На кого работают независимые профсоюзы
Беларусь – страна с поистине уникальным опытом профсоюзного движения. В правовом государстве такое понятие, как «права трудящихся» — категория практически неприкосновенная. Для власть имущих, политиков обеспечение этих прав — неотъемлемая составляющая доверия электората. Для нанимателей — стабильность в решении производственных вопросов. Для людей наемного труда — защищенность и уверенность в завтрашнем дне. К последней группе, согласитесь, принадлежит большинство из нас, вне зависимости от профессии и ранга в служебной иерархии. В чем отличие нашей страны от прочего «прогрессивного человечества»? В том, что для некоторых белорусских политиканов определение «права трудящихся» стоит в одном ряду в номинации «провокация», «спекуляция», «манипуляция». Об этом наш разговор с заместителем председателя Федерации профсоюзов Беларуси Александром Микшей.
— Александр Сергеевич, оппозиционная пресса много пишет о предстоящем республиканском совещании представителей трудовых коллективов. Насколько актуально проведение такого мероприятия?
— Я бы говорил не об актуальности, а о целесообразности и намерениях конкретных лиц в сложившейся непростой ситуации. Достаточно задуматься над тем, каким образом представители оргкомитета этого мероприятия планируют расставить акценты? Какие вопросы они намерены рассмотреть? Проблемы минимизации последствий кризиса? Нет. Может быть, участники предстоящего совещания хотят внести предложения о материальной поддержке трудящихся? Отнюдь. Все намного проще. Организаторы этого и не скрывают. Основная цель акции — политизация сознания потенциального электората, повышение его политической активности. Вне всякого сомнения, будет проведена агитационная работа для создания так называемого рабочего, а еще более предпочтительно, стачечного комитета. Планируется выдвинуть требования работодателям и правительству, а в случае их невыполнения убедить трудящихся перейти к протестным акциям. Несложно догадаться, что подготовка к совещанию сопровождается информационными провокациями, направленными на подрыв авторитета Федерации профсоюзов Беларуси.
— А именно?
— Дескать, ФПБ — это не профсоюзные организации, а идеологические отделы по работе с трудящимися, обслуживающие интересы правительства и администрации предприятий. Их главная задача — не допустить протестных выступлений трудящихся. Хотелось бы расставить точки над «i». Кризис действительно сказывается на экономической ситуации в стране. Этот факт не замалчивается. Кризис поразил не только Беларусь. Его последствия ощутимы во всем мире. Некоторые экономики стали банкротами, сломаны судьбы миллионов людей. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно посмотреть на опыт стран Прибалтики. Но! Даже специалисты Международного валютного фонда признали, что белорусам удалось найти эффективные методы, способствующие преодолению кризисных явлений. Да, некоторые предприятия были вынуждены снизить уровень заработной платы. Причины все те же. И Президент, и правительство ежедневно озвучивают проблему — загруженность складов готовой продукцией. Нет реализации — нет прибыли. Естественно, положительно повлиять на размер заработной платы это не может. Но даже если предприятие и вынуждено временно приостановить работу, перейти на неполную рабочую неделю либо сокращенный рабочий день, наниматели все равно находят возможность выплачивать 2/3 тарифной ставки.
— Федерация профсоюзов Беларуси способна внести свою лепту в оказание помощи трудящимся в таких непростых условиях?
— На всех предприятиях созданы антикризисные штабы. В них в обязательном порядке входят и председатели профсоюзных комитетов, которые проводят работу вплоть до решения вопросов, связанных с реализацией продукции. Для этого мы используем, в том числе, и свои международные связи. А они у нас по профсоюзной линии есть. Кризис не вечен. Статистические данные за июль по сравнению с июнем показывают, что «дна» мы уже достигли и, пусть небольшой, но подъем начался, наблюдается рост внутреннего валового продукта. Разве это не свидетельствует о том, что нам удается положительно влиять на ситуацию, находить какие-то рычаги? Нам удается сохранять стабильность на рынке труда. Нет ни массовых увольнений, ни массовых добровольных уходов. Почему? Профсоюзы проводят большую разъяснительную работу. Не по принципу: «Партия сказала — комсомол ответил есть». С карандашом в руках, с конкретными цифрами мы показываем перспективы данного предприятия на примере конкретной динамики роста. Кризис минует, и предприятиям предстоит продолжить работу. А кто, как не кадры, способны обеспечить выполнение этих задач? Важно сохранить не только производственную сферу, но и квалифицированный персонал. Нас критикуют за то, что мы идем в одной упряжке с нанимателями. Но разве есть иной выход?
Еженедельно мы проводим мониторинг экономической ситуации на предприятиях. Без какого бы то ни было украшательства! Полученные данные передаем правительству. Озвучиваем их на Национальном совете по трудовым и социальным вопросам, вносим предложения по выходу из складывающейся ситуации. В первичных профсоюзных организациях есть свой профсоюзный бюджет. Сегодня все статьи расходов ужаты для того, чтобы высвободить средства для оказания материальной помощи нуждающимся. В свою очередь урезала свои статьи расходов и ФПБ. Мы акцентируем внимание на оказании помощи профсоюзным комитетам. Существует две основные задачи. Первая — противостоять массовому сокращению трудящихся. Вторая — не допустить выхолащивания норм и положений коллективного договора.
— Коллективный договор действительно служит дополнительным гарантом обеспечения прав трудящихся?
— Этот документ определяет дополнительные льготы людям наемного труда. Конечно, сегодня нормы, предусмотренные в нем, могут выполняться только за счет прибыли предприятий. Допустим, прибыль снизилась. Есть ретивые головы, в том числе и со стороны нанимателей, предлагающих пересмотреть нормы коллективного договора. Федерация профсоюзов категорически против этого. Мы пошли только на одну вынужденную уступку. На некоторых предприятиях нормы коллективного договора временно приостановлены. Ведь пока нет прибыли, предприятие не может гарантировать предоставление льгот. Это не означает, что они упразднены. Как только предприятие восстановит свои позиции, все долги наемному персоналу будут компенсированы. Если же норму не приостановить, а убрать, это будет означать, что люди по прошествии времени будут лишены дополнительных льгот и социальных гарантий. На подавляющем большинстве предприятий все нормы коллективного договора сохранены без каких-либо изменений. Более того, недавно был подписан новый коллективный договор на РУП ПО «Беларуськалий». Его социальная направленность значительно выше по сравнению с предыдущим — это реальная работа профсоюзного комитета, входящего в ФПБ.
— Какую работу проводят альтернативные, так называемые «демократические» профсоюзы?
— Пока мы пытались выработать комплекс антикризисных мер, наши оппоненты по профсоюзному движению создавали партии, занимались политической деятельностью. У некоторых лидеров «демократических»
профсоюзов партийных регалий больше, чем реальных заслуг перед людьми, среди которых они ведут политическую агитацию. Им некогда заниматься
профсоюзной деятельностью, поскольку они погрязли в деятельности иного рода. ФПБ для них как кость в горле. На днях мне на глаза попался документ «Отчет секретариата «Международной федерации металлистов» за июнь-ноябрь 2007 года. Интересная ситуация — в 2006 году солидарная поддержка
профсоюза РЭП (профсоюз работников радиоэлектронной промышленности) составила 110464 швейцарских франка. Для организации, в которой состоит не более сотни человек, — это сверхденьги. Естественно, за использование этих средств необходимо отчитаться. Отсюда и вся эта мышиная возня! На мой взгляд, независимые профсоюзы — это всего лишь филиалы политических партий определенной направленности.
— И все-таки, можно ли утверждать, что протестные настроения среди трудящихся полностью отсутствуют?
— Думаю, можно. В том числе и благодаря работе первичных профсоюзных организаций, входящих в ФПБ. Начиная с 2002 года, выстроена дееспособная, я бы даже сказал, жесткая система социального партнерства между правительством страны, нанимателями, профсоюзами. Она постоянно совершенствуется. То, к чему пытаются призвать трудящихся так называемые «независимые» профсоюзы, не имеет под собой оснований. За их речами и призывами стоят совершенно иные цели.