Арена великих битв — Ошмяны
23.07.2016
—
Новости Общества
|
Богата «преданиями старины глубокой» земля белорусская. У каждого нашего местечка — своя древняя история, свои седые легенды. Небольшой городок Ошмяны не исключение. Местами неизвестная, местами подзабытая история взлёта, падения и возрождения Ошмян увлекает и завораживает… На скрижалях истории этот белорусский городок впервые упоминается в 1341 году в «Хрониках». Не раз Ошмяны становились ареной битв, союзов между князьями и их предательств… За более чем семисотлетнюю свою историю этот город не раз был разрушен. …Беспокойное время настало для местечка в начале XV века, когда крестоносцы надолго осадили Ошмяны. Тевтоны, московиты, шведы… Кто только не прошел с огнем и мечом по ошмянской земле! После получения в 1566 году Магдебургского права для Ошмян наступил расцвет. Город стал крупным кальвинистским центром. Но это не спасло ни Ошмянщину, ни ее центр от разрушительных военных действий. Впрочем, этот город неизменно возрождался из пепла. Однако в середине XIX века Ошмяны были полностью уничтожены… Тогдашний урон был настолько велик, что город уже не смог восстановиться, обрести былое величие и славу — к концу того столетия он стал обычным провинциальным городком. Гибель и слава «Ильи Муромца» В годы Первой мировой войны через Ошмянщину проходила стратегически важная линия Западного фронта — именно здесь велись весьма ожесточенные бои. И один из них — героическое воздушное сражение русского экипажа самолета «Илья Муромец». Воздушная эскадра в составе двух «Муромцев» и тринадцати самолетов прикрытия получила тогда приказ уничтожить немецкие тыловые позиции, которые находились в местечке Боруны близ Ошмян. Там дислоцировался штаб 89‑й дивизии противника, находились узел железнодорожной узкоколейки, артиллерийские склады, аэродром. В авангарде эскадры шел воздушный корабль «Илья Муромец» за номером 16 под командованием поручика Макшеева. И именно эту боевую машину встретил сильнейший артиллерийский огонь германцев. А затем ей навстречу вылетели четыре хорошо вооруженных и более быстрых немецких самолетов. Завязался ожесточенный, неравный бой… И тем не менее экипаж продолжил движение в немецкий тыл. Летчикам удалось отбить атаку трех вражеских машин. Ну а четвертая, находясь в «мертвой» зоне, вела прицельный огонь по тяжеловесному «Илье Муромцу»… Уже подлетая к Борунам, самолет потерял управление и упал на территорию, занятую немцами. Отважные летчики — командир поручик Макшеев, его помощник поручик Рахлин, артиллерийский офицер поручик Гаибов и наблюдатель поручик Карпов — погибли… Героев‑авиаторов похоронили в братской могиле, отдав все положенные воинские почести. А на деревянном кресте начертали: «Здесь похоронены четыре русских летчика, сбитых в воздушном бою 25.IX.1916». «Идем на таран! Прощай, Родина!» Такие слова из уст боевых товарищей услышали в наушниках советские летчики, оборонявшие ошмянскую землю в один из первых дней Великой Отечественной войны… Уже 25 июня 1941 года гитлеровцы оккупировали Ошмяны. Звено бомбардировщиков под руководством капитана Александра Авдеева получило задание разбить колонны 39‑го немецкого мотомехкорпуса, который неистово рвался к Минску. Из-за низкой плотной облачности пришлось идти почти на бреющем полете. Быстро приближалась серая лента дороги, на ней уже виднелись квадратные силуэты немецкой бронетехники. Не уклонились от курса пилоты-смельчаки и тогда, когда рядом с их самолетом начали взрываться снаряды, выпущенные вражескими зенитками. Наши летчики вели прицельный огонь — и колонна немецких танков утонула в оранжево‑черных всполохах от разрывов… Летящие рядом бомбардировщики повторили маневр командира. Разворот, снижение — и штурман Пётр Стреленко прошил пулеметной очередью очередную цель, накрывшуюся пеленой густого дыма… Но внезапно самолет затрясло, послышался запах горелого масла. Распоротая осколками обшивка развевалась на ветру, задымился двигатель… Чтобы спасти командирский бомбардировщик, боевые товарищи отвлекли внимание гитлеровцев на себя. Капитан Авдеев набрал высоту — и вдруг заметил еще одну вражескую мотоколонну. В этот момент остановился винт самолета, боевая машина резко пошла вниз… Пётр Стреленко спешил выпустить по врагу все оставшиеся боеприпасы. А земля стремительно приближалась… Считаные секунды оставались для того, чтобы принять решение. Если сесть на заболоченной поляне, тогда — плен. Но остается в силе еще один вариант — рисковый, не без этого… Направленный твердой рукой самолет, как карающий меч с неба, врезался во вражескую мотоколонну. Мощный взрыв всколыхнул воздух, зашумел белорусский лес, провожая советских пилотов в бессмертие… Ошмянщина современная Как говорится, кто ищет, тот всегда найдет для себя что-то неизведанное — в любом белорусском городе. Историческим символом Ошмян по праву считается Центральная площадь. Когда-то здесь стояла ратуша, в ней заседал магистрат. А сегодня на площади сходятся все транспортные артерии. Нельзя хотя бы кратко не упомянуть и краеведческий музей имени Франтишка Богушевича, в нем хранятся уникальные находки — древние боевые шлемы, оружие, вывеска с названием улицы Wehrmacht str. Синагога, корчма XIX века, бывшая польская гимназия… Оригинальность старой городской застройки в Ошмянах полностью сохранилась. Богата земля ошмянская и архитектурными памятниками, и удивительными преданиями… По-своему уникален каждый уголок в этих краях. Чего только стоит насквозь пропитанный легендами Гольшанский замок, чья таинственная слава разнеслась по всему миру! Впрочем, это уже совсем другая история… Юлия Гончар, «Ваяр», фото Александра Кибика Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Богата «преданиями старины глубокой» земля белорусская. У каждого нашего местечка — своя древняя...
|
|