Жизнь посвятил службе закону. 21.by

Жизнь посвятил службе закону

27.02.2019 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

 Ведь его хорошо знают и уважают очень многие. И не только как профессионала милицейского дела, но и за ряд прекрасных личных качеств. Свою служебную деятельность Анатолий Григорьевич начинал сержантом, благодаря упорному труду дослужился до должности начальника Борисовского ГОВД и звания «полковник милиции». Только Борисовской милиции отдано три десятка лет. На заслуженный отдых ушёл в 2002 году с ответственной должности в комитете исполнения наказаний МВД Республики Беларусь, но и сегодня продолжает активно участвовать в жизни ветеранской организации, часто выступает перед личным составом Борисовского РУВД, давая лаконичные, но мудрые советы молодому поколению стражей правопорядка. У некоторых может сложиться мнение, что жизненная карьера у А.Г. Шибалко легко двигалась по накатанной колее, но это далеко не так. Поэтому хочу рассказать о судьбе и характере этого человека немного подробнее.

                        

А.Г. Шибалко появился на свет в суровые и тяжкие годы начала Великой Отечественной войны 4 декабря 1942 года. Он стал четвёртым ребёнком в семье, которая проживала в дер. Юзефово Борисовского района. Родители, Григорий Николаевич и Наталья Фёдоровна, работали в местном колхозе. Выживали как могли в условиях оккупации, постоянного голода и страха. Часть продуктов забирали немцы, часть отдавали партизанам, так что в остатке провизии было всего ничего. Выжили… Не стало только самого старшего брата, пяти лет отроду. После лета 1944 года, когда советские войска погнали фашистов на запад – стало чуть легче, но не намного, поскольку отца мобилизовали и отправили на фронт. Эта страшная война, кстати, ставшая для отца уже четвёртой по счёту, продолжала безжалостно забирать не только материальные ресурсы но и человеческие жизни. Из 360 человек в Юзефово с войны вернулись только 8.

Маленькому Толе было около трёх лет, когда у калитки появился незнакомый мужчина. Отца мальчик конечно не узнал и спрятался за юбку матери. Только позднее Толя стал понимать, как им повезло, что папка пришёл с войны живым и был только ранен.

Постепенно жизнь стала налаживаться, хотя до лучших времён было ещё очень далеко. Семья стала больше: в 1947 году родился брат Александр, а в 1952 - Валерий. Толя вместе со сверстниками и ребятами постарше частенько собирали дикий щавель на лугу, ходили в лес по ягоды, грибы и шишки, осенью перекапывали землю на картофельном поле, а найденные бульбины отмывали в реке и относили домой. До сих пор он не может забыть вкус мамкиных блинов, испечённых из той картохи. А ещё жареных пескарей, добытых из речки с помощью самодельной сети из гардины.

К этому времени за плечами у Толи уже была начальная школа. А с 1952 года он стал учиться в Бродовской семилетке. Бродовка была в пяти километрах от родной деревни. В школу ходил пешком, невзирая на погодные условия. Рабочих рук в колхозе по-прежнему катастрофически не хватало и практически всё свободное от учёбы время приходилось трудиться: кроме помощи родителям по хозяйству сначала вместе с другими детьми пас колхозных гусей, которых уже было под 500 штук, позднее - лошадей. А когда подрос и окреп физически, помогал взрослым бороновать поля, вывозить торф и навоз. В его памяти намертво отпечаталась атмосфера дружбы между людьми и постоянной взаимопомощи в первые послевоенные десятилетия.

Эти непростые годы заложили и закрепили в характере юного Шибалко много качеств: трудолюбие, терпение, настойчивость, справедливость, мужество, умение брать на себя ответственность. Именно они станут затем фундаментом его будущих успехов. О таких людях обычно говорят - человек со стержнем.

Новый жизненный этап у А. Шибалко начался после успешного окончания в 1958 году Житьковской средней школы. Молодой парень вместе с парой приятелей-одноклассников надумал поступать в Нижне-Тагильский металлургический техникум. Из колхоза тогда молодёжь отпускать не хотели - рабочие руки были на вес золота. Но сказалась его настырность. Паспорта ребятам всё равно не отдали, но нужные справки на руки они получили.

Путь на Урал был неблизкий, но новая и неизведанная жизнь скорее привлекала и манила хлопца, чем пугала. И наверняка быть бы ему в будущем металлургом, если бы не одна встреча в пути.

В их вагон на одной из станций подсел мужчина-попутчик. Разговорились, как говорится, «за жизнь». И он сумел убедить молодых парней, что в их случае целесообразней получить профессию, связанную с сельским хозяйством, пообещал помочь с поступлением в училище № 21 механизации сельского хозяйства гор. Караганда. Сказано – сделано. С марта 1959 года началось освоение новой и важной профессии. Учёба шла легко. Ведь ещё в школьные годы смышлёный в технике парнишка приглянулся одному из шоферов местного колхоза. С ним Толя частенько ездил на грузовике, а позднее даже заслужил несколько самостоятельных поездок на авто с грузом на поля.

В январе 1960 года А. Шибалко с отличием закончил училище механизации и получил специальность тракториста-машиниста широкого профиля. Был распределён на работу в совхоз «Шиндыкульский» одноимённого района Карагандинской области. Трудился с огоньком, работать на тракторе нравилось. Хорошо помнит, что кроме зарплаты заработал 9 тонн зерна, договорился с руководством совхоза и в Белоруссию выслал родителям справку, по которой они получили на Борисовском мелькомбинате 4 тонны крупы и муки.

Осенью 1962 года крепкого и возмужавшего парня призвали в ряды Вооружённых Сил СССР. Год он провёл в учебке в городе Казань, а затем продолжил службу на ракетной базе, расположенной недалеко от г. Йошкар-Ола. Проблем в службе не было: стал классным специалистом, отличником боевой и политической подготовки, получил звание старшего сержанта, был на хорошем счету у руководства, которое и посоветовало ему поступать в Вуз. По окончании трёхлетнего срока службы бывший воин без тени сомнения решил остаться в Татарстане и рванул в молодой город Нижнекамск, заложенный в начале 60-х (вся страна тогда возрождалась из пепла и напоминала одну большую стройку). Трудился в автоколонне слесарем 5 разряда, а по вечерам самостоятельно готовился к поступлению в Казанский университет на исторический факультет. Летом 1966 весьма неплохо сдал вступительные экзамены, но чтобы пройти по конкурсу не хватило совсем чуть-чуть. Во время отпуска съездил домой в Белоруссию. Побывал в приёмной комиссии Белгосуниверситета, где ему рекомендовали готовиться к поступлению на юридический факультет. И новое важное решение было принято – здесь он нужней: родителям нужно было помочь, к тому же ещё предложили работу в милиции.

Уже 4 ноября 1966 года старший сержант Анатолий Шибалко был назначен на должность участкового уполномоченного Борисовского РОВД. Обслуживал Велятичский сельсовет и весьма успешно.

Особо значимым для себя считает 1968 год. Во-первых, встретил свою Екатерину, с которой в любви и согласии живут уже более пятидесяти лет, вырастили двух замечательных дочерей. Во-вторых, поступил на юрфак БГУ. И в третьих – на его погонах засверкали первые офицерские звёзды.

Участковым инспектором милиции А. Шибалко прослужил более четырёх лет, не раз признавался лучшим по профессии в РОВД. Его профессионализм и ответственность были отмечены руководством отдела и в мае 1970 года молодой офицер стал старшим инспектором профилактической службы ОУР. С мая 1975 года по март 1981 года являлся заместителем начальника отдела уголовного розыска по профилактической службе. Пользовался заслуженным авторитетом не только среди сослуживцев, но и у руководства и жителей Борисовского района (избирался депутатом райсовета).

Организаторские способности и опыт офицера весьма высоко оценивал Тимофей Игнатьевич Гулидин, возглавлявший в то время Борисовский ГОВД, который предложил А.Г. Шибалко возглавить новый и более ответственный участок работы. Майора милиции более сложные задачи ничуть не смутили, чувствовал, что справится. Так в Борисовском ГОВД появился новый заместитель начальника отдела, в подчинении у которого были практически все службы, за исключением уголовного розыска, БХСС, криминалистов и следствия. В первую очередь внимание приходилось уделять службе профилактики (участковые, разрешительная система), патрульно-постовой и оперативно-дежурной службам, ИДН, ГАИ. Немало хлопот доставляло и управление работой ИВС, медвытрезвителя, уголовно-исполнительной инспекции, центра социальной адаптации ранее судимых лиц, МРЭО и паспортной службы. Но полученный более чем пятилетний управленческий опыт в сложнейшей должности в полной мере раскрыл потенциал руководителя.

В октябре 1986 года подполковник милиции Шибалко возглавил самый крупный в Минской области отдел внутренних дел. Следует отметить, что в 80-х годах город Борисов в известных кругах называли не иначе как «белорусский Палермо» - преступность зашкаливала, ежегодно регистрировалось свыше 2-х тысяч преступлений, каждый 12-й житель Борисова имел судимость. У сотрудников гормилиции даже бытовала шутка: «Плюнь в толпу – обязательно в бывшего зека попадёшь». По этой причине ГОВД даже не один год стоял на контроле в МВД СССР. Но причиной такой ситуации стали не сами борисовчане, а неверно принятые решения в столичной власти. Всё дело в том, что если житель Минска совершал преступление и был осужден к лишению свободы, то автоматически терял прописку в столице. И неважно, что в квартире оставалась семья. После освобождения, чтобы быть поближе к родным и близким, проще всего было прописаться у родственников в Борисове. До Минска полтора часа езды на электричке, нет проблем с трудоустройством и жильём. Вот и вся проблема (кстати, отмена этого постановления со временем помогла привести ситуацию в норму).

Новая должность – новая ответственность. Не каждому дано управлять такой махиной. У Анатолия Григорьевича были свои взгляды и подходы, которые он неуклонно и методично претворял в жизнь.

Во-первых, это знание личного состава, коих было свыше 500 человек. Откуда он черпал свою информацию о подчинённых только ему и известно. Многим офицерам и сержантам ненавязчиво указывал на проколы не только в службе, но и в личной жизни, по возможности помогал.

Во-вторых, он был твёрдо убеждён, что как руководитель просто обязан был обеспечить надлежащие условия для работы сотрудников – только тогда можно было требовать от них полную отдачу в службе. И делал для этого немало. Впервые в Минской области для сотрудников ГОВД на ул. Горького был построен многоквартирный дом. Ежегодно от 3 до 6 правоохранителей получали от горисполкома квартиры. Началось строительство второго дома на ул. Герцена. Был заложен новый корпус ГОВД с просторными кабинетами, стрелковым тиром, спортзалом и общежитием. По прямой разнарядке из МВД СССР автопарк ОВД пополнили легковые автомобили. Напомню, что речь идёт о годах перестроечного застоя, всеобщего дефицита, талонной системы и очередей, а затем разрухи и правового беспредела после развала СССР.

Убелённый сединами ветеран в ходе личной беседы, конечно же, раскрыл мне свой «пробивной» секрет, который оказался на удивление прост: а) искать выход на руководителей, принимающих соответствующие решения; б) подготовить законные и убедительные аргументы для них; в) не бояться ставить проблемные вопросы, поскольку их решение даст только положительный результат.

В-третьих, начальник ГОВД тонко чувствовал, что только грамотный подбор руководителей служб и подразделений позволит добиваться нужных служебных результатов и никогда не торопился с назначением на должность, пока не убеждался в нужных качествах кандидата. Лично и обстоятельно беседовал со всеми кандидатами на офицерские должности.

По прошествии времени он гордится, что несколько десятков бывших армейских офицеров, выброшенных из строя волной сокращения армии, прошли непростой фильтр отбора и стали профессионалами в борьбе с криминалом.

В-четвёртых, А.Г. Шибалко сумел наладить тесные контакты с предприятиями, убедив руководителей и трудовые коллективы в важности совместной роли и взаимодействия в укреплении правопорядка. Неплохо работали добровольные народные дружины. За счёт предприятий содержалось около двух десятков сотрудников ППС и УИМ. По причине острой нехватки транспорта ежедневно при дежурной части по графику дежурили автомобили с предприятий города, а милиционеры ППСМ, заканчивавшие службу в час ночи, по договорённости с автобусным парком развозились по домам. С Лошницким свинокомплексом был заключён договор о поставке в горотдел мясопродуктов, раз в неделю по предварительному заказу, что существенно облегчало бытовой груз на сотрудников милиции. Причём начальник милиции категорически запретил приносить продукты к нему в кабинет, принципиально получал их и рассчитывался в общей очереди.

            Ко всему этому, Анатолий Григорьевич был очень требовательным руководителем и очень пунктуальным. Если дал конкретное поручение – то будь добр, доложи вовремя об исполнении. Сказал, что в 8 часов вечера заедет с проверкой на опорный пункт – будет обязательно. Да и сам был трудяга, каких немного. Рабочий день начинался у него с 7 утра, а заканчивался к ночи. А если точнее, не менее 2-3 раз в неделю он уходил домой около часа ночи. Благо жена Екатерина за многие годы привыкла к такому режиму работы мужа-трудоголика и принимала как неизбежное.

Лично мне всегда импонировала его неторопливая уверенность и основательность. Складывалось впечатление, что если он в чём-то убеждён, то реализация - только вопрос времени. И ещё его взгляд: при беседе Анатолий Григорьевич всегда смотрел в глаза, будто сканером просвечивал собеседника и подмечал малейшие нюансы в реакции.

Не буду его идеализировать, порой ох и доставалось от начальника подчинённым «на орехи», хотя в ряде случаев это ещё мягко сказано. Но, как правило, всё по делу. Терпеть не мог лгунов, беспринципных и бездельников. А ещё интриганов.

При своей некоторой внешней суровости А. Шибалко горой вставал за подчинённых, если считал, что они того заслуживают. За сержанта мог позвонить генералу – начальнику УВД области, чтобы добиться справедливого решения.

Правильно оценить личные качества А.Г. Шибалко позволит небольшой экскурс в историю. В январе 1991 года в Литве, находившейся в процессе выхода из СССР, начались массовые беспорядки. В охране правопорядка участвовал и Вильнюсский ОМОН, который власти Литвы впоследствии незаконно обвинили в преступных действиях. Сотрудники ОМОН были вынуждены бросить всё нажитое, документы, квартиры и с семьями спешно покинуть страну. Одна рота убыла в РФ, а вторая – в Белоруссию. Ситуация была сложнейшая. Никто не хотел вникать в суть вопроса, тем более принимать на службу. Но один смелый начальник всё же нашёлся. 15 омоновцев поехали в Минскую высшую школу милиции, но и там получили отказ. В коридоре к ним подошёл приехавший по служебным делам А. Шибалко и предложил работать в Борисовском ГОВД. Помог с заселением в общежитие и трудоустройством жён. Оформили ребят в ППС как вновь принятых, ведь личные дела остались в Вильнюсе. А через несколько месяцев ещё раз выручил, предупредив, что из Литвы в Борисов приехала разыскивающая их бригада из спецслужб. Подсказал бойцам попытать счастья в армии генерала Лебедева в Приднестровье.

Предпринимаемые руководителем меры по улучшению оперативно-служебной деятельности в целом дали результат, коллектив ГОВД работал стабильно, стала повышаться раскрываемость преступлений. Приказом Министра внутренних дел СССР 29.03.1990 года Шибалко А.Г. было присвоено звание «полковник милиции». А 31 мая 1991 года генерал-полковник Б. Пуго подписал приказ о награждении Анатолия Григорьевича знаком «Заслуженный работник МВД СССР».

В результате политической и экономической нестабильности огромной страны, повлекших в дальнейшем её распад, и в Беларуси дали себя знать «лихие 90-е». Повсеместно наблюдался резкий рост преступности. Но Борисовской городской милиции в числе первых удалось стабилизировать ситуацию и обеспечить надлежащий правопорядок. Во многом благодаря своему руководителю, пробывшему у руля почти 9 лет. За этот период А. Шибалко дважды избирался горожанами депутатом горсовета, один раз депутатом Минского областного совета.

В 1995 году А.Г. Шибалко оклеветали, причём, зная его педантичную честность и высокую нравственность обвинили в хозяйственной нечистоплотности. Ударили по самому больному. Абсурд обвинений был очевиден, тем не менее, его сначала отстранили от должности, а затем, как говорится - на всякий случай, уволили на пенсию. Сколько нервов и здоровья было им потрачено, чтобы отстоять свою честь и достоинство, измерить сложно. Но благодаря своим волевым качествам и упорству справедливости добился через суд.

В июле 1996 года был восстановлен на службе в ОВД и назначен на должность начальника отдела исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы в УВД Миноблисполкома. Через полгода возглавил службу по руководству спецкомендатурами ОИН УВД. И на новом месте работы А. Шибалко проявил свои лучшие качества. В сентябре 1999 года стал заместителем начальника Минского областного УИН Комитета по ИН МВД РБ, а с мая 2000 года занял должность заместителя начальника управления по руководству спецконтингентом в Комитете исполнения наказаний МВД РБ.

5 июня 2002 года А.Г. Шибалко торжественно проводили на пенсию. Только милицейской службе отдано без малого 36 лет. Пройден трудный путь от старшего сержанта до полковника милиции. Его парадный китель украшают десять медалей. В послужном списке около полутора сотен различных поощрений. Но, самая главная награда - безмерное уважение со стороны коллег, руководства и простых борисовчан.

          

Председатель совета ветеранов ГОМ Борисовского РУВД Ю.А. Лукашёв

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В начале декабря 2017 года в Борисовском РУВД состоялось чествование с 75-летним юбилеем Шибалко Анатолия Григорьевича, полковника милиции в отставке, заслуженного...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика