"Заняло 4 года". Священнослужитель и ЛГБТ-активист рассказал, как добился альтернативной службы
08.07.2016 10:33
—
Новости Общества
|
Валентина Тишко из Молодечно 30 июня на призывной комиссии направили на альтернативную службу. Таким образом он стал одним из ![]() Фото: из личного архива. О борьбе за альтернативную службу— Каждый год меня призывали, я приходил и писал заявление о том, что требую гарантированную мне Конституцией альтернативную службу. Мне отвечали, что нет закона, который бы этот момент регламентировал. В ответ я писал, что Конституция имеет верховенство права и никакие другие законодательные акты не могут ее отменить.
Когда мне в очередной раз отказали, я обратился в районную прокуратуру, в военную прокуратуру, которая на тот момент еще существовала, и сообщил им, что военный комиссариат Молодечненского района нарушает Конституцию Республики Беларусь. Ответили, что рады бы предоставить альтернативную службу, но нет закона. В итоге мне пришлось написать в Министерство обороны, Министерство юстиции и Администрацию президента письмо. В нем я сообщил, что должностные лица нарушают Конституцию, иные международные акты, которые ратифицировала Беларусь и в которых также прописано право на альтернативную службу, в связи с чем мне стыдно быть гражданином своей страны и я прошу лишить меня гражданства. Конечно, я понимал, что белорусского гражданства меня не лишат. Это был способ привлечь внимание к проблеме. Через полгода-год после того, как я получил ответы из ведомств, появился первый вариант законопроекта об альтернативной службе. Об основаниях для альтернативной службы— В Беларуси сейчас одно основание для альтернативной службы — религиозное. Например, если религия запрещает тебе держать в руках оружие, иметь знаки отличия в качестве нашивок и шевронов, ты можешь претендовать на альтернативную службу. Однако, это право еще нужно доказать. У Валентина Тишко личных мотивов для альтернативной службы было несколько. — Во-первых, у меня гражданская позиция, которая в большинстве случаев не сходится с мнением действующей власти. Я политический и общественный активист местного разлива, и в принципе негативно отношусь к институту армии как таковому. Во-вторых, я священнослужитель православной неканонической церкви — греческой автокефальной — и не могу брать в руки оружие. Более того, по своей натуре я пацифист и не считаю, что добро должно быть с кулаками. В-третьих, я руководитель ЛГБТ-движения христиан Беларуси, а нашего брата не очень любят в армейских рядах. Если бы меня призвали в армию, то должны были отправить в железнодорожные войска. Там в том числе обеспечивают укладку железнодорожных путей. Учиться на повара мне не разрешили по состоянию здоровью, потому что там горячая сетка, из-за больных почек также отказывали заниматься тем, чем я хочу, так как нельзя поднимать тяжелые предметы… Плюс ко всему у меня аллергия на пыльцу полыни и березы. Но по этому поводу мне говорили, что пыльца полыни и березы будет мою воинскую часть облетать. О неканонической церкви— Я учился в семинарии в Ивано-Франковске в Украине, сейчас принадлежу к Киевской метрополии греческой православной автокефальной церкви (неканонической). На одном из теологических съездов познакомился с епископом этой церкви, через некоторое время сдал экзамены и в 2015 году меня рукоположили. Действовать официально от имени церкви в Беларуси я не могу, так как она не зарегистрирована. Я просто есть, но ничем не занимаюсь. Хотя по Конституции у нас каждый человек может исповедовать любую религию сам или с кем-то еще. Фактически верующих нашей церкви в стране 15 человек.
Принимая рукоположение, я дал обет безбрачия. Поэтому сейчас один. О ЛГБТ— В 2013 году я сделал каминаут о своей сексуальной ориентации. Зачем? Во-первых, это тяжело носить в себе и скрывать. Ты каждую минуту продумываешь каждый свой шаг и все фильтруешь, чтобы не дай Бог, не выдать. Во-вторых, десятки тысяч членов ЛГБТ-сообщества продолжают это скрывать и скрываться от родных, близких и общества. Я думаю, что если бы в мое время было больше тех, кто сделал каминаут, мне было бы проще. Сначала я рассказал самым близким друзьям, затем коллегам по общественной деятельности и работе. Трудно было рассказать родным. В целом они отреагировали хорошо, так как до этого догадывались. У нашего общества есть стереотипы о том, как выглядят геи: будто мы все ходим в латексных розовых штанах и с перьями на голове. Трудно объяснить, что мы такие, как и все: работаем и слесарями, и дальнобойщиками. После каминаута в течение года жить было сложно: приходилось слышать кучу неприятных слов, получать в соцсетях и по телефону сообщения от «доброжелателей». Потом я к этому привык и нашел способ, как с этим бороться. Я придерживаюсь мнения, что да, ты можешь меня не принимать, не любить, не понимать моей жизни и моего выбора, но не переходи на оскорбления. Не так давно мне пришло сообщения во Вконтакте с угрозой физической расправы, и я обратился в милицию. Затем выложил на своей странице в соцсети фотографию заявления, придав это огласке, чтобы авторы сообщений видели, что я их не боюсь. И я не боюсь не только их, но и реакции общества. О том, как получил альтернативную службу— Альтернативную службу мне предоставили по религиозным убеждениям. В этом случае ты должен принести документ от официально зарегистрированной действующей в Беларуси религиозной структуры, что являешься ее прихожанином, членом общины или священнослужителем и действительно не можешь служить в вооруженных силах, держать в руках оружие и иметь на себе нашивки, шевроны и некие знаки отличия. Я предоставил в военкомат документ от архиерея из Киева. Видимо, комиссии этого было достаточно. Но нужно учитывать, что переписка с требованием альтернативной службы у меня длится уже более четырех лет. Мое дело очень толстое. Там есть документы о том, что я учился в семинарии в Украине, ксерокопия документов о моем рукоположении. О несовершенстве закона об альтернативной службе— То, что закон об альтернативной гражданской службе появился, это хорошо, но он существует не в том виде, в котором его ждали активисты. В том числе и я. Там есть несколько спорных моментов. Например, альтернативщику предлагают низкооплачиваемую и непрестижную работу (например, стричь газоны или убирать кладбища. — Прим. TUT.BY). Зарплата регламентирована независимо от того, чем ты занимаешься: таскаешь кирпичи или перекладываешь бумажки. Альтернативщику запрещено участвовать в стычках, забастовках и митингах. На мой взгляд, это уже нарушение прав человека. Если сотрудник компании по Трудовому кодексу имеет право уведомить нанимателя о забастовке и провести ее, то здесь человека этого права лишили. Сейчас срок службы в армии для парней с высшим образованием — один год, без высшего образования — 1,5 года. Альтернативщик же без высшего образования служит 3 года, с высшим образованием — 2 года. По мне это дискриминация на законодательном уровне. Почему я должен три года отработать на государства за небольшую зарплату, а кто-то другой 1,5 года. Почему у нас разные условия? Я боюсь, что закон разрабатывали и принимали, чтобы создать условия, на которые никто не согласится.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Закон об альтернативной гражданской службе в Беларуси вступил в силу 1 июля 2016 года. Призывник из Молодечно рассказал, почему ждал его несколько лет. |
|