую входило не менее пяти ротных колонн, направлялась в отдаленный гарнизон, чтобы доставить боеприпасы и продовольствие. Григория Саскевича назначили старшим колонны. Тот марш в Шахджой был особенно тяжелым и опасным. Попадали в засады, были подрывы…

Проводка колонн всегда была опасной задачей в Афганистане. В горах моджахеды умело выбирали хорошие позиции, и выбить их оттуда было очень сложно.

Понятно, что водитель одновременно стрелять и вести машину не мог. Придумывали самые различные способы, чтобы уйти от обстрела. Например, если в среднем скорость колонны была 60 километров в час, то порой разгонялись и до 100 километров, чтобы выйти из зоны обстрела. И это по горным дорогам, которые были без каких-либо ограждений со стороны обрыва, ведущего в глубокую пропасть.

Несмотря на все эти опасности, отстранение от боевого рейса было самым страшным наказанием для нарушителей дисциплины. Остаться на кухне в то время,  когда кто-то из товарищей рискует и гибнет, считалось постыдным.


Тяжелее всего на войне было переживать потери. Автомобилисты — единая семья, которая или вместе выживает, или гибнет. Были там и такие солдаты, как рядовой Мериев. Паренька из Дагестана не брала пуля. В его КамАЗ дважды стреляли в упор, а он вновь садился за руль и отправлялся в путь. Командование решило отстранить водителя от рейсов — ведь третий раз наверняка не выживет. Но он все-таки упросил разрешить ему выезд. И пуля из ДШК, которая летела ему в голову, только «расчесала» волосы. Такое вот солдатское счастье…

Историческая справка

В 1986 году в Белорусском военном округе на основании директивы Генерального штаба Вооруженных Сил СССР был доукомплектован по штату военного времени 9‑й отдельный автомобильный батальон. В составе 40‑й армии он выполнял боевые задачи в Афганистане.

В батальоне было 120 автомобилей и 205 человек личного состава. Подразделение прошло около двух миллионов километров, перевезло 34 миллиона 206 тысяч тонн грузов.

За мужество и героизм более сотни военнослужащих батальона были награждены орденами и медалями. Четверо воинов‑автомобилистов погибли. Все павшие посмертно награждены орденом Красной Звезды.

Наталья Пахомович, «Ваяр», фото автора

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
С подполковником в отставке Григорием Саскевичем, в прошлом командиром 9‑го отдельного автомобильного...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика