"Верю, что христиане объединятся". Апостольский нунций о Беларуси, папе и вере
02.01.2017 13:26
—
Новости Общества
|
Новый апостольский нунций в Беларуси архиепископ Габор Пинтер прибыл в Минск более четырех месяцев назад. Много ли за это время можно узнать о Беларуси и белорусах, как развиваются отношения с Ватиканом, когда белорусы дождутся приезда папы римского и каково будущее христианской веры? На эти и другие вопросы католический дипломат рассказал в эксклюзивном интервью для
В Западной Европе о Беларуси по-прежнему знают очень немного, с сожалением констатировал в начале разговора архиепископ Пинтер. «Мне хочется извиниться за это, особенно теперь, когда я увидел всю красоту этой страны и познакомился с ее добрым народом», — сказал дипломат. Он признался, что и у него самого раньше были «очень скромные познания об истории Беларуси», о которой он знал преимущественно в контексте истории СССР. Однако и это уже немало, ведь, как сказал посланник папы, сегодня многие европейцы и вовсе думают о Беларуси как о части России. В марте этого года, вскоре после своего назначения в качестве главы представительства Ватикана в Минске, апостольский нунций стал интересоваться местным контекстом и изучать Беларусь с помощью книг, интернета, начал общаться с белорусами. «Это было не так-то просто сделать в Вене, но у меня установились хорошие отношения с белорусским послом в Австрии. Вот так, шаг за шагом, я многое узнал о белорусской истории в целом и истории католического костела на этой земле, познакомился с нынешней общественной обстановкой, культурой и традициями Беларуси», — рассказал он. По мнению архиепископа Пинтера, белорусским властям следует «больше рекламировать Беларусь, чтобы заинтересовать иностранных туристов», поскольку туризм — это «лучший способ рассказать о своей стране всему миру». Простым белорусам тоже стоило бы подумать, как создавать больше информационных поводов, чтобы о стране чаще говорили в мировой прессе. С первого дня пребывания дипломат был очень впечатлен страной и, в частности, столицей Беларуси: «Минск очень красивый город, яркий и днем, и ночью — просто фантастика. Такой город можно представить себе в любой европейской стране». Апостольского нунция также впечатлили «добрые и милые белорусы». Белорусский народ, сказал он, «прекрасный и положительный во всех смыслах, как и любой другой европейский народ». Белорусам нужно вернуть чувство собственного достоинстваАрхиепископ Пинтер обратил внимание на несколько социокультурных моментов, которые отличают белорусов от других жителей Европы. Чтобы понять их, нужно полностью вникнуть в суть «тяжелейшей истории Беларуси». «Белорусский народ много страдал на протяжении веков, не только в советский период, но и до этого бывали очень непростые времена, все это наложило свой отпечаток, — отметил дипломат. — Я вижу два момента, которые касаются всего общества: во-первых, белорусскому народу сегодня не хватает чувства собственного достоинства, во-вторых — люди находятся в поиске собственной национальной идентичности». «Оно и понятно, люди здесь всегда попадали под чье-то влияние, в истории, к сожалению, было много моментов, когда они находились под давлением. Похожая ситуация сложилась и с белорусским языком. Вы лучше меня знаете, насколько важен родной язык в выстраивании национальной идентичности, язык — это часть идентичности, равно как и литература, и культура в целом», — подчеркнул архиепископ. По его словам, 25 лет независимости — «это ничтожно малый отрезок времени в контексте истории». Беларуси и ее народу «нужно больше времени и терпения, чтобы вернуть себе чувство собственного достоинства, осознать национальную идентичность», считает Пинтер. «Все это нужно для того, чтобы не просто обрести независимость, что уже произошло, но и в полной мере прочувствовать ее», — подчеркнул он. Глава диппредставительства Ватикана сегодня усердно практикуется в русском языке, трижды в неделю с ним занимается учитель. Он также изучает белорусский язык. «В нунциатуре есть белорусскоязычные сотрудники, а одна из моих помощниц — настоящий учитель белорусского языка, она мне очень помогает. Я хожу на белорусскоязычные богослужения, выступаю с речами на белорусском языке на церковных мероприятиях. Я уже многое понимаю, поскольку белорусский язык близок к