Национальная сборная по биатлону начала новый сезон. На днях подпись под контрактом поставил Рафаэль Пуаре, а накануне мужская команда под его руководством провела первую тренировку. На которую заглянули и мы.
Что такое ДОСААФ, Рафаэль Пуаре знает навряд ли. Но именно с этого слова начался белорусский этап в его тренерской карьере. Затерявшийся в лесопарковой зоне Заводского района тир, который время от времени используют для пристрелки биатлонисты, не самая красочная «визитка» столицы. Но другой нет, да и сам Пуаре, хочется верить, не привередлив. Пока шестеро спортсменов — основной состав команды — раскатывают коврики и готовят залежавшиеся за время отпуска винтовки, чемпион внимательно изучает видавшие виды мишени. Также немногословно обходит занявших позиции и начавших пристреливаться подопечных. Поправляет кому–то положение рук, по очереди снимает движения ребят на личный «планшет». Удовлетворенно хмыкает рядом с Сергеем Новиковым, чему–то морщится возле Евгения Абраменко... Солирует Александр Сыман. Еще недавно призер этапа Кубка мира сам лежал на этих же ковриках, о чем свидетельствует и надпись на одном из них. Сегодня он по другую сторону смотровой трубы. Именно его тренерский совет отрядил в помощь французскому мэтру. Перенять опыт и донести европейские методики в массы. Контакт между тренерами, похоже, нашелся сразу.
Разрушить языковой барьер, отделяющий французского тренера от большей части команды, оказалось сложнее. Ребята обещали взяться за учебники, но пока лишь переглядываются, пожимают плечами и пытаются интуитивно понять, чего же от них хочет заграничный гость. Тот, в свою очередь, отчаявшись найти нужные слова в своем лексиконе, берет винтовку у Владимира Чепелина и на пальцах начинает демонстрировать детали и ошибки. Их много. Положение руки, усилие, с которым надо сжимать ложе, и даже точка, в которой палец касается курка. Молодые слушают внимательно, у более опытных спортсменов попытка Пуаре начать урок с биатлонной азбуки поначалу вызывает неуверенную усмешку: «Нас всю жизнь учили по–другому...» Но уже через пару минут, оторвавшись от окуляра смотровой трубы, Сергей Новиков удивленно итожит: «Надо же — стало лучше!» «Значит, у тебя проблем с техникой было больше, чем у других», — парирует Пуаре. О том, что именно Новиков считается главным снайпером белорусской команды, француз, похоже, не догадывается. Зато раз десять повторяет в своей речи слово «агрессивность»: «Вы не слишком уверенно и четко все делаете, защитой и осторожностью в биатлоне ничего не добьешься...» В конце концов с доводами тренера соглашается и призер Олимпиады в Ванкувере Новиков: «Говорят, в моем возрасте переучиваться уже поздно. Но я готов попробовать. Возможно, Пуаре начал очень издалека. С самых азов. Но судить и критиковать его я имел бы право, если бы соревновался с лидерами. А когда за сезон проводишь одну–две внятные гонки, готов делать все, что скажут...»
Благо методик и идей у Пуаре, похоже, хватает. Заметив, как после каждого передергивания затвора ходят из стороны в сторону винтовки подопечных, Рафаэль Пуаре лишь качает головой и вновь берется за оружие. В руках француза ствол лежит как влитой, едва заметно реагируя на движения летающих, как по клавишам фортепиано, пальцев. Наглядный пример — штука заразительная. И еще недавно улыбавшийся Владимир Аленишко, отойдя в сторону, раз за разом пытается повторить движения француза: «На точность это, конечно, не повлияет, но время стрельбы может сократить значительно. Только привыкнуть надо...»
Мелочей у Пуаре нет, и, складывая оружие в чехол, Евгений Абраменко соглашается: такого отношения очень не хватало белорусской команде: «Мы все понимали, что сборной нужны перемены. Методики и тренировочные планы не менялись годами, а результаты буксовали. Поэтому появление в команде Пуаре, который собирается установить совершенно новый график работы, хорошо уже тем, что началось какое–то движение. Да, он может ошибиться. Мы тоже можем что–то не понять и не достичь сразу выдающихся результатов. Но эта попытка как минимум не пройдет бесследно».
Нынешний сбор — подготовительный. Пристрелка, подгонка оружия и разогрев застоявшихся в межсезонье мышц. Настоящая работа начнется в Австрийских Альпах, куда белорусы отправятся в июле. Пока же, подводя первые итоги, Пуаре дипломатично улыбается: «Неплохо постреляли, но работы, судя по всему, предстоит немало...»