“Люди хотят в первую очередь стабильности”, - профессор Давид Ротман
09.12.2009
—
Новости Мира
|
09.12.2009
Известный социолог рассказывает о политических предпочтениях белорусов, их отношении к кризису, а также раскрывает секреты социологической кухни Когда американского социолога Джорджа Гэллапа спросили, как можно узнать мнение всей страны, опросив тысячу человек, он ответил: “Достаточно ложки супа, чтобы узнать его вкус”. Уже несколько десятилетий в Беларуси действует мощная школа “дегустаторов” общественного мнения — не случайно наша страна курирует многие межнациональные социологические проекты. Чтобы узнать о настроениях, чаяньях, мнениях белорусов мы обратились к руководителю Центра политических и социологических исследований БГУ профессору Давиду РОТМАНУ. — Давид Генрихович, что показывают исследования общественного мнения в Беларуси?— В период глобального экономического кризиса, весной и осенью 2009 года, мы провели два опроса. И надо сказать, что у людей были совершенно реальные оценки ситуации. Позитивный факт: весной уровень тревожности хотя и немного, процента на 2—3, но снизился, а это говорит о доверии к власти. Удалось ведь избежать массовых сокращений, равно как и неуправляемых денежных обвалов. Но настроение у людей несколько ухудшилось: цены выросли, а зарплата — нет. Говоря об уровне социальной напряженности, нужно отметить, что для Беларуси минимальная цифра составляла 4 процента, сейчас выросла до 8 процентов. А критический показатель — около 40 процентов. А он мог бы таким быть, если бы произошел обвал экономики.— Скажите, почему иногда результаты исследований разных компаний различаются в разы?— Встречаются ошибки социологов. Вопросы нужно составлять так, чтобы люди понимали и, главное, понимали одинаково, что у них спрашивают. Приходилось наблюдать в инструментарии даже профессиональных служб вопросы вроде: “Скажите о своем отношении к приватизации” или “к частной собственности”. Или: “Оцените эффективность отечественной системы здравоохранения?” Так спрашивать нельзя. Вопрос должен быть максимально конкретизирован. Многое зависит от того, как построена шкала с вариантами ответов, как задается вопрос, не оказывается ли интервьюером давление на респондента и так далее.— А как же действовать правильно, как получать объективный результат?— Во-первых, это то, о чем я уже сказал — нужно правильно построить инструментарий — анкету или бланк интервью. Второе — выборка. Профессиональные социологические службы используют, как правило, методы случайного отбора. Чтобы добиться реальных результатов, надо чтобы число респондентов было не менее чем единица с тремя нулями — в этом случае начинают работать законы вероятности. Мы обычно отбираем для национальных опросов тысячу или тысячу пятьсот респондентов. При отборе мы обязаны соблюдать принцип: каждый житель страны должен иметь равную со всеми остальными возможность попасть в выборку. Критериев отбора не меньше четырех. На первой ступени мы отбираем регионы — области. Затем методом жребия отбираются малые и средние города, села и так далее.— А если попадется маленькая деревенька, социологи поедут?— А как же. Чтобы не допустить искажения результатов, нужно жестко соблюдать правила. По статистике, сельского населения — около 20 процентов, так что деревни в выборках всегда есть. Вообще у нас работает большое число интервьюеров, которые проживают в городах и селах по всей стране.— Какие методы сбора социологической информации используются сегодня?— Методы бывают количественные — интервью, анкетный опрос, и качественные — фокус-группы, глубинные интервью с экспертами. Применяется также наблюдение, социологический эксперимент. Информация может собираться и методом