русскому и польскому», — сказал апостольский нунций. Раскрыть историю Беларуси могут помочь архивы ВатиканаИзучение и понимание истории является чрезвычайно важным компонентом поиска собственной идентичности. В этом плане белорусам могли бы помочь архивы Ватикана. «Я уверен, что множество деталей белорусской истории может быть найдено в архивах Ватикана — ведь это первый и самый большой архивный комплекс в мире. Все зависит лишь от желания исследователей», — подчеркнул апостольский нунций. Сейчас в архивах Ватикана белорусских исследователей нет. «Но я представляю, сколько там для них возможностей, и мы можем посодействовать тому, чтобы белорусские специалисты могли там поработать», — заверил архиепископ. По его словам, чтобы попасть в архивы Ватикана, не нужно быть священником, работают там по большей части эксперты из среды профессиональных архивистов. «Ватикан всегда открыт для тех ученых, которые приезжают заниматься исследованиями в библиотеки, музеи и архивы», и готов к сотрудничеству с учеными, которые желают поработать в древних архивах, однако «финансироваться эти проекты должны за счет правительства той страны, откуда прибыл исследователь, либо какого-либо фонда». В целом, считает дипломат, сотрудничество Беларуси и Ватикана в области культуры сегодня налажено хорошо, как ничто иное. Он привел в пример выставку белорусских икон, которая несколько месяцев назад с успехом прошла в Риме, а также недавний визит в Ватикан директора Национальной библиотеки Беларуси Романа Мотульского. «Этот процесс продолжается, культурное взаимодействие — это очень успешное направление сотрудничества», — подчеркнул глава дипмиссии Святого престола. В Беларуси очень оживленный и активный католический костелЗа несколько месяцев службы в Беларуси апостольский нунций убедился в том, что местные католики участвуют в жизни костела намного активнее, чем верующие в других странах Европы. По его словам, в странах Европы активными членами костела являются 15−18% прихожан, а в Беларуси — 60−70%. «Это очень высокий показатель… Интересно и то, что в жизнь белорусского костела (богослужения, летние лагеря и различные церковные мероприятия) вовлечены люди всех возрастов», — подчеркнул он. Высокую активность белорусских католиков дипломат связывает с тем, что в дореволюционное время и в советский период католичество подвергалось серьезному давлению, в том числе политическому. Сейчас же люди «чувствуют себя свободно в вопросе религии, и это приносит им большую радость». «В целом я под очень большим впечатлением от католического костела в Беларуси — он очень живой и динамичный. Костел очень активный в том, что касается пастырской деятельности. Как и любая другая церковь, католический костел играет очень большую роль в общественной жизни. Взять, например, благотворительную деятельность организации „Каритас“ — сегодня большая часть католических приходов поддерживает бедных или бездомных людей. Словом, отделить церковь от общества невозможно, и прихожане, как католической, так и православной церквей, играют в его жизни большую роль», — сказал апостольский нунций. В истории Беларуси костел «всегда играл значимую роль, играет ее и сейчас». «Религия в принципе очень тесно связана с культурой — посмотрите, наибольшая часть экспонатов в местных музеях связана с православной или католической церквями», — пояснил Габор Пинтер. В то же время, добавил он, «не все дела костела обстоят так хорошо». В частности, по мнению архиепископа, того числа людей, которые сегодня заняты в деятельности костела, не достаточно. «Мы могли бы делать намного больше, но нам не хватает людей, в первую очередь, священников и сестер-монахинь, — сказал дипломат. — Многие священники, которые служат в Беларуси, приехали из Польши и других стран, в то время как костелу нужно больше своих священников. Насколько мне известно, после распада СССР, в самом начале независимости Беларуси, здесь служило около 50 священников. Сейчас их почти в десять раз больше, но и этого нам не достаточно». Учить католических священников в Беларуси будут иначеВ Беларуси сегодня работают четыре католических учебных заведения — Минский теологический колледж имени святого Иоанна Крестителя, Катехетический колледж имени Зигмунда Лозинского в Барановичах, Высшая духовная семинария в Гродно и Межъепархиальная