8 марта в 15.00 первый Суперкубок Беларуси разыграют чемпион страны БАТЭ (Борисов) и обладатель Кубка «Нафтан» (Новополоцк)...
«Впервые на манеже!» — нет, неправильно. Так объявляют циркачей.
«Впервые! В манеже! Суперкубок!» — а вот это то, что надо. Три восклицания призваны придать весомость событию, которое официально откроет наш футбольный сезон. 8 марта в 15.00 первый Суперкубок Беларуси разыграют чемпион страны БАТЭ (Борисов) и обладатель Кубка «Нафтан» (Новополоцк). Матч пройдет на искусственном газоне минского футбольного манежа.
Что же из этого следует?
Плачь, «Бавария»!
Долгие годы у советских клубов не было более весомого повода для радости, чем выигрыш киевским «Динамо» сначала Кубка обладателей кубков, а затем и Суперкубка УЕФА. Дело было в 1975 году, а вспоминать до сих пор приятно.
«Штрафной приготовился бить Мунтян. Он, как известно, был большим специалистом по части точных пушечных ударов издалека. Но в этот момент словно бы что–то осенило. То ли я каким–то шестым чувством ощутил, что забью, то ли горел желанием просто пробить по воротам. Только я подбежал к Володе, который уже приготовился для удара, и попросил: «Дай пробью!» Мунтян даже оторопел, но отодвинулся, говорит: «Бей...» «Стенка», которой руководил сам Майер, была выстроена по всем правилам. Я разбежался и сильно пробил. В тот миг мне показалось, что мяч, обогнув «стенку» по дуге, влетел в ворота. Я говорил, что одни и те же моменты на поле и с трибуны видишь по–разному. Так вот, потом, просмотрев видеозапись, а с годами — и фильм об этом матче, я убедился, что после моего удара мяч пролетел сквозь щель в «стенке»: не выдержал напряжения кто–то из защитников «Баварии» и в момент моего удара отвернулся! Так что в репортаже все верно: «стенка» «Баварии» оказалась дырявой...»
Книгой Олега Блохина и Дэви Аркадьева «Право на гол» зачитывались в те времена многие мальчишки. Да и не мальчишки тоже. В кои–то веки советский клуб одержал уверенную победу над самой «Баварией», в которой тогда блистали и Беккенбауэр, и Мюллер, и Румменниге. Майер, упомянутый авторами, — это Зепп Майер, вратарь, ставший, как и многие его товарищи из «Баварии», чемпионом мира 1974 года. А еще были Шварценбек, Шустер, Рот. Но вышли против этих футбольных мастеров Коньков и Веремеев, Колотов и Мунтян, Рудаков и Буряк — и плакала та «Бавария». Блохин забил в ворота Майера три мяча и через три месяца был провозглашен лучшим футболистом Европы. А мы поверили в легенду. Потом в наш лексикон вошел термин «суперклуб», который в полном составе отправился на Олимпиаду в Монреаль. Да только оконфузились киевляне там, да столь сильно, что с 1976 года советский футбол впал в пятилетний ступор. А потом был другой Кубок кубков и другой Суперкубок. Впрочем, это уже совсем другое кино.
Причуды истории
Старейшим Суперкубком в мире считается британский. Он появился на свет в сезоне 1898/1899 года и разыгрывался в матче между профессиональными футболистами и любителями. Тогда он назывался Суперкубком шерифа Лондона, а в традиционном понимании встречи победителей чемпионата и Кубка страны англичане разыграли Суперкубок в 1908 году.
Суперкубок УЕФА основан в 1972 году. И знаете что? Им могла бы и завладеть советская команда, а именно московское «Динамо». Для этого клубу, за который в ту пору выступал Анатолий Байдачный, сперва необходимо было выиграть в финале Кубка кубков у «Глазго Рейнджерс», а затем еще и у слывшего в начале 70–х непобедимым «Аякса». Москвичи споткнулись на первом из этих условий — матч с шотландцами был проигран со счетом 2:3. Впрочем, несмотря на усилия голландского репортера Антона Виткампа, который, собственно, и придумал проводить матчи между обладателями Кубка чемпионов и Кубка кубков, с Суперкубком тоже вышла неувязка. Когда Виткамп отправился в Цюрих на встречу с действующим президентом УЕФА Артемио Франки, то получил отказ в официальной поддержке турнира по причине годичной дисквалификации «Глазго Рейнджерс» из–за неподобающего поведения болельщиков клуба. Поскольку «Рейнджерс» отмечал свое столетие, было решено разыграть титул сильнейшего в неофициальном противостоянии. В итоге первый розыгрыш Суперкубка в 1972 году состоялся, финансировала его газета De Telegraaf, и УЕФА так и не признала его. По сумме двух матчей «Аякс» победил со счетом 6:3.
