Анализ материалов расследований несчастных случаев, аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов, показывает, что причины большинства из них носят организационный характер и связаны с действием (бездействием) должностных лиц и обслуживающего персонала:
допуск к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов в качестве крановщиков и стропальщиков персонала, не имеющего соответствующей выполняемой работе квалификации;
невыполнение должностными лицами, ответственными за безопасное производство работ кранами, обязанностей по организации ведения работ в соответствии с технологическими регламентами, по обеспечению контроля выполнения крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и технологических регламентов;
нарушения машинистами кранов требований безопасности в части осуществления работы крана при отсутствии схем строповки груза, при нахождении людей в опасной зоне работы кранов (в кузове автомашины, между перемещаемым грузом и оборудованием, при выполнении не связанных с перемещением грузов работ), при строповке грузов работником, не имеющим удостоверения стропальщика;
нарушения стропальщиками схем строповки грузов, применение неисправных приспособлений для грузоподъемных операций;
В ряде случаев причинами происшествий явились умышленное выведение из строя приборов и устройств безопасности грузоподъемных кранов, а также неудовлетворительное техническое состояние подъемных сооружений.
Основными выявляемыми при этом нарушениями промышленной безопасности являются:
отсутствие или неудовлетворительное функционирование производственного контроля (надзора) за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов;
несоблюдение технологических регламентов, безопасных приемов работы при эксплуатации грузоподъемных кранов;
несоблюдение порядка назначения специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию, и допуска обслуживающего персонала;
несоблюдение порядка периодических осмотров, обслуживания и ремонта грузоподъемных механизмов;
несоблюдение порядка применения съемных грузозахватных приспособлений и тары;
эксплуатация грузоподъемных кранов с неисправными приборами и устройствами безопасности.
Так, 20.06.18 в 12 часов 00 минут после демонтажа и замены погружного насоса при подготовке к монтажу последней секции водоподъемной трубы с крепящимся к ее верху оголовком, подвешенных на крюк автомобильного крана КС-3577-4 и подведенных к месту выполнения работ, произошел обрыв и падение оголовка. При падении оголовка с восьмиметровой высоты был тяжело травмирован электрогазосварщик ПК имени В.И. Кремко (Гродненский район), находившийся в опасной зоне работы крана и производивший в этот момент осмотр фланца водоподъемной трубы в колодце артезианской скважины.
29.06.18 в 16 часов 10 минут на строительном объекте «Строительство жилого района с инженерно-транспортной инфраструктурой и объектами социально гарантированного обслуживания населения в деревне Копище Боровлянского сельсовета Минского района. Микрорайон № 11.5 очередь строительства. Жилой дом № 11.5 по генплану» при производстве работ по монтажу башенного крана КБ - 405.1А, принадлежащего ОАО «122 УНМР», г. Минск, в результате нарушения указаний инструкции по монтажу крана произошел подхват грузовым канатом и сбрасывание датчика угла подъема стрелы (вес около 7 кг) с площадки обслуживания (отметка 36 метров). Упавшим датчиком был смертельно травмирован монтажник строительных машин и механизмов ОАО «122 УНРМ».
09.07.2018 в 13 часов 20 минут на объекте строительства «Реконструкция участка тепловой сети от ТК-1 до ЦТП-1 по бульвару Непокоренных в г. Могилеве» при перемещении щита опалубки стреловым самоходным краном КС-55727-7, принадлежащим филиалу «Строительное управление Могилевской ТЭЦ-2» республиканского унитарного предприятия «Белэнергострой» концерна «Белэнерго», г. Могилев, строповка которого была произведена не имеющим профессии «стропальщик» работником с использованием неисправного 4-х ветвевого стропа (отсутствие замков на крюках), произошло расцепление крюка с грузом и его падение на находящегося в опасной зоне монтажника технологического оборудования, получившего тяжелые травмы.
При расследовании указанного несчастного случая также установлено, что автомобильный кран КС-55727-7 находился в неисправном состоянии, его эксплуатация запрещена в 2017 году по причине не проведения полного технического освидетельствования.
25.10.2018 в 11 часов 30 минут на строительном объекте «Комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. Установка производства водорода» ОАО «Мозырский НПЗ» при перемещении к месту монтажа металлической балки длиной 3,5 м с использованием автомобильного крана КТА-18, принадлежащего Мозырскому монтажному управлению ОАО «Гомельтехмонтаж», в результате нарушения схемы строповки произошло выскальзывание балки из текстильного стропа, с помощью которого она была застроплена на крюк крана, и падение с высоты около 3 метров на монтажника.
В целях профилактики и недопущения случаев травматизма и аварийности при эксплуатации грузоподъемных кранов и механизмов Борисовский районный исполнительный комитет полагает необходимым рекомендовать руководителям организаций:
- рассмотреть в трудовых коллективах обстоятельства и причины происшествий, произошедших при эксплуатации грузоподъемных кранов;
- провести внеплановые инструктажи с машинистами кранов и стропальщиками;
- организовать производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов в соответствии с действующим законодательством, с рассмотрением результатов его осуществления на совещаниях с участием представителя Госпромнадзора (при необходимости);
- обеспечить:
- разработку проектов производства работ, других технологических регламентов в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов и наличие их в местах производства работ кранами;
- издание приказов, регламентирующих порядок организации производства работ кранами вблизи линий электропередач, выдачи наряда- допуска и инструктажа рабочих;
- неукоснительное соблюдение специалистами и персоналом требований должностных инструкций, проектов производства работ и других технологических регламентов, устанавливающих требования безопасности при производстве работ кранами;
- проведение медицинского осмотра (освидетельствования) на предмет нахождения работников в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- постоянный контроль технического состояния грузоподъемных кранов и содержание их в исправном состоянии, обращая особое внимание на исправность и соответствие настроек приборов безопасности указаниям эксплуатационной документации;
- исключить эксплуатацию грузоподъемных кранов:
- при наличии трещин, деформаций в расчетных металлоконструкциях, неисправностей приборов и устройств безопасности, тормозов, канатов и их креплений и т.п.;
- без проведения технического освидетельствования и технического диагностирования;
- без получения в установленном порядке допуска к эксплуатации (производству работ);
- при отсутствии обученных и аттестованных специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию, и (или) персонала (машинистов крана, стропальщиков);
- не допускать:
- нахождение людей в кузове или кабине автомашины, в полувагонах при подъеме и опускании грузов кранами;
- нахождение работников, не имеющих прямого отношения к производству работ с использованием грузоподъемных кранов, в опасной зоне работы кранов при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ;
- привлечения работников, не прошедших обучение по профессии «стропальщик» к выполнению работ по строповке грузов.
/Извлечение/
Полностью материал опубликован на сайте Борисовского райисполкома borisov.minsk -region.by