Сегодня жодинское «Торпедо» и могилевский «Днепр» проведут ответные поединки первого квалификационного раунда Лиги Европы. И если торпедовцам нужно будет очень постараться, чтобы упустить добытое дома преимущество (3:0), то могилевчане дома попробуют победить в себе албанский синдром, ведь визит в гости к «Лачи» неделю назад закончился лишь ничьей — 1:1.
Бобруйский излом
Первыми испытали на себе албанскую силу в Бобруйске в 1994–м. Цвета предтечи «Белшины» — «Фандока» — под руководством Александра Пряжникова в ту пору защищали известные люди: Андрей Свирков, братья Градобоевы, Сергей Яромко, Андрей Хрипач, Олег Черепнев.
— В соперники жребий выбрал нам «Тирану», — вспоминает Андрей Хрипач, работающий нынче с дублем «Белшины». — Албания далеко не футбольный гигант, и мы рассчитывали на победу по сумме двух матчей.
Бобруйчане готовились к старту тихо, без сумбура и журналистского интереса. Не менее спокойно они вели ход поединка, к концу встречи наколотив в ворота ребят из страны орлов четыре гола. Правда, гости все же отквитали один мяч, перекинув в конце матча вышедшего из ворот Свиркова.
Начало минувшего десятилетия изобразило Албанию в сером цвете тысячей дзотов, разбросанных по всей стране, и разрушенных жилых домов. А по улицам Тираны расхаживали военные с автоматами в руках.
— Когда мы прилетели в Тирану, нас убедительно просили из гостиницы по одному не выходить, — подмечает Андрей, которому в ту пору шел 23–й год. — Кроме того, всю ночь возле отеля кто–то шумел, сигналил, не давая толком уснуть. Ко всему прочему, нам включали воду только три раза в день, поэтому даже принять душ было проблематично.
Приключения белорусов в Тиране продолжились на разбитом стадионе, где ряды лавок заменяли нагретые сухим солнцем забетонированные широкие ступени.
— Жара! Играть было невозможно. Да еще эти албанцы, они хотя всегда бьются до последней минуты, но ведут себя на поле никудышно: падают, ноют при каждом контакте, — делится воспоминаниями Олег Черепнев, принимавший участие в двух албанских евросессиях.
В ответной игре более приспособленные к зною хозяева дожали белорусов тремя забитыми мячами. А когда оставались считанные секунды до финального свистка...
— Немецкий арбитр назначил три подряд угловых удара у наших ворот, последний из которых завершился голом. Мы уступили 0:4, и «Тирана» прошла дальше, — подытоживает Хрипач.
Через девять лет «Тирана» вновь стала на пути белорусов. На сей раз пал «Гомель».
Фортуна Фортузи
Индрит Фортузи — лучший голеадор «Тираны» за почти девяностолетнее существование команды, наколотивший 152 мяча. В противостоянии с «Гомелем» именно он стал героем. Благодаря голу Фортузи, успевшего сыграть и против «Фандока», албанцы сумели пройти во второй квалификационный раунд Лиги чемпионов. Гостевые 2:0 стали существенным заделом для итоговой победы.
— У нас было много моментов, но лишь один реализовали, — с сожалением говорит Геннадий Близнюк, вспоминая ответную встречу. — Я принял мяч в штрафной и с носка пробил в дальний угол.
До конца оставалось еще больше тайма, но на большее наших игроков не хватило. Почему? Олег Черепнев, выходивший на поле «Кемаль Стафа» с капитанской повязкой, считает, что «Гомель» чуточку стушевался, а соперник, пропустив гол, выстоял в глухой защите до конца игры...
Уже сегодня «Днепр» принимает «Лачи» на своем «Спартаке».
Путешествие в страну пепла
Во вторник жодинское «Торпедо» вылетело в далекую Исландию, где в ответном матче сразится с «Фюлькиром» из Рейкьявика. Кроме Симона Огара, не полетевшего из–за проблем с паспортом, все в строю.
— Я бы не сказал, что «Фюлькир» — слабая команда, — характеризует соперника полузащитник «Торпедо» Денис Каролик. — В составе исландцев есть пару неплохих игроков, но мы были явно сильнее.
В биографии Дениса, кстати, уже есть бесславная запись о полете в Скандинавию. Когда–то наша «молодежка», за которую выступал Каролик, крупно уступила в Норвегии своим тамошним сверстникам — 1:5. Но, как считает сам игрок, «такого больше не повторится». Поверим ему на слово.