Что ждет белорусское образование: тезисы Карпенко
24.08.2017 13:54
—
Новости Общества
|
Республиканский педагогический совет проходил в Минске в среду и четверг. В последний день работы педсовета на нем выступили президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Министерства образования Игорь Карпенко. В ходе выступления министр обозначил векторы развития сферы в ближайшие годы. Sputnik приводит основные поднятые Карпенко темы. Перейти на всеобуч"В стране созданы все условия для перехода на обязательное общее среднее образование. Есть государственный запрос на квалифицированного хорошо образованного специалиста", — пояснил необходимость перехода к обязательному всеобщему образованию министр. По словам Карпенко, в Кодексе об образовании" заложен законодательный коридор" для новации, а на всеобуч есть и общественный запрос. Смотреть не на ЦТ, а на личность"Качество образования не должно измеряться результатами централизованного тестирования (ЦТ) предметных олимпиад или получением мест в гимназиях. Образование должны оценивать по уровню личностного и социального развития каждого ученика", — заявил Карпенко. Министр отметил, что готовить надо не "отдельных элитных учащихся, а помочь всем". Ужесточить требования к гимназиямВ Беларуси сегодня 15 видов учреждений общего среднего образования, из них больше всего вопросов у министра вызывают гимназии. "Из двух сотен на слуху несколько десятков. Предлагаю ужесточить требования к качеству образования в гимназиях с учетом профилизаций", — заявил он. По словам министра, профилизацию следует связывать не со вступительным экзаменами в гимназию, а с осознанным выбором школьником профессии. "А это возможно в более старшем возрасте. Поступление в гимназию сегодня — не желание ученика, а амбиции его родителей", — заявил министр. По словам Карпенко, обычные общеобразовательные школы имеют "такое же право на дальнейшее обучение одаренных учащихся". Лицеи уберут, оставят колледжиУбрать лицеи из системы профессионально-технического образования и сохранить лишь колледжи — предложение Минобразования в сфере ПТО. Также министр призвал повышать интерес к рабочим специальностям за счет активного вовлечения детей в шестой школьный день. Провести оптимизацию университетовКак напомнил Карпенко, в Беларуси 28 вузов готовят по экономическому профилю, 17 — по юридическому. "Необходимо провести оптимизацию с учетом профиля университетов, кадрового потенциала и базы", — заявил министр. Карпенко вновь подчеркнул недопустимость дублирования подготовки по одним и тем же специальностям — не только в вузах, но и ссузах. Призвал пересмотреть требования министр и к заочной форме получения образования, а в докторантуру решено принимать только по целевому направлению на основе грантов. В вузах также необходимо расширить количество специальностей на английском — для экспорта образовательных услуг, уверен министр. Как и расширять изучение китайского языка. Вместо выпускных экзаменов — еще один тестБлагодаря введению централизованного тестирования в Беларуси удалось исключить коррупцию, напомнил Карпенко. "В то же время опыт показал определенное несоответствие между средним баллом аттестата и результатами централизованного тестирования. Наверное, не зря идет полемика по возвращению к пятибалльной системы оценок", — высказался министр. Кроме того, добавил он, "время диктует необходимость изменить понимание выпускного экзамена за курс средней школы". После 11-го класса вместо экзаменов дети будут сдавать общеобразовательный тест, а после девятого класса экзамены будут независимыми. При поступлении — собеседованияСреди предложений министра — изменить механизм проведения вступительной кампании. "Для отдельных специальностей необходимо проводить специальные собеседования до подачи в вуз. Позитивный пример — собеседование для педагогических специальностей. По некоторым специальностям — введение внутренних экзаменов при поступлении", — отметил Карпенко. Добавить больше технологийЧиновники хотят рывка в создании информационно-образовательного пространства. В пример приводят Россию, которая придет к этому в течение двух лет. Среди ожиданий — оснащение школ высокоскоростным интернетом, введение электронных дневников и журналов и другие новации. Кроме того, власти хотят видеть в образовании больше современных технологий — включая дополненную реальность. Разобраться с репетиторамиМинистр уверен, что педагог — ключевая фигура в образовании, а статус в обществе во многом определяется личностью учителя. "Можно ли говорить об уважении к своей профессии у так называемых репетиторов", — задался вопросом Карпенко. По словам министра, многие учителя заинтересованы теперь не в проведении поддерживающих уроков, а в занятиях репетиторством — в том числе и вовлеченные в школьный образовательный процесс детей педагоги и подготовку их к вузам. "А это завуалированная форма коррупции", — отметил министр. По решению властей в трудовые контракты учителей будет внесена норма о том, что педагоги должны будут информировать нанимателей о деятельности в качестве репетиторов. И заняться воспитанием"Необходимо поднять на новый уровень воспитательный потенциал", — призвал Карпенко. По словам министра, каждый урок имеет огромный воспитательный и идеологический потенциал, а эффективность реализации — в руках педагога. Призвал он искать новые подходы в воспитательном процессе. Для этого Карпенко хочет возродить "лидирующие роли" БРСМ, пионерии, студенческих организаций. Необходимо отказаться от формализма и "наполнить деятельность реальными делами", уверен министр. По словам Карпенко, незаслуженно забыты "коллективные творческие дела", а новый импульс надо придать школьному и студенческому спорту, волонтерскому и тимуровскому движениям. Изменятся ли экзамены в Беларуси, сократят ли набор в вузы и вернется ли страна к пятибалльной системе оценок? В четверг в 19:00 смотрите на сайте и социальных сетях Sputnik обсуждение итогов педсовета с известным преподавателем Евгением Ливянтом. Свои вопросы ведущим и Ливянту, а также комментарии и мнение о реформе образования оставляйте в комментариях и наших аккаунтах Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Репетиторов сравнили с коррупционерами, гимназий может стать меньше, а в обучении необходимо использовать технологии дополненной реальности. |
|