"Синдром вышиванки": политика, бизнес, культура или попытка обозначить себя белорусом. 21.by

"Синдром вышиванки": политика, бизнес, культура или попытка обозначить себя белорусом

22.07.2016 18:20 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Пару лет назад Беларусь охватил «синдром вышиванки». Очень быстро одежда с орнаментом, которая раньше уместно смотрелась лишь на артистах народных коллективов, стала модной и появилась в гардеробе практически у каждого. Сегодня люди ходят в ней на работу, президент катается на тракторе, певцы выходят на сцену «Славянского базара», наши спортсмены наденут вышиванки на Олимпиаде в Рио, а в следующем сезоне то же самое обещает сделать и футбольная сборная страны.

Одни таким образом выражают свою политическую позицию, другие — хотят обозначить себя белорусами, третьи — зарабатывают на этом деньги. TUT.BY решил выяснить, чего больше в этой моде с национальным колоритом?


Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Вышиванки: культурный подъем или политика?

Вышиванки в Беларуси никогда не были вне закона. Правда, воспринимались большинством как исторический артефакт. И поэтому внимание ему уделяли разве что этнографы, культурологи и музейные работники.

— Калі б яшчэ некалькі гадоў таму вы выйшлі на вуліцу ў вышыванцы, то на вас бы пальцам паказвалі. А зараз народ ужо не палохаецца арнамента і нармальна ўсё ўспрымае, — обращает внимание член Студенческого этнографического общества Наста Глушко.

Все изменилось в 2014 году. Сначала в вышиванки массово переоделись украинцы. Майдан в Киеве, война на Донбассе и ситуация с Крымом заставила народ искать некий объединяющий элемент, который, среди прочего, выделял бы их из толпы и показывал право на самоопределение. Одежда с орнаментом подошла как нельзя лучше.


Беларусь миновали и войны, и революции последнего времени. Но проблема национальной идентичности, доставшаяся в наследство от Советского союза, была и, наверное, остается до сих пор. Более того, народ всегда был условно разбит на два лагеря: «бел-чырвона-белы» и «красно-зеленый» — по цветам флагов и политическим убеждениям.

Некоммерческая организация «Арт-сядзіба», насмотревшись на соседей, решила привнести тренд на вышиванки и в нашу страну. Авторы идеи говорят, что хотели сделать орнамент «лайтовай заменай „Пагоні“ і бел-чырвона-беламу сцягу». С одной лишь целью — возрождение белорусской нации.

— У свой час мы ўбачылі, што гэты сімвал здольны аб'яднаць усіх беларуаў. Вышыванкі заўсёды былі народным адзеннем. І гэтым яны выгадна адрозніваюцца ад дзяржаўнай сімволікі. Яны не маюць палітычнай афарбоўкі. Больш глыбокі сэнс заключаецца ў тым, што вопратка з арнаментам дапамаге беларусу абазначыць сябе беларусам, — объясняет координатор «Арт-сядзібы» Никита Бровка.


Никита Бровка. Фото из социальных сетей

Организация одной из первых начала выпускать вещи с орнаментом и переодела белорусов в так называемые вышимайки. А в октябре 2014 года провела первый в стране День вышиванки. Это одновременно была и ярмарка народных изделий, и фестиваль национальной культуры. Организаторы насчитали на мероприятии около полутора тысяч гостей.

Второй День вышиванки, который прошел всего через два месяца, оказался еще более масштабным. Его посетило около пяти тысяч человек. Разных политических взглядов. И это доказало, что орнамент может объединять народ.

— Вышиванки, в отличие от флагов, — это символ, который укоренен в белорусское национальное сознание. Это удачная символика, чтобы объединить белорусов, независимо от их политических пристрастий, — считает политолог Юрий Чаусов.

Правда, некоторые российские издания решили, что белорусы, массово переодевшиеся в вышиванки, представляют опасность для сохранения дружеских отношений наших стран. Популярное интернет-СМИ Lenta.ru выдала материал о том, как «официальный Минск использует вышиванку для национальной мобилизации».

Юрий Чаусов, если и видит в одежде с орнаментом политику, то лишь внутреннюю, но никак не внешнюю.

— Не думаю, что это послание России. Мне кажется, что те, кто начинал это движение, просто искали объединяющую символику. Месседж, который ими закладывался, отнюдь не конфронтационный. Наоборот. Он направлен, скорее, внутрь общества, а не вовне. И делалось это не для того, чтобы показать россиянам, например, что белорусы отличаются от них орнаментом, — говорит политолог. — Сам по себе поиск исторических узоров, которые были бы свойственны определенной нации, — это стандартный путь для того, чтобы заложить основу этой нации.


Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Мода на вышиванки вспыхивает в Беларуси не впервые. В советские годы подобный мейнстрим зарождался трижды. Но потом угасал. Сначала в 20−30-е годы прошлого века. Совпало это с политикой белорусизации. Но как только партия решила отказаться от временной либерализации, выделять себя из остального «русского мира» при помощи орнамента стало опасно.

