Пенять на судей — последнее дело. У проигравших к ним всегда претензии, которые редко разделяют победители. А потому в большинстве видов спорта судейская тема — моветон. Иногда даже оформленный в виде соответствующего пункта в регламенте соревнований. Однако и в этом правиле есть исключения. Бокс — одно из ярчайших. Остаться незаметными рефери не удалось еще ни на одном крупном турнире, а временами здесь взрываются настоящие информационные бомбы, разжигая на ринге скандалы международного масштаба. В центре одного из них накануне оказались белорусы.
В новостные ленты по всему миру попал первый же бой Михаила Долголевца (81 кг) на чемпионате Европы в Анкаре. Бой этот был стартовый, медальных перспектив не сулил. Поэтому неудивительно, что соперники в ринге сошлись разноуровневые, а преимущество Михаила над турком Канером Сайаком не вызывало сомнений. Что, кстати, и подтвердили в конечном счете оценки боковых судей, из которых лишь один оказался нейтрален, а остальные не сомневаясь отправили белоруса в четвертьфинал, дорогу в который ему закрыл рефери в ринге. Поддавшись на апелляции турка, с первых секунд вопреки запрещающим любые разговоры правилам принявшегося обвинять соперника в нечестной игре, судья вынес Долголевцу два предупреждения за удар открытой перчаткой, которые стоили Михаилу четырех штрафных баллов.
— В этом эпизоде судья однозначно был не прав, — поделился впечатлениями от увиденного председатель Белорусской федерации бокса Дмитрий Тихомолов. — Во–первых, никакого удара открытой перчаткой там и близко не было. Во–вторых, даже если бы он и был, нарушившему правила бойцу сначала должно быть сделано три замечания, а уж потом — предупреждение со снятием баллов.
Стоит отдать должное Михаилу, в непростой ситуации он не опустил руки. Даже с учетом штрафа его соперник сумел одержать лишь минимальную победу — 18:17, а после гонга белорусская команда подала протест.
— С ним тоже произошла странная история, — продолжает Тихомолов. — Обычно процедура происходит следующим образом: во время подачи протеста в АИБА команда платит 500 долларов. В случае удовлетворения протеста 400 долларов возвращается, а 100 идет в казну Международной федерации. В случае отклонения протеста сгорает вся залоговая сумма. Наш протест развернули «без объяснения причин». В принципе, по регламенту это возможно. Однако вместе с официальным отказом я получил обратно и все внесенные 500 долларов! То есть непонятно, как вообще рассматривалось наше заявление?
По словам Дмитрия Тихомолова, изменить решение уже не удастся, и в четвертьфиналах Беларусь будут представлять трое боксеров. Тем не менее представители нашей команды не собираются сдаваться, и в своем желании они отнюдь не одиноки. К создаваемой белорусами «коалиции», которая намерена продвигать расследование скандала на исполкоме Международной ассоциации бокса, одной из первых примкнула сборная Азербайджана. Хозяева грядущего чемпионата мира оказались в аналогичной ситуации: в категории 60 килограммов по аналогичному сценарию в четвертьфинал мимо обескураженного Ельвина Исаева «вытащили» турецкого боксера Фатиха Келеша. С «турецким фактором» сталкивались и представители других сборных.
— К сожалению, случай судейского произвола отнюдь не уникальный, — считает Дмитрий Тихомолов. — А потому нашу инициативу довести расследование до конца поддержали сборные Венгрии, России, Украины и Армении. Впереди — лицензионный чемпионат мира, и очень не хотелось бы, чтобы подобные истории помешали борьбе за лицензии. Да и вообще, ситуация с судейством давно заслуживает самого пристального внимания.
Удар ниже совестиПенять на судей — последнее дело. У проигравших к ним всегда претензии, которые редко разделяют победители. А потому в большинстве видов спорта...