высшая духовная семинария имени святого Фомы Аквинского в Пинске. «Мы рассматриваем варианты развития системы образования в семинариях, думаем, как сделать обучение в этих учреждениях более совершенным, — рассказал дипломат. — Как и в обществе, в костеле жизнь меняется очень быстро, и того, что было хорошо 50−100 лет назад, сегодня недостаточно. Таким образом, система католического образования для духовенства в Беларуси будет реформирована, мы работаем над этим». Апостольский нунций затронул тему строительства Минской теологической академии имени Иоанна Павла II. По его словам, идея создания академии — «очень хорошая и важная», но, подчеркнул дипломат, католический костел в Беларуси пока в самом начале пути к этой цели. «Есть идея и видение, какой должна быть академия, мы в Ватикане этому очень рады и поддержим ее реализацию. Но академия — это будущее. Да, костел хочет ее создать, эту идею поддерживает и Ватикан, и белорусское правительство. Но когда точно этот проект будет реализован, сколько лет это займет, я не знаю», — добавил архиепископ Пинтер. По его словам, прежде чем академия приступит к работе, необходимо выработать соответствующую образовательную систему. Преподавать в этом учебном заведении смогут не только белорусские специалисты. «Вовсе не обязательно, чтобы там работали только преподаватели из Беларуси. Для многих вузов нормально приглашать на работу иностранных преподавателей, которые приезжают и какое-то время ведут свою дисциплину», — отметил он. Ватикан и Беларусь не отказались от идеи конкордата, но работы еще многоРазговоры о возможном заключении конкордата между Ватиканом и Беларусью ведутся не первый год. Конкордат — это договор между папой римским как главой Святого престола с каким-либо государством. Документ регулирует правовое положение Римско-католического костела в стране. «Да, работа над конкордатом не закончена, но она абсолютно точно и не отменена. Намерение заключить международное соглашение между Ватиканом и Беларусью постоянно высказывается», — подчеркнул дипломат. По словам архиепископа Пинтера, вопрос заключения конкордата очень сложный. «Его должны тысячу раз проверить, потому что он влияет на юридические детали в законодательстве страны. Конкордат предполагает обширное соглашение, которое учитывает множество тонких вопросов. Например, в социальной жизни — это служение священников в тюрьмах, в армии, в школе», — пояснил глава диппредставительства Святого престола. Ватикан заключил конкордаты со многими странами, но в последние 30−50 лет такая форма международного документа — достаточно редкое явление, отметил он. Сегодня чаще заключаются соглашения, которые затрагивают конкретные темы в отдельности. «Гораздо проще разобраться сначала с одним вопросом, а потом перейти к другому», — добавил дипломат. Какой вариант в итоге выберут Беларусь и Ватикан, архиепископ не знает. Однако уже сложившиеся отношения между Святым престолом и Минском он считает «очень правильными и хорошими», хотя сторонам «всегда есть, над чем работать». «Я могу заверить, что у нас налажен очень хороший контакт с белорусскими властями. За тот непродолжительный срок, который я здесь нахожусь, я почувствовал гибкость правительства Беларуси. Там очень открытые люди, с которыми можно говорить о любых вещах. Я также почувствовал открытость вашего президента», — заявил Габор Пинтер. Главные ценности и основные задачи, которые ставят перед собой Беларусь и Ватикан, например во внешней политике, «в той или иной мере совпадают». «Оба наших государства хотят быть открытыми для всего мира, хотят выстроить хорошие, мирные отношения со своими соседями и другими странами», — подчеркнул архиепископ. В то же время дипломатия Ватикана, сказал он, направлена не только на католиков, проживающих в той или иной стране: «Мы всегда стремимся работать со всем обществом по многим социальным вопросам, в том числе по правам человека». Ватикан должен убедиться, что визит папы в Беларусь воспримут положительноБезусловно, одной из главных тем последних лет, связанных с католичеством, является возможный визит в Беларусь папы римского. Во время поездки в Ватикан в 2008 году Александр Лукашенко пригласил посетить Беларусь тогдашнего понтифика Бенидикта XVI, а в этом году — нынешнего главу Святого престола папу Франциска. Однако для того, чтобы визит папы в Беларусь состоялся, Ватикан должен убедиться, что его приезд будет всеми одинаково положительно воспринят, заявил апостольский нунций. «Визит папы — явление, которое должно приумножать любовь, гармонию, мир, все самое положительное, что может прочувствовать абсолютно каждый человек в этой стране — не только католики, но и все другие христиане, мусульмане, атеисты и так далее, — подчеркнул дипломат. — Это должно быть явлением, укрепляющим человеческое братство, но не должно быть чем-то, что может разделить людей, из-за чего могут возникнуть конфликты и распри». «Я знаю, что между людьми разной веры в Беларуси исторически царил мир и гармония. Но папа, если он посетит Беларусь, приедет не просто как частное лицо или епископ Рима. Он является главой государства, субъектом международного права, поэтому его визит в какую бы то ни было страну мира имеет международный контекст», — добавил дипломат. Лишь после того, как будет улажен этот вопрос, можно будет переходить к техническим деталям организации визита, сказал глава дипмиссии Святого престола. «Как я уже заявлял, для меня этот визит является приоритетной задачей, — подчеркнул он. — Я знаю, насколько важно это событие для страны, католического костела, белорусов в целом и даже для всего Восточноевропейского региона. Для меня приоритетно сделать все, что в моих силах, чтобы этот визит состоялся. Мы работаем над этим вопросом вместе с белорусским правительством и ведомствами Ватикана». Архиепископ Пинтер рассказал, что ему уже доводилось заниматься организацией приема понтифика. «Я был в Париже, когда папа Бенедикт должен был приехать во Францию, у меня есть опыт в этом, надо сказать, нелегком деле, которое технически занимает не менее полугода. Но меня не пугает эта перспектива, я рад ей», — заявил он. Последний раз Габор Пинтер встречался с папой Франциском в начале августа этого года, за две недели до приезда в Беларусь. На той встрече они много говорили о Беларуси. «Папа напомнил о своей встрече с белорусским президентом и всех тех вопросах, которые они тогда обсуждали. Папа говорил мне о своей особой любви к католическому костелу в Беларуси. Он очень хорошо знает, что белорусские католики в прошлом многое пережили. Мы говорили с ним о том, какие искренние в Беларуси верующие. Понтифик с большой радостью отозвался о той активности, которую проявляет костел в Беларуси, а также о хороших отношениях между католическим костелом и православной церковью в этой стране», — рассказал дипломат. Мирное сосуществование религий в Беларуси — пример для других странПо словам дипломата, у него сложились «очень положительные впечатления» от того, в каком состоянии находятся в Беларуси отношения между католической и православной церквями. Одним из первых, с кем дипломат встретился после приезда в Минск, был митрополит Павел. «У нас была очень приятная беседа, он произвел на меня очень хорошее впечатление. После я также встречался с другими православными епископами и священниками, которые занимаются вопросами образования, сотрудничества с костелом», — рассказал апостольский нунций. Он подчеркнул, что в Беларуси «продолжается историческая традиция гармоничного сосуществования различных религий, когда люди разных вероисповеданий живут в мире и любви». Такое «не в каждой стране такое можно увидеть», добавил диломат. «Мне кажется, я знаю, почему в Беларуси так происходит, — сказал глава дипмиссии Ватикана. — Причина этого кроется именно в исторической ситуации, когда на протяжении веков на этой земле православные и католики жили бок о бок, они знали друг друга. Я убедился в том, что когда люди разных вероисповеданий живут вместе, они не боятся друг друга, у них нет религиозных предрассудков, они участвуют в жизни друг друга. Все это очень важно». «Если говорить грубо, 80% верующих в Беларуси — православные, а 20% — католики. Но при этом 40% браков — смешанные, то есть это пары, в которых супруги исповедуют разные религии. Это говорит о том, что множество людей в стране живут неотрывно от религиозной традиции своей половины, знакомы с другой религиозной традицией и складом ума. Они знают, что оба они идут по одному пути, потому что, пусть официально церкви разделены, но христианские ценности-то одинаковые. В этом я вижу причину, по которой люди в этой стране живут во взаимном уважении и любви», — добавил представитель Святого престола. В будущем возможна единая христианская церковь«Я верю в то, что когда-нибудь у христиан будет единая церковь. Но, вероятнее всего, эта церковь будет очень сильно отличаться от того, что мы можем себе представить, и объединиться она не тем путем, какой мы сегодня можем себе вообразить», — отметил архиепископ Пинтер. По мнению дипломата, христианской церкви, какой она была около тысячи лет назад, до Великого раскола в 1054 году, не будет, потому что «в то время это была совершенно другая структура». Тогда «не было такого уровня сообщения, не было такой организации, какая существует сейчас» — это была «единая, но в то же время фрагментированная церковь» — различные епархии, которые были «в большей степени независимы друг от друга», пояснил архиепископ. «Такого единства сегодня я не могу себе представить, потому что сейчас мы живем в совершенно другое время, — добавил апостольский нунций. — У нас появились совершенно другие инструменты коммуникации и технические возможности, у нас уже абсолютно другой склад ума, чем тысячу лет назад. Но я верю, что у нас есть какая-то возможность объединиться в общую христианскую церковь, это абсолютно возможно с теологической точки зрения». В то же время Габор Пинтер, который серьезно занимался изучением экуменизма и защитил докторскую работу на эту тему, «не видит конкретного способа, каким образом такое объединение могло бы произойти». Говоря о нынешних отношениях между католической и православной церквями, глава дипмиссии Ватикана в Беларуси отмети: «Еще никогда они не были такими хорошими, как на протяжении последних 40−50 лет». Однако процесс развития этих отношений осложнен тем, что православная церковь — немонолитна, добавил дипломат. «Сейчас мы говорим о пятнадцати совершенно независимых православных церквях, которые находятся в определенном сотрудничестве друг с другом, но в повседневной жизни очень мало соприкасаются между собой», — пояснил архиепископ Пинтер. Он предполагает, что для православных церквей мира было бы лучше наладить взаимное сотрудничество таким образом, чтобы они были более гомогенными. В таком случае им было бы проще вести диалог с католическим костелом. «Конечно, такой диалог и сейчас ведется — для этого есть ежегодный форум по теологическим вопросам, на котором представлены пятнадцать православных церквей и католический костел. Эти встречи очень значимы, поскольку на них вырабатываются важные решения и теологическое видение будущего. Но в практическом смысле сегодня Ватикан контактирует с каждой православной церковью по отдельности и, когда это возможно, со всеми ними вместе», — рассказал апостольский нунций. По словам архиепископа Пинтера, о трудностях в межконфессиональных отношениях говорится очень много, потому что «людям свойственно хотеть получить результат немедленно». Но если «учесть почти тысячу лет разделения и посмотреть на то, сколько хорошего случилось за последние 50 лет», то можно увидеть, «насколько улучшились отношения за этот короткий промежуток времени». «Мы действительно далеко продвинулись в деле экуменизма, даже если мы ощущаем, что этого недостаточно и что можно было сделать больше», — подчеркнул представитель Ватикана. По его словам, подобное проявление экуменизма важно, в том числе для тех, кто приходит в христианскую веру только сейчас — например, жители стран Африки или Азии. Они видят разделение христиан на католиков, православных, кальвинистов и так далее, и спрашивают: «А почему все вы не вместе?», отметил глава дипмиссии Святого престола. «После второго Ватиканского собора в 1960-х годах эти отношения развивались просто невероятно хорошо — мы стали много сотрудничать друг с другом, испытывать взаимное уважение. Сегодня мы можем вместе молиться, встречаться друг с другом. Поэтому результаты нашего сотрудничества в последние десятилетия положительные и очень важные. Я надеюсь, что так будет продолжаться и далее, и в конце концов мы найдем способ объединиться даже в какой-то видимой форме», — подытожил архиепископ Пинтер. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Новый апостольский нунций в Беларуси архиепископ Габор Пинтер прибыл в Минск более четырех месяцев назад. Много ли за это время можно узнать о Беларуси и...
|
|