Восьмой на четвертый. 21.by

Восьмой на четвертый

07.06.2011 08:03 — Новости Спорта |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Восьмой на четвертый

Восьмой на четвертый

Йозеф (Зепп) Блаттер переизбран на пост президента Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) на новый четырехлетний срок с 2011-го по 2015 год. На 61-м конгрессе федерации, завершившемся 1 июня в Цюрихе, кандидатуре восьмого по счету президента ФИФА отдали предпочтение 186 из 208 представителей национальных футбольных ассоциаций — членов ФИФА. Всего в голосовании приняли участие 203 делегата. И все бы хорошо, но этому решению предшествовал ряд закулисных маневров и интриг.

Накануне комитет ФИФА по этике снял подозрения в коррупции с самого Блаттера. Напомним, обвинения в том, что Блаттер якобы нарушил Этический кодекс ФИФА, выдвинул президент Азиатской конфедерации Мохамед бин Хаммам, сам претендующий на место главы. По итогам заседания комитета бин Хаммам, а также вице-президент ФИФА Джек Уорнер были отстранены от любой деятельности, связанной с футболом. Расследование в их отношении продолжается. Иными словами, тех, кто обвинял Блаттера в коррупции, самих подвели под такое же определение. Согласитесь, как-то все это не очень вяжется с провозглашенной демократической мировоззренческой концепцией сущности ФИФА.

Напомним, ранее бин Хаммам, намеревавшийся составить конкуренцию Блаттеру на выборах главы ФИФА, снял свою кандидатуру. Президент Азиатской конфедерации особо подчеркнул, что это решение не было связано с расследованием комитета ФИФА по этике, но именно акцент на это расследование заставил многих думать именно так, а не иначе. Как говорится, за что боролся, на то и напоролся.

По большому счету, слово «выборы» тут имеет весьма номинальное значение, потому как фаворит, как это было все последние тринадцать лет, один — Йозеф Блаттер, действующий глава федерации.

Последний раз хоть какая-то интрига наблюдалась на выборах в далеком 1998 году, когда Блаттер участвовал в президентской гонке впервые. До этого он почти четверть века оттрубил на посту технического директора и генерального секретаря ФИФА. Откуда юрист по образованию, спортивный журналист, баскетбольный судья и хоккейный чиновник со смешным прозвищем Зепп вынырнул в президенты? По-видимому, мы уже никогда не узнаем, чем он приглянулся тогдашнему главе организации Жоао Авеланжу. Зепп, во всяком случае, не распространяется на сей счет. Он вообще редко рассказывает о себе, хотя, если бы начал, история потянула бы минимум на блокбастер.

КАК ЭТО БЫЛО

Авеланж, по сути передавший Блаттеру по наследству руководящий пост, слыл человеком могущественного Хорста Дасслера, главы «Адидас». Блаттер также был с ним близко знаком, и прочные связи с одной из самых закрытых корпораций Германии у него сохранились до сих пор, хотя Дасслер ушел из жизни еще в 1986 году. Можно ли считать случайностью, что именно «Адидас» раз за разом становится техническим спонсором чемпионатов мира и Европы?.. Когда Зеппа напрямую спрашивают об этом, он охотно рассказывает одну и ту же историю: как ему однажды сунули конверт, а в нем оказались деньги. Он, правда, не заметил их сначала, а заметив, просто положил на банковский счет ФИФА. Когда сия душераздирающая история случилась и кто давал конверт, конечно же, не уточняется. Зато этот случай прекрасно характеризует Большого Зеппа: он часто ходит по краю обрыва и, если сваливается в воду, всегда выходит из нее сухим.

Так, например, было в 2002 году, когда чрезвычайное заседание исполкома ФИФА созвали специально для того, чтобы лишить Зеппа руководящего поста. Повод был что надо! Всего за несколько месяцев до этого обанкротилась медиакомпания ISL, которой (вот незадача!) были проданы за 2,3 миллиарда долларов исключительные права на рекламу и телетрансляции матчей чемпионатов мира 2002-го и 2006 годов. Сейчас, спустя почти десять лет, та сумма выглядит смешной: доходы ФИФА от рекламы на ЧМ-2010 составили 3,2 миллиарда. Но тогда банкротство ISL могло сделать Блаттера, восьмого по счету, заодно и последним президентом ФИФА: само существование международной спортивной организации оказалось под вопросом. Однако Блаттеру удалось выкрутиться. Томас Бауэр, руководивший процессом ликвидации ISL и всерьез занявшийся запутаннейшими финансовыми счетами этой организации, неожиданно свернул расследование. Правда, произошло это, как говорят злые языки, после общения с известным швейцарским адвокатом, хорошим знакомым Блаттера.

Тогда Зеппу удалось отбиться и от назойливой журналистской критики. Впрочем, мирная жизнь продолжалась недолго.

В 2006 году в свет вышло расследование известного британского публициста Эндрю Дженнингса, который в книге «Фол!» разоблачал тотальную коррумпированность в ФИФА: якобы и чемпионаты мира, и рекламные контракты распределяются за гигантские откаты членам исполкома и лично Блаттеру. Зепп был вне себя от ярости и не скрывал этого. Он добился запрета на продажу книги в Швейцарии и пообещал подать в суд на Дженнингса за клевету. Иск, впрочем, так и не был подан в суд, поскольку, естественно, потребовал бы дотошного расследования описываемых в книге фактов, что было совсем не на руку Блаттеру. Историю по-тихому замяли.

Потом грянуло новое разбирательство. Перед чемпионатом мира 2010 года в накрутках цен на билеты уличили компанию MATCH Services AG, частично принадлежащую племяннику Зеппа Филиппу Блаттеру. Став фактическим монополистом в сфере продажи билетов, компания заработала более 500 миллионов долларов. И снова с Зеппа как с гуся вода.

И, наконец, последний скандал разразился в октябре прошлого года, в самый разгар кампании за право проведения ЧМ-2018, когда двух членов исполкома, Амоса Адаму и Рейнольда Темарии, поймали на взятке. Все закончилось дисквалификацией «неаккуратных» спортивных функционеров, система же по сути осталась прежней. То есть крайне закрытой. Сор из этой избы выносится крайне неохотно. Так, после скандала своего поста лишился Слим Алулу, глава комитета ФИФА по решению спорных вопросов. В прессу просочились сведения, что истинной причиной формально не обоснованного решения об увольнении была именно высокая вероятность обнаружения журналистами очередных фактов коррупции в организации. Это, как принято говорить, была вынужденная жертва. Потому что совсем не в правилах Зеппа сдавать людей из выстроенной им же самим системы.

Делает это, только когда совсем подопрет. А еще Блаттер редко жертвует своими сподвижниками по той причине, что в ФИФА все они, как бы это сказать, связаны одной цепью. Например, Жером Шампань, экс-заместитель генерального секретаря ФИФА, наверное, мог бы поведать много интересного о внутренней кухне мирового футбола, если бы не солидный выходной бонус, замкнувший его уста лучше любых подписок о неразглашении. Сумма «золотого парашюта», естественно, не называется.

По мнению инсайдеров, истинная, но официально не анонсированная причина отставки Шампаня — исключительный авторитаризм Блаттера, не терпящего рядом с собой других лидеров, на роль которого претендовал Шампань.

ЩЕДРЫЕ ОБЕЩАНИЯ

Похоже, первые лица ФИФА во главе с самим Блаттером наконец поняли: футбольный мир уже не может жить по тем же законам, что и раньше. Нельзя больше игнорировать необходимость введения в игру современных технологий для уменьшения вероятности судейской ошибки, нужен новый уровень прозрачности принятия решений в ФИФА.

Многие специалисты считают, что либо Блаттер, избравшись в четвертый раз на пост руководителя, будет вынужден изменить свою политику под давлением обстоятельств, либо, если у него хватит мудрости, сыграет на опережение и сделает это добровольно.

Справедливости ради надо сказать, что даже самые заклятые враги Блаттера не могут не признать колоссальные успехи, которых ФИФА добилась под его руководством за последние годы. Операционная прибыль увеличилась в десятки раз, так же как и телеаудитория финалов чемпионата мира. Количество стран — членов ФИФА превысило количество членов ООН, и, как бы щедро Блаттер ни платил 361 сотруднику, работающему в штаб-квартире в Цюрихе, финансовые дела организации остаются на стабильно высоком уровне: на данный момент ФИФА располагает примерно миллиардом долларов. Эти деньги, кстати, не подлежат налогообложению, так же как и доходы от продажи товаров двух десятков компаний — давних партнеров ФИФА, которые вот уже несколько десятилетий пользуются существенными налоговыми льготами во время проведения чемпионатов мира. Плюс к тому у ФИФА заключены эксклюзивные контракты на приличные суммы еще с шестью гигантами международного бизнеса.

Так, Sony в 2005 году заплатила за восьмилетний спонсорский контракт с ФИФА 305 миллионов долларов. Блаттер называет это «семьей ФИФА». В «семью» входят и коммерческие структуры, и чиновники, и политики, имеющие тесные контакты с руководством.

«Вопрос стоит так: продолжит ли существовать руководящий орган мирового футбола или же исчезнет в черной дыре?» — заявлял Блаттер накануне уже состоявшихся выборов. Естественно, под «исчезновением в черной дыре» подразумевался сценарий, при котором он, Блаттер, не будет переизбран. Похоже, он и сам не очень-то верил в подобный исход, а потому ФИФА и Блаттер по-прежнему остаются чем-то неделимым.

ПРЕТЕНЗИИ

У футбольной общественности накопились претензии к консервативности ФИФА в вопросе достижения того уровня зрелищности, которым футбол обладал во времена великого Пеле. Не секрет, что сейчас многие команды играют по принципу «главное — не пропустить» и катают мяч по своей половине поля в ожидании ошибки соперника.

Это не способствует зрительскому интересу. Блаттер уловил веяние времени, создав в конце прошлого года рабочую группу ФИФА-2014 под председательством Франца Беккенбауэра, куда вошли многие известные футболисты, тренеры и судьи. Их задача — подготовить проект изменений правил игры в футбол, чтобы сделать его более справедливым, динамичным, а значит, зрелищным.

Работа пошла быстро: уже подготовлены рекомендации, в которых предлагается ввести четвертую замену в добавленное время матча и постепенно перейти в юношеских соревнованиях на практику пробивать пенальти сразу после ничейного результата в матче (сейчас в случае ничьих на кубковых турнирах добавляется еще полчаса игрового времени). Также предлагается чаще привлекать к судейской работе женщин и наконец-то ввести видеоповторы для фиксации гола. К концу этого года будет разработана цифровая система рассмотрения спорных моментов вроде «ястребиного глаза» в теннисе.

Интересно, что все последние годы Блаттер отрицал даже возможность постановки вопроса введения новых технологий. Но на что только не пойдешь, чтобы остаться в насиженном кресле.

Евгений ВИКТОРОВ


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Йозеф (Зепп) Блаттер переизбран на пост президента Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) на новый четырехлетний срок с 2011-го по 2015 год. На 61-м...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Спорта)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика