— Акушерство и гинекология — это действительно мужская специальность, это тяжелый физический труд, — говорит Сергей Васильев, заместитель главного врача по медицинской работе минского роддома № 2.
По его мнению, женщина должна к себе относиться так же хорошо, как к своим украшениям и автомобилю, и минимум раз в год проходить обследование у гинеколога.
— Чтобы через пять лет не спохватиться с миомой до пупка, — прямо замечает Сергей Васильев и абсолютно откровенно рассказывает о родах, контрацепции и женском здоровье.
«Скоро в Беларуси, как на Западе, первого ребенка будут рожать в 30 лет»
— Женщины не стесняются обследоваться у мужчины-гинеколога?
— Нет. Сейчас отношение к этому вопросу изменилось. Раньше я подрабатывал в частных медцентрах, и, помню, еще в начале 2000-х годов к нам обратилась француженка. Она попросила, чтобы во время беременности ее наблюдал именно доктор-мужчина. Возможно, и до нас уже докатилась эта западная волна, когда женщина не стесняется врача-мужчину. Более того, женщины к мужчинам-врачам чаще прислушиваются.
— А мода поздно становиться мамами до нас уже докатилась? До какого возраста можно рожать?
— Лучше всего родить ребенка в период 21 - 35 лет. Оптимально, если это произойдет в 25−28 лет. По классификации Всемирной организации здравоохранения, репродуктивный возраст у нас до 49 лет. Но с 35 лет появляются риски, связанные с генетическими аномалиями, тем же синдромом Дауна. В 40−45 лет женщина уже обрастает миомами, эндометриозом, артериальной гипертензией, нарушением жирового обмена, болезнями печени, почек…
Если она собирается рожать после 40 лет, должна подойти к этому осознанно. Подготовиться, исключить все риски, проконсультироваться у специалистов. Если у нее все органы и системы функционируют исправно — никаких вопросов нет.
— Если тебе 30 лет и еще нет детей, более того, партнера подходящего тоже нет… Его нужно быстро искать и в экстренном порядке рожать?
— Нет, конечно. В Германии, например, средний возраст первородящей мамы — 31 год. Мы тоже постепенно подходим к таким показателям: сначала женщина должна получить образование, найти работу, встать на ноги, а потом планировать беременность.
Раньше у нас были такие термины, как «юная первородящая» и «возрастная первородящая». «Возрастной» считалась 30-летняя женщина. Теперь таких понятий нет. 30 лет — какая это старость? Самая молодость!
— Что влияет на способность женщины забеременеть и выносить здорового ребенка?
— Ее состояние здоровья. Важно, как сформировался ее организм к репродуктивному возрасту. Как она, еще будучи подростком, питалась и развивалась. Взять сегодняшнюю школьницу 16 лет — у нее букет заболеваний: хронический гастрит, сколиоз, вегетососудистая дистония…
— Сложных беременностей сейчас стало больше?
— Да. И это связано, на самом деле, с прогрессом. Например, 40 лет назад женщина со сложными гормональными дисфункциями просто не имела бы детей. Дальше бы эта генетическая ветка убиралась. Сегодня мы таким женщинам помогаем забеременеть и родить.
«Если рожать больно — сделают анестезию»
— Сегодня многие женщины боятся рожать. Что им делать?
— К сожалению, роды — процесс болезненный. И сделать так, чтобы женщина абсолютно ничего не почувствовала, не получится даже с помощью современных методов. Но частично обезболить можно как за счет инъекционных препаратов, так и, например, джакузи, в которой пациентка может полежать во время родов.
У нас не так, как в Америке. Где, как только женщина поступила рожать, хочешь не хочешь, ей делают регионарную анестезию.
Наш подход — более взвешенный. Регионарная анестезия — это вмешательство. Во время нее в позвоночник вводят анестетик. Болевая чувствительность исчезает, остается глубокая тактильная чувствительность. То есть, если при такой анестезии будут резать ножом, женщина будет чувствовать только какой-то нажим. Но чтобы сделать такое обезболивание, должны быть показания: болезненные и активные схватки при раскрытии шейки матки не менее четырех сантиметров.
У первородящей беременной средняя продолжительность родов — 12−14 часов, у повторнородящих — 10−12 часов. Женщина лежит в предродовой палате, за ней наблюдают акушерки и врачи. Они, как и сама женщина, оценивают болезненность схваток по 10-балльной шкале. В зависимости от ситуации принимают решение об обезболивании.
Если схватки идут так себе, регионарная анестезия их еще больше ослабит — и это ничем хорошим не закончится.
— А если беременная сама хочет, чтобы ввели обезболивающее и просто попросит врача…
— Все беременные в ожидании родов хотят анестезию. Это естественное желание. Если ей действительно больно и она хочет — сделают.
Но обезболить можно не только за счет регионарной анестезии. Массаж, прыжки на резиновых мячах, банальные спазмолитики тоже помогают.
— Много сегодня беременных, использующих регионарную анестезию при родах?
— По нашему роддому — до 10% женщин при естественных родах. При кесаревом сечении во время плановых операций мы делаем регионарную анестезию до 88% пациенток. Женщина при ней остается в сознании. Если роды начались и экстренно понадобилось кесарево, то тогда чаще всего прибегаем к общему наркозу.
— А что если женщина без показаний попросит сделать ей кесарево?
— В Колумбии и Венесуэле кесарево делают 80−90% беременных. Для этого у них одно показание — желание женщины. У нас такого нет. Должны быть веские основания, ситуация, когда женщина действительно не может родить сама.
«До беременности нужно сходить даже к стоматологу»
— Как вы относитесь к партнерским родам?
— Положительно. И у нас такие роды выбирают все чаще. Они важны для женщины, которая никогда не рожала. Муж, которого она любит и которому доверяет, в таком случае создает очень хороший психоэмоциональный фон.
— А к родам дома?
— В родах дома есть только один хороший момент — домашняя обстановка. На этом положительное заканчивается. Роды — процесс непредсказуемый, а ставки очень высоки: женщина может погибнуть или потерять ребенка. К счастью, это случается редко. Но опять-таки, как во время родов дома проконтролировать состояние ребенка?
Например, такая патология, как обвитие пуповины, встречается у 30% беременных. В большинстве случаев она проходит незаметно: ребенок рождается, и мы видим, что было обвитие пуповины. Но может быть так, что во время продвижения головки пуповина затягивается на шее, как петля. Здесь все будет зависеть от того, насколько ты быстро окажешь помощь и спасешь ребенка. Если женщина лежит в родильном зале, пять-семь минут — и ребенка извлекли. Дома малыш предоставлен судьбе.
Но, допустим, ребенок родился, а у женщины во время родов возникли разрывы ткани. Кровотечения могут быть профузными. Это как открываешь воду в кране, и она начинает лить, аж журчать. Не дай Бог, дома кто-то полезет туда рукой что-то отдирать без обезболивания. Это может привести к шоку, связанному с кровопотерей. И что потом? Хорошо, если женщина живет в городе и к ней через 15 минут приедет скорая.
— У вас в практике были случаи, когда женщина пыталась родить дома и ее экстренно привозили в роддом?
— Был случай, когда скорая везла уже родившую женщину, истекающую кровью, с давлением 60 на 40. А как-то поступила пациентка с клинически узким тазом и начинающимся разрывом матки. Она уже рожала четыре-шесть часов. Ребенок был крупный — 4,5 кг, таз не позволял ему пройти. Там уже отекли все внутренние органы. Мы ее прямо из приемного покоя повезли в операционную.
Такое случается, но редко. Но если во время родов дома ты потеряешь жену или ребенка, то кого будешь винить? Соседку, которая тебе посоветовала роды на дому? Конечно, нет. Ты потом всю жизнь не простишь это себе. Поэтому зачем экспериментировать?
