Правдами и неправдами они стараются раздобыть такого рода лекарства, чтобы погасить очередную ломку или добавить кайфа. На какие именно ухищрения идут наркозависимые, чтобы достать необходимую дозу всего за 2 рубля (стоимость трамадола — психотропного опиоидного анальгетика), мы узнали, поучаствовав в милицейской специальной программе «Допинг». Во время этого мероприятия МВД проверяет больницы, аптеки, поликлиники и ФАПы.
Как наркоманы умудряются раздобыть препараты, которые выдаются в аптеках только по рецепту? Чтобы выяснить это, мы отправились в Борисов, где с начала года зафиксировано уже 4 таких преступления. Оперуполномоченный отдела наркоконтроля Борисовского РУВД Константин Глушень рассказывает, что страдающие наркотической зависимостью порой распечатывают рецептурный бланк на стандартном принтере, вырезают и вклеивают печати, а иногда приносят оригинальный документ, на котором присутствует подпись врача. Правда, уже неработающего.
Пару месяцев назад милиция задержала 35-летнего борисовчанина К. с таблетками в кармане, которые выдаются только по рецепту. «После оперативно–розыскных мероприятий была установлена связь К. с жителем Борисова Т., — рассказывает оперуполномоченный. — При обыске у Т. мы нашли пустые рецептурные бланки и печати». Оказалось, 60-летний Т. всю жизнь проработал в городском медучреждении, а уйдя на пенсию, прихватил с собой пустые рецептурные бланки. Эти проштампованные своей личной печатью документы он продавал К., установив плату в 20 рублей за один рецепт. Предприимчивый К. отоваривал бланки в аптеке, а купленные препараты перепродавал друзьям–наркоманам. Кстати, у бывшего врача дома нашли и марихуану. Расследование дела еще продолжается. Но в отношении фигурантов уже возбуждены уголовные дела за подделку документов, хранение и распространение наркотиков. Это не единственный случай в Борисове, когда бывший медицинский работник, пользуясь личной печатью, приобретает психотропные вещества. В конце прошлого года оперативники Борисовского РУВД вышли на экс–сотрудника скорой медицинской помощи, который, уволившись, сам себе выписывал рецепты, якобы помогавшие ему бороться с наркотической зависимостью.
В аптеке № 172 Борисова нас встречает Наталья Чудакова, провизор–рецептар, которая уже 40 лет терпеливо сносит нападки тех, у кого идет ломка. Рассказывает, что главное в таких ситуациях — не дать понять наркоману, что ты знаешь о его состоянии:
— За годы работы я узнала наперечет всех жителей нашего района, которые страдают зависимостью. Они приходят с трясущимися руками, берут шприцы и ампулы кеторолака — говорят, так им легче колоться. Некоторые в дополнение покупают корвалол. Им кажется, что это добавляет кайфа.
Не раз видела Чудакова и поддельные рецепты в руках наркоманов:
— Бывает, рецепты оформлены с виду правильно. Те, кто с ними пришел, сразу становятся в позу. Предлагают позвонить врачу. Но как только мы снимаем трубку, убегают.
Всерьез на особый контроль наркотические и психотропные лекарства, которые используются в медицинских целях, в стране взяли почти 15 лет назад. В специальном документе прописали, как именно должны быть оборудованы кабинеты, где хранятся наркотические вещества. Тем не менее, при каждой операции «Допинг» где-нибудь, да найдутся недостатки. Александр Миняйлов, старший уполномоченный отдела по наркоконтролю и торговле людьми УВД Миноблисполкома, приводит в пример больницу в Смолевичах. Оказалось, в течение 2 лет ампулы, оставшиеся после использования препаратов такого рода, уничтожались без присутствия представителей РОВД. Грубое нарушение правил! Это исключено в Республиканском клиническом медицинском центре, открывшемся пару месяцев назад. За хранением лекарств здесь следит Андрей Обухов, старший анестезист. Он показывает нам электронные роллеты, датчики движения, решетки на дверях и систему сигнализации, которая связывает между собой все элементы помещения. Хочется верить, что работники всех медицинских учреждений рано или поздно придут к пониманию, что здесь необходима полная безопасность. А операция «Допинг» будет проходить еще реже.