То, чего с замиранием сердца ждал от кельтов Евросоюз, наконец свершилось. За одобрение Лиссабонского договора о реформировании деятельности ЕС на повторном референдуме в Ирландии проголосовали 67,1% избирателей, против — 32,9%. Явка составила 58%. Исходя из среднестатистического показателя электоральной активности европейцев, это хороший результат.
Упрямые кельты
В июне 2008 года на аналогичном референдуме большинство населения страны (53,4%) проголосовало против нового основополагающего документа Евросоюза. Тогда отпор ирландцев вызвал в Брюсселе нескрываемое замешательство. Неудивительно, что итоги нынешнего волеизъявления были восприняты остальной Европой с благодарностью. «Спасибо, Ирландия! Это великий день для Ирландии, это великий день для Европы», — заявил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. «Лиссабонский договор будет решительно выполнен», — пообещал ирландский премьер-министр Брайан Коуэн.
Ирландия согласилась провести повторный референдум после того, как лидеры Евросоюза в июне этого года предоставили стране политические гарантии, пообещав, что в случае одобрения документа на повторном референдуме вступление в силу Лиссабонского договора не пошатнет устоев ирландского общества. От кельтов не будут требовать легализации абортов, отмены льготного налогового режима, отказа от военного нейтралитета и сохранят для представителей Ирландии кресла в Еврокомиссии.
Лиссабонский договор был подписан лидерами стран Европейского союза в Португалии в декабре 2007 года. Документ предусматривает ряд институциональных реформ, в частности, введение постов президента и министра иностранных дел ЕС. Он стал альтернативой проекта европейской Конституции, от ратификации которого было решено отказаться после того, как тот был отвергнут большинством французов и голландцев в ходе национальных референдумов 2005 года. Горький опыт был учтен. Государства-члены ЕС на этот раз договорились не рисковать и пошли наиболее простым путем — ратифицировали документ через национальные парламенты. Единственной страной, предоставившей гражданам самим принять решение о целесообразности нововведений на всенародном референдуме, стала Ирландия. (Для того, чтобы договор вступил в силу, требовалось одобрение всех государств-участников Евросоюза). Однако упрямые ирландцы, вопреки надеждам сторонников договора, неожиданно вставили палки в колеса триумфальному шествию по Европе нового детища сторонников углубленной европейской интеграции. Минус один голос — и процедура забуксовала еще на два года.
Цепная реакция
Сразу же после оглашения Дублином результатов плебисцита президент Польши Лех Качиньский тут же ратифицировал договор. Ранее новый базовый документ Евросоюза уже был одобрен Сеймом страны, однако глава польского государства все же выдвинул условие — он поставит под ним свою подпись только в случае, если документ будет принят жителями «изумрудного острова». Теперь — слово за Чехией. Но, судя по всему, и она не намерена долго упрямиться. Премьер-министр Чехии Ян Фишер заявил представителям ЕС, что президент его страны Вацлав Клаус утвердит ратификацию парламентом Лиссабонского договора. «Я абсолютно уверен, что у Европы нет повода для беспокойства. Для Чехии не стоит вопрос, подписывать или не подписывать (Лиссабонский договор), вопрос — когда это произойдет», — заявил чешский премьер. «В Чехии все готово для ратификации Лиссабонского договора к концу этого года», — добавил он утешительные для остальных лидеров ЕС заверения, жаждущих завершить процедуру принятия соглашения до конца именно текущего года. (По замыслу создателей, документ должен вступить в законную силу 1 января 2010 года.)
Чехия стала последней страной, где вопрос о ратификации нового европейского проекта находится хоть и в завершающей, но еще не оконченной стадии. Возможно, Прага давно бы уже поставила точку в затянувшейся евроэпопее, но «смутьяны» нашлись и здесь. В целом обе палаты чешского парламента поддержали своих коллег из других стран ЕС. Однако в конце сентября группа чешских сенаторов, разделяющих «евроскептические» взгляды на утверждение Лиссабонского договора, подала очередную жалобу в Конституционный суд страны с требованием отложить ратификацию документа. В петиции, подписанной 17 сенаторами, выражена обеспокоенность тем, что Лиссабонский договор может посягать на суверенитет страны. Парламентарии попросили суд разобраться, не предоставляет ли документ законных оснований для создания «европейского сверхгосударства». Быть или не быть договору — теперь решает Конституционный суд Чехии. Однако предугадать, каким будет решение судей, похоже, труда не составляет.
Что дальше
Лиссабонский договор одновременно вобрал в себя дополненные и переработанные положения ранее заключенных соглашений о принципах взаимодействия объединенной Европы — Римского договора (1957 года), Маастрихтского (1992 года), Амстердамского (1996 года) и Договора Ниццы (2000 года), на котором в период институционального кризиса основывалось функционирование институтов ЕС.
В отличие от проекта Конституции Евросоюза, «Договор о реформах» не содержит упоминания о конституционных символах Евросоюза — флаге, гимне и единой валюте. Вместе с тем, он предусматривает введение поста президента Европейского союза, который будет избираться на два с половиной года и представлять организацию на международном уровне.
Верховный представитель по общей внешней политике и политике безопасности, согласно договору, будет обладать фактическими полномочиями министра иностранных дел ЕС. Он возводится в ранг заместителя председателя Еврокомиссии, и ему передаются функции еврокомиссара по общей внешней политике и европейской политике соседства. Структура исполнительной власти ЕС также претерпит изменения. С 2014 года число еврокомиссаров будет эквивалентно двум третям стран-членов ЕС. Сегодня же каждое из 27 государств представлено членом Еврокомиссии.
Договор повышает роль Европарламента. Согласно документу, депутаты, наряду со странами ЕС, будут иметь право одобрения законодательных актов в ряде «чувствительных областей», таких как юстиция, безопасность и иммиграционная политика. Вместе с тем общее количество мест в Европарламенте сокращается с нынешних 785 до 750. Кроме того, национальным парламентам будет впервые предоставлено право участвовать в законотворческой деятельности ЕС. Они, в частности, получат право вносить свои предложения в текст законопроектов. В случае, если одна треть национальных ассамблей будет против, проект закона направят на доработку в Еврокомиссию, на которую изначально возложена задача разработки проектов законодательных актов. Области принятия решений в Совете ЕС по формуле квалифицированного большинства голосов, а не по принципу консенсуса, расширены на сферу компетенции органов юстиции и полиции. Договор вводит также новую систему голосования по формуле так называемого «двойного большинства». Новая система начнет действовать с 2014 года при оговоренном Польшей переходном периоде до 2017 года. Согласно принципу «двойного большинства», решение считается принятым, если за него проголосовали представители 55% государств ЕС, в которых проживает не менее 65% населения Евросоюза. Однако страны, которым не удастся создать блокирующего меньшинства, смогут отложить решение вопроса и предложить продолжить переговоры.
Кроме того, новый базовый договор о функционировании ЕС предусматривает проведение общей энергетической политики и реализацию общей стратегии борьбы с глобальным потеплением, оказание солидарной помощи одному или нескольким членам на случай террористических атак или стихийных бедствий. Помимо этого, документ содержит статью о возможности выхода из состава ЕС, решение о котором будет приниматься по итогам общих переговоров.