В следующий раз мода на вышиванки вспыхнула в 50−60-е годы. Никакого национального подъема не было. Просто тогдашний политический лидер Никита Хрущев сам любил носить вышитые рубахи. Моде, заданной верховным правителем, следовали и остальные. Но она прекратилось после того, как руководитель страны лишился своего поста.

При Брежневе вышиванки и вовсе стали диссидентским элементом одежды. Носить их было позволено лишь артистам на сцене.

Но в конце 80-х, когда СССР уже дышал на ладан, и все страны социалистического лагеря начали заявлять про свое право на независимость, вышиванки снова оказались в тренде. Белорусы вспоминали свои национальные особенности и одевались в них, чтобы выделиться на фоне остальных.


Почему вышимайка на девушке — это дурной тон?

Студенческое этнографическое общество заинтересовалось вышиванками еще задолго до «Арт-сядзібы» и остальных белорусов. Они занимались изучением и возрождением национальной одежды. Больше с научной точки зрения.

— Вельмі добра, што Беларусь павярнулася тварам да сваёй культуры і гісторыі. Гэта цікава, прыгожа і самабытна. Вельмі файна, што беларусы хочуць выглядаць па-беларуску, — говорит член этнографического общества Наста Грушко.

Еще до всеобщего тренда Наста и сама выходила замуж в самостоятельно пошитом национальном костюме. Она не против мейнстрима на вышиванки. Беспокоится только о том, что белорусы не всегда правильно их носят.

— Спачатку важна разабрацца: як гэта — выглядаць менавта па-беларуску. Многім здаецца, што досыць проста надзець вышываную кашулю, і гэтага дастаткова. Але не. Спачатку колеры. Нашы арнаменты традыцыйна былі белымі, чырвонымі і чорнымі. Магчымы яшчэ сіні. Гэта тое, што нас адрознівае ад іншых славянскіх народаў. Усё астатняе прыйшло ўжо ў савецкі час, калі ў розных часопісах друкавалі схемы вышыўкі. І там аўтары не дужа сачылі за так званай чысцінёй моманту, — рассказывает Наста Глушко.

Так происходит и сейчас. Многие дизайнеры стали шить одежду с национальным колоритом, в котором не всегда можно найти белорусское начало.

— Часам даўгая жаночая сарочка называецца сукенкай і носіцца без аніякага яшчэ адзення. Нашы бабулі вырашылі б, што вы ў бялізне пайшлі гуляць па вуліцы. Гэта проста непрыстойна, — объясняет Наста. — А мужчынскія вышыванкі трэба насіць з поясам. Так будзе па-сапраўднаму. Адсюль і прымаўкі пайшлі старыя пра «распаясаўся».


Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

В то время, как одни следуют моде на вышиванки, другие — зарабатывают на этом деньги. Когда есть спрос, не все хотят думать, чтобы предложение полностью отвечало культурным составляющим национального костюма.

По словам Насты, популярные нынче вышимайки с прямоугольным принтом с орнаментом — одежда исключительно мужская. Девушкам лучше поискать для себя что-то другое.

— Мяне проста клініць, калі я бачу жанчыну ў вышымайцы. Гэта нонсэнс для культуры. Вышымайкі зроблены паводле мужчынскай сарочкі, у якой традыцыйна были дзве планкі на грудзях. И раней таму, што жанчына не можа хадзіць у мужчынскім адзенні, надавалася ледзь не магічнае значэнне, — говорит девушка. — З народным адзеннем суцэльны сучасны ўнісэкс не зусім суадносіцца. Але сучаснае стылізванае адзенне: майкі, пола з арнаментам — можна спакойна насіць.

Наста уверена, что после того, как массовое помешательство на вышиванках закончится, белорусы задумаются и над культурной составляющей орнамента. Просто нужно время.


Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Тренд на вышиванки быстро подхватил и бизнес. Многие производители провели ребрендинг и стали рисовать орнамент на своей продукции. Агентство МАСМИ даже провело исследование, чтобы посмотреть, помогает ли это увеличивать продажи. Оказалось, экономический эффект есть.

— Тое, што мы назіраем, — гэта агульная станоўчая цікаўнасць да нейкіх нацыянальных элементаў. Яна расце, і гэта дае пэўнае бачанне таго, што гэта не часовы ўсплеск. Не хацелася б, каб вышыванкі сталі так званымі бусламі і зубрамі, якія існуюць як сімвалы, але ўжо выхалашчаныя. І яны перастаюць несці пад сабой нейкі грунтоўны падмурак. Трэба браць аўтэнтычнае і ўжыўляць гэта ў сучаснае. Тады гэта будзе карыстацца ўсталёвым поспехам, — считает координатор гражданской кампании «Будзьма беларусамі!» Нина Шидловская.

