Витебский "Титаник": почти 100 лет назад на Двине произошло крупное кораблекрушение
13.11.2017 08:24
—
Новости Общества
|
Страшная авария, в которой погибло не менее 100 человек, произошла на Западной Двине 27 апреля 1919 года. О событиях почти столетней давности на очередной лекции бесплатных курсов «Витебск: реальная и популярная история родного города» рассказала ведущий архивист Государственного архива области Светлана Мясоедова. Крушение потерпел товаро-пассажирский заднеколесный однопалубный пароход «Надежда» — он шел вниз по реке из Витебска в Бешенковичи и наскочил на каменный ледорез Двинского моста (сейчас его называют Кировский). Что представляла собой «Надежда»? Судно могло перевозить до трехсот пассажиров. Построили его в 1892 году на верфи в Риге, оно принадлежало Первому обществу пароходства. За месяц до трагедии — 25 марта, капитаном «Надежды» назначили 67-летнего жителя Дисны Михаила Козловского. Он водил суда по Западной Двине более 40 лет и хорошо знал фарватер от Двинска до Дисны. Капитан был трудолюбивым, грамотным, скромным, религиозным человеком, «под судом не состоял», «роста был среднего, питания ослабленного, поведения, безусловно, трезвого». 27 апреля в 9 часов утра пароход под управлением рулевого Якова Евдокимова прибыл из Бешенковичей в Витебск. Около двух часов дня он дал три свистка, после третьего скомандовал: «Ход вперед». «Надежда» отчалила от пристани пассажирским рейсом № 3 на Бешенковичи. На судне было 242 пассажира, в том числе 5 детей. Пристань располагалась у правого берега реки на расстоянии около 360 метров выше Двинского моста. Местные моряки знали два способа отчалить. Чаще всего они поднимались вверх по течению метров на 600−700 и там, далеко от моста, выполняли разворот, иногда делали это прямо от пристани, но судно не отвязывали. Однако капитан Козловский прошел всего несколько метров вверх по течению и начал разворот. Маневр сразу не удался, и, дойдя больше, чем до середины реки, он скомандовал задний ход. Руль не слушался, корму тянуло вниз, да и ветер был против движения. Задним ходом пароход дошел до устья Витьбы, а там был дан ход вперед по направлению к пролету моста. «Надежда» навалилась боком на каменный ледорез опоры моста. Капитан, некоторые пассажиры и члены команды упали в холодную апрельскую воду. Другие люди бросились на правый бок судна, чтобы вылезти на опору моста. Пароход накренился, зачерпнул окнами кают воду и стал тонуть. Погибла почти половина пассажиров. Жертв было так много, так как в первые минуты после столкновения с мостом люди не смогли покинуть каюты, открыть двери и окна. Расследование причин аварии вначале возложили на начальника городской милиции Александра Реуцкого. А 28 апреля в Витебск прибыли специалисты из Смоленска — техник и юрист управления водного транспорта Северо-Западной области (Севзапвода). Они организовали комиссию по расследованию обстоятельств крушения. Милицию к расследованию не привлекли. После тщательного изучения всех материалов комиссия пришла к выводу, что капитан направил судно на ледорез без злого умысла, вследствие преклонного возраста и плохой погоды. В качестве причин крушения отмечались нарушения в работе Витебского рупвода: использование аварийных судов, назначение на работу пожилых людей без медицинского осмотра и документов, отсутствие четких правил судоходства и умения оказать помощь в чрезвычайной ситуации. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Авария унесла жизни не менее 100 пассажиров парохода, который шел из Витебска в Бешенковичи.
|
|