Дальнейшая история Суперкубка не менее причудлива. В 1974 году такой матч не состоялся из–за разногласий о сроках проведения между «Баварией» и «Магдебургом» из ГДР. В 1981 году на ту же тему заспорили «Ливерпуль» и тбилисское «Динамо». В 1986 году «Динамо» (Киев) и «Стяуа» (Бухарест) не смогли договориться о проведении матчей в СССР и Румынии, и единственный матч пришлось провести на нейтральном поле. Так стадион Луи II в Монако впервые стал ареной проведения Суперкубка. С 1998 года там играют уже постоянно.
В СССР идея выявлять сильнейшего в споре чемпиона и обладателя Кубка была реализована, когда «Комсомольская правда» выступила с предложением разыгрывать Кубок сезона. Начинание прижилось частично: приз оспаривали не каждый год, да и регламент розыгрыша оказался неустойчивым. Одни пары встречались на нейтральном поле, другие проводили матчи дома и в гостях. Сроки колебались от ранней весны до поздней осени, а в 1987–м киевское «Динамо» и московское «Торпедо» попросту пробили серию пенальти после календарной встречи чемпионата СССР, завершившейся вничью... Мучения Суперкубка в СССР завершились в 1989 году в Сочи, где две украинские команды сыграли матч в присутствии всего 1.500 болельщиков.
В России к розыгрышу приза вернулись только в новом тысячелетии. Правда, РФС и премьер–лига подошли к проекту более основательно. У Суперкубка России появились титульные спонсоры, встреча соискателей приза стала непременно назначаться за неделю до стартового тура чемпионата. Такая прелюдия к сезону понравилась многим. И завтра в Лужниках, где сыграют «Рубин» и ЦСКА, опять обещают интересное зрелище.
Наше всё
Мало кто вспомнит, но нынешний белорусский Суперкубок на самом деле не будет первым в истории. В 1994 году уже проводился подобный матч, правда, по советской традиции именовался он Кубком сезона. За приз тогда поспорили чемпион — минское «Динамо» и проигравший «Динамо» финал Кубка бобруйский «Фандок». Матч прошел 3 июля и завершился вполне карнавальной победой Белькевича, Хацкевича и Ко — 5:3.
По маршруту Борисов — Новополоцк
В последний день зимы в товарищеском матче с «Полонией» серьезно травмировался полузащитник «Нафтана» Филипп Рудик. К сожалению, в этот момент исчерпала себя добрая составляющая интриги предстоящего Суперкубка. Уж очень трудно выветрить из памяти прошлогодние откровения Рудика, что БАТЭ зачастую помогают судьи. Дело было аккурат в пору полуфинальных баталий Кубка и натворило немало шума. «Нафтан», кстати, тогда победил чемпионов, а в финальном матче одолел и «Шахтер». Теперь же новополочанам придется играть без своего закоперщика Рудика. Впрочем, полузащитник, возможно, окажется на трибуне, откуда сподручнее следить за работой судей...
Ну–ну.
То ли специально для него, то ли еще почему, но 8 марта в расположенном возле манежа Доме футбола пройдет большой сбор судей и инспекторов высшей лиги. На него заявлено много вопросов, но среди основных — выработка единого подхода к применению правил игры судьями и инспекторами. Бесспорно, под особым присмотром всего большого футбольного суда окажется и работа на Суперкубке минской бригады арбитров в составе Андрея Жукова, Станислава Савицкого и Дмитрия Жука.
Сами участники Суперкубка прибыли только что из Турции. И БАТЭ, и «Нафтан» проводили там заключительные сборы по подготовке к сезону. В основном в товарищеских матчах выигрывали, причем борисовчане победили «Томь» и сыграли вничью с «Ростовом».
Судя по репортажам из Турции, одним из главных действующих лиц у чемпиона стал бразилец Ренан Брессан, которого пригласили из «Гомеля» в попытке заменить уехавшего в польский «Лех» Сергея Кривца. БАТЭ вообще провел уникальное межсезонье, в котором количество новобранцев заметно превысило число игроков, покинувших команду. Кроме Кривца, из Борисова уехал только Виталий Булыга, но на его место спешно был выписан из Нальчика старый знакомый Артем Концевой. А еще в команду добавилась целая группа молодежи из дубля да Эдгар Олехнович из брестского «Динамо».
У «Нафтана» в селекционном плане дела обстоят похуже. Команда по разным причинам растеряла добрую половину прошлогоднего основного состава (ушли Дмитрий Верховцов, Алексей Белоусов, Дмитрий Комаровский, Виталий Володенков, Максим Разумов, Игорь Трухов), а среди приобретенных стоят быть отмеченными разве что два возвращения. Вратарь Артем Гомелько предпочел Новополоцк Москве, где он слишком уверенно сидел в дубле «Локомотива», а Артем Челядинский, памятный многим по игре за минское «Динамо», вернулся в страну после путешествия по казахским полям.
Как и подобает, тренеры команд осторожны в прогнозах. Наш Суперкубок еще не успел завоевать такое признание, чтобы ради него форсировать подготовку, но для нас важно совсем не это. Мы знаем — победит сильнейший. Но мы не знаем, кто это будет.