Как государство влилось в мейнстрим с вышиванками

Тренд на вышиванки в Беларуси задали организации так называемого «бел-чырвона-белага» лагеря. Их мнение всегда шло вразрез с официальным. И взгляды на культурное возрождение страны часто расходились в разные стороны.

Но официальные власти не стали приравнивать вышиванку к политической символике, а, наоборот, влились в общий мейнстрим.

— Сцягі — гэта палітыка. А арнамент — гэта культура. Гэта тое, што досыць спакойна яднае людзей. І няма раздражнення аднаго іншым, — объясняет феномен Наста.

Сначала президент с сыном Николаем прокатился в вышимайках на тракторе, потом девушки в современных костюмах с орнаментом сопровождали в Минске российскую делегацию во главе с Владимиром Путиным, а дизайнер Юлия Латушкина переодела в вышиванки наших олимпийцев.

Вышиванка стала главным символом и Дня незавизимости, и купальской ночи в Александрии, и «Славянского базара».

Незадолго до этого на площадке у Дворца спорта Минкульт, БРСМ и Мингорисполком организовали официальный День Вышиванки.

— Трэба ганарыцца вышыванкай. Меня радуе, што ідзе зварот да традыцыйнага арнамента, да той традыцыі, якая адлічвае тысячагоддзі. Гэтую традыцыю немагчыма прыватызаваць якой-небудзь з палітычных сіл, бо гэта адзін з элементаў нашай спадчыны, — говорит энтограф, член Совета республики Игорь Марзалюк.

Более того, сенатор обращает внимание на орнамент на государственном флаге. Поэтому искать в вышиванках оппозиционное начало, по его мнению, не стоит.

От политического подтекста открещивались и чиновники, которые пришли на День вышванки.

— Вышыванка — гэта вопратка, безумоўна, святочная вопратка. Але сёння гэта для нас ужо сімвал, у які мы ўкладаем шмат нашых пачуццяў. Таму тое, што сёння моладзь, у прыватнасці БРСМ, адраджае гэтую вышыванку ў якасці свята, на мой погляд, мае вялікую будучыню, — сказал на мероприятии министр культуры Борис Светлов. — Дзякуючы вышыванцы нашы прыгожыя дзяўчаты становяцца яшчэ больш прыгожымі, мужныя мужчыны — яшчэ больш мужнымі.

Первый секретарь ЦК БРСМ Андрей Беляков добавил, что, переодеваясь в одежду с орнамментом, молодежь сохраняет историю, дорожит культурой и делает все возможное для процветания родной Беларуси.

— Для значнай часткі людзей, у тым ліку дзяржаўных службоўцаў, чынавенства, важна атрымліваць гэтыя сігналы ад высокай улады. Яны пачалі разумець, што без беларускага падмурку канчаткова сфармаць незалежнасць краіны немагчыма, — комментирует эти заявления координатор гражданской кампании «Будзьма беларусамі!» Нина Шидловская.

Правда, участников негосударственных общественных инициатив, которые и зародили моду на вышиванки, на официальное мероприятие не пригласили и от предложенной помощи в организации отказались. В «Арт-сядзібе» говорят, что БРСМ фактически скопировал их формат мероприятия. Правда, получилось, по их мнению, не очень.


Официальный День вышиванки. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— Калі ўлада робіць акцэнт на незалежнасці краіны, хоць мінімальную беларусізацыю, то за гэта можна толькі радавацца. Але калі аналізаваць апошні афіцыйны Дзень вышыванкі, то праз свой дылетанцкі падыход, ён псуе рэпутацыю усяго гэтага. Адсоткаў 80 людзей проста прыйшлі пад прымусам — іх проста накіроўвалі туды з універсітэтаў. І расійская папса з гандлёвых палатак таксама псуе уражанне, — уверен координатор «Арт-сядзібы» Никита Бровка. — Такія прымусовы няякасны піяр можа проста адвярнуць людзей ад вышыванак і замацаваць стэрыатып, што беларускае — гэта сялянскае і безгустоўнае.

Государственные структуры и общественные организации, которые поддерживают официальную политику, от разговоров про вышиванки отказались.

Политолог Юрий Чаусов считает, что навязать моду на вышиванки невозможно. По его мнению, ни власти, ни оппозиция своими словами и действиями не заставили бы народ переодеться в национальный костюм без желания самих людей. Здесь просто все совпало.


Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Вышиванка строит нацию. И нация, которая построена, стремится найти ту символику, которая выделяла бы ее на фоне остальных. Я не склонен считать, что само по себе распространение символов в состоянии перевернуть национальное сознание. Люди, которые ищут возможность подчеркнуть свою принадлежность к определенной нации сознательно надевают вышиванки, — говорит политолог.

По его мнению, «символика просто ждала своего времени, и сейчас оно наступило». И сколько продлится этой мейнстрим, и к чему в итоге приведет, решат сами белорусы. Политические силы здесь бессильны.


Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
TUT.BY решил выяснить, чего больше в этой моде с национальным колоритом?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика