Как "беспризорница" Кошель стала олимпийской чемпионкой
03.08.2016 09:00
—
Новости Спорта
|
Вера Дашкевич, Sputnik.Антонина Кошель закончила школу с золотой олимпийской медалью. Она мечтала о балете, но, увы, в балетное ее не приняли. В приемной комиссии тогда сидел ее тренер по гимнастике Виталий Зицирман, который позже полушутя говорил, что он специально завалил Кошель. Но и в большую спортивную гимнастику она пришла довольно поздно — переехала в интернат и стала усиленно заниматься только в шестом классе. "В то время Ольга Корбут и Тамара Лозакович, наши прославленные белорусские гимнастки, уже стояли на пьедесталах почета чемпионатов Советского Союза, их уже знал весь мир, а я только начинала выступать. Считайте, попала в последний вагон", — рассказала Кошель. Кошель, Лозакович и Корбут — это ровно половина звездной советской команды по спортивной гимнастике, которая в 1972 году покорила олимпийский Мюнхен. До последнего была запаснойВ Мюнхен привезли семь девушек, и отбор шел до последнего. Неделя до Игр — опробование снарядов и полная неопределенность — оказалась очень непростым периодом.
©
Sputnik/ Юрий Сомов
Олимпийская сборная команда СССР-1972 по спортивной гимнастике. Слева направо: Любовь Бурда, Элла Саади, Людмила Турищева, Ольга Корбут, Антонина Кошель, Тамара Лазакович
"А были же такие подружки по команде, которые подходили к тебе на тренировках и говорили: "зачем ты тренируешься, пашешь, тебя все равно в команду не ставят". А за другими девочками ходили с весами, смотрели, поправилась — не поправилась, видно было, что ухаживают. Я оказалась там в каком-то смысле беспризорной, потому что ни один тренер за мной не следил. Я просто выполняла установку своего тренера", — рассказала Кошель. О том, что она в команде, объявили поздно вечером за день до стартов. Всю ночь, говорит, прокручивала в голове упражнения — снаряд за снарядом. "Во сне все снаряды отработала идеально — нигде не упала. А в реальности потом было допущено падение — на брусьях — на том снаряде, где я в принципе никогда не падала. Но это чаще всего так и бывает", — рассмеялась олимпийская чемпионка. Но даже с падением она вошла в 15 сильнейших гимнасток, хотя если б не упала, полагает, стала бы седьмой. Зато в командных соревнованиях Кошель уже не подвела. ЗабойщицаНа бревне и вольных упражнениях она выходила на помост первой, в опорном прыжке и на брусьях — второй. Отработала, говорит, "как часики". "Девочки за мной пошли и не допустили ни единого падения. В итоге получили высокие оценки", — рассказала Кошель. Потом были и слезы, и радость, и возможность, наконец, хоть ненадолго задержаться в олимпийской столовой, которая произвела на советских гимнасток, судя по всему, неизгладимое впечатление.
©
Sputnik/Виктор Толочко
Награды прославленной белорусской гимнастки Антонины Кошель
"Я впервые тогда увидела такую огромную столовую, где было все, начиная от салатов, пирожных, мороженых и заканчивая богатой едой, а есть-то нельзя. А сидят борцы и целые курочки кушают. А мы только облизываемся", — делилась своими тогдашними переживаниями до стартов олимпийская чемпионка. После победы они-таки закатили пир, хоть и непродолжительный. Советская сборная во главе с Ольгой Корбут тогда влюбила в себя весь мир. Одна из самых трогательных олимпийских историй: когда Корбут упала на брусьях, плакал весь зал. Судьи около получаса не решались озвучить оценки. "И действительно плакали. И действительно зрители в нее влюбились. Она показала себя не только как спортсменка, но и как актриса. Ее увидели как человечка такового — маленькую, виртуозную, артистичную, открытую, улыбающуюся. Мы же на самом деле выходим на сцену и играем свою роль. Но одновременно была показана и большая красивая сложная гимнастика", — объяснила феномен Корбут Антонина Кошель. После Мюнхена гимнасток-чемпионок хотели видеть с показательными выступлениями и в Германии, и в США, и в Британии. Их принимали овациями залы и лично главы государств. Не смогла справиться со страхомВ отличие от Ольги Корбут, которая решилась на вторую Олимпиаду и привезла из Монреаля в 1976 году еще одно "золото" и одно "серебро", Кошель к тому времени ушла на тренерскую работу. Говорит, слишком была вымотана и физически, и психологически, чтобы ввязываться в новую борьбу. "Знаете, в нашем виде спорта невозможно взять и отдохнуть полгода, даже неделю нельзя отдохнуть. Потому что пропадает чувство бревна, брусьев, не натерты мозоли. Даже сейчас, когда дети отдыхают, мы не даем им полностью расслабиться, стараемся держать физическую нагрузку. А у меня после Олимпийских игр в Мюнхене был психологический срыв. Я год боялась всего", — призналась Кошель.
©
Sputnik/
Сборная СССР по спортивной гимнастике
Она боялась висеть вниз головой, боялась перепрыгнуть через коня, удариться животом о брусья. Доходило до того, что ее тренеру даже на чемпионатах во время опробования снарядов приходилось сидеть у мостика или ловить ее с брусьев. Может, если бы не то мировое турне по горячим следам сразу после Мюнхена, если бы дали хоть немного отдохнуть, возможно, она смогла бы показать класс на помосте. "Но кто-то рассчитан и на три Олимпиады, а кто-то на одну, и ты выжат как лимон", — философски заметила Антонина Кошель. Сегодня она работает государственным тренером Министерства спорта и туризма, по-прежнему очень болеет за гимнастику, переживает, что в этом году Беларусь на Олимпиаде в Рио-де Жанейро будут представлять всего два спортсмена, и те не белорусы, а приглашенные из России и США спортсмены. Но она же не сдается до последнего. "Ну есть у меня это в характере, было и сейчас есть", — рассмеялась Кошель, вспоминая, как боролась за место в сборной. А значит, есть пусть пока и небольшие, но шансы, что белорусская гимнастика отвоюет свои позиции. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Sputnik поговорил с прославленной гимнасткой о цене олимпийского золота, доброжелателях и том, почему она не решилась в отличие от подруг по команде на еще одну... |
|