— Сторонники родов на дому часто приводят в пример бабушек и прабабушек, которые тоже так рожали?
— Знаете, сколько в бытность наших бабушек и прабабушек составляла детская и материнская смертность? Очень много. А у нас сегодня младенческая смертность около 3 промилле. Это значит три случая на тысячу. При этом в стране где-то 120 тысяч родов в год.
— Несмотря на этот показатель, не так давно произошли три громкие истории, связанные со смертью детей в Слуцке и Новополоцке. Как такое может быть?
— Свести смертность до нуля невозможно. И такие случаи — единичны. Как правило, здоровые дети при условии физиологически протекающей беременности у здоровой мамы не умирают. Это нонсенс. Чаще всего у неблагоприятного исхода есть объективные причины.
Большая часть младенческих смертей связана с патологией плаценты. Плацента — питающая поверхность для ребенка. Если посмотреть на нее под микроскопом, то в идеальном состоянии она должна выглядеть как новый ковер с длинным ворсом. Каждая ворсинка для ребенка — питающий сосуд. Чем больше этих сосудов, тем больше ребенок получает кислорода, аминокислот и других важных веществ.
Но если во время оплодотворения яйцеклетки получается неполноценное плодное яйцо, из него не может сформироваться качественная плацента. Ее ворсинки будут тоненькими и маленькими, и не смогут питать ребенка как следует.
Поэтому на здоровье малыша влияет то, на какой секреторной фазе и гормональном фоне наступила беременность, был ли у женщины стресс. Во время войны даже было такое понятие — стрессорная аменорея, когда у женщины просто не было месячных. Организм воспринимал войну как неблагоприятные условия, и овуляция не наступала. Природа защищала женщину от беременности.
— Как снизить риски младенческой смертности?
— Готовиться к беременности и вести себя правильно во время нее. Делать все, что называется тремя буквами — ЗОЖ (здоровый образ жизни). Еще важно избегать стресса и полноценно и сбалансированно питаться.
Стресс для головного мозга как хронический яд. Центры, которые регулируют работу женских половых органов, находятся в головном мозге.
— Как жить без стресса?
— Прибегать к психотерапии, физическим нагрузкам… Когда мозг от мышц получает импульсы, стресс блокируется. Когда человек плавает и бегает, он таким образом уходит от проблем.
— РНПЦ «Мать и дитя» — это республиканское учреждение. Они много работают с женщинами из регионов. А у нас пациентки — из Минска. По статистике, в нашем роддоме — беременность чаще всего планируют. Хотя бы минимально, перед тем, как забеременеть, девушка идет на осмотр к гинекологу.
— Но что конкретно должны сделать мужчина и женщина, планируя беременность?
— Мужчина должен пойти к урологу, а женщина — к гинекологу и сдать анализы. Если кто-то из родителей болел сахарным диабетом, есть смысл сдать анализы и по этой части и сходить к эндокринологу. Если периодически повышается давление, нужно посетить кардиолога.
И что еще нужно обязательно сделать — обратиться к стоматологу и привести зубы в порядок. Кариес — это инфекция, а на фоне беременности угнетается иммунитет. При определенных обстоятельствах эта инфекция может попасть в кровь, и возникнет тяжелое обострение, например, пародонтит или сепсис. Как на фоне этого может нормально развиваться ребенок?
«Комбинированные оральные контрацептивы можно принимать годами»
— Давайте поговорим о контрацепции. Прерванный половой акт… Не кажется ли вам странным, что сегодня, когда у людей есть доступ к другим методам контрацепции, кто-то его еще использует?
— Более глупого, бессмысленного и ненадежного метода контрацепции в своей жизни я не встречал. Нужно понимать, что выброс спермы во время полового акта происходит еще до основного семяизвержения. То есть сперматозоиды начинают выделяться в самом начале, а за 10−20 секунд могут проникнуть не только во влагалище, но и в полость матки. А чтобы забеременеть, достаточно одного сперматозоида.
При этом прерванный половой акт не доставляет удовольствия. Из-за него у мужчины — оргазм не до конца, у женщины — тем более. Женские половые органы, которые отвечают за получение положительных эмоций, сосредоточены и во влагалище, и в шейке матки. Женщина только входит во вкус — тут все извлекается и прекращается. Какое удовольствие от этого?
К счастью, прерванный половой акт как метод контрацепции встречается все реже. Люди становятся более ответственными и пользуются презервативами, местными контрацептивными препаратами: вагинальными кремами, шариками, тампонами. И это все можно купить в аптеке без рецепта. К употреблению оральных контрацептивов должен быть более взвешенный подход.
— Комбинированные оральные контрацептивы не вредят здоровью женщины?
— Современные оральные контрацептивы при правильном подборе — оптимальный вариант. Если следовать инструкции и рекомендациям врача — побочных действий не будет. При этом такие препараты обладают не только контрацептивным эффектом, но и лечебным.
Оральные контрацептивы — как санаторий для яичников. Когда женщина их принимает, ее яичники дремлют. Состояние можно сравнить с тем, как работает машина на холостом ходу.
Раньше наши бабушки в 18−19 лет выходили замуж, жили половой жизнью, беременели. Затем ребенка вынашивали, кормили грудью и беременели в очередной раз. У женщины за весь ее репродуктивный возраст было от силы 20−30 овуляций. То есть ее яичник работал 20−30 раз за всю жизнь. А сейчас что? Яйцеклетки каждый месяц созревают вхолостую — беременность не наступает. И сегодня у женщины, которая не беременеет, не 20−30 овуляций, а 200−300. Чем больше орган работает, тем больше вероятность поломки. Откуда вы думаете появляются миома матки, эндометриоз?
— Как долго можно принимать комбинированные оральные контрацептивы?
— Годами, пока женщина не решит забеременеть и при отсутствии противопоказаний.
— И при этом не делать перерыв?
— Делать перерывы смысл есть. Но ни одна женщина чисто психологически не сможет шесть лет без перерыва принимать оральные контрацептивы. Через полгода-год ей нужно будет убедиться, что женская половая система работает нормально, и она сама прервет прием.
В любом случае принимать такие препараты нужно под наблюдением врача. Чтобы в случае чего, доктор мог их отменить.
— Говорят, что женщине не стоит мыть половые органы мылом. Мол, так она убивает естественную среду…
— Мылом можно и нужно мыться, но не хозяйственным, а туалетным. Хозяйственное мыло на 70% состоит из щелочи, которая разъедает не то что наружные половые органы, а грязное белье. Но важно понимать, что не стоит мыться мылом каждый день. Во влагалище должна поддерживаться молочно-кислая среда. Если вы будете каждый день спринцеваться и подмываться мылом — это окончательно разрушит микрофлору влагалища.
Гели для интимной гигиены — более мягкие моющие средства. И, конечно, если есть выбор, то лучше использовать их, а не мыло.
— Как часто нужно проводить гигиену половых органов?
— По мере загрязнения. Один-три раза в день — обыкновенной водой в том числе после посещения туалета. Не больше одного раза в день можно сделать это с мылом.
— Действительно ли мазок на цитологию выявляет рак?
— С помощью цитологии мы можем выявить рак шейки матки на ранней стадии и вылечить его. Рак возникает из опухоли не в два сантиметра, а в несколько клеток. Поэтому каждая здоровая женщина в Беларуси должна раз в год проходить обследование на онкоцитологию.
Сергей Васильев, заместитель главного врача по медицинской работе минского роддома № 2, рассказал TUT.BY о том, зачем ходить к гинекологу минимум раз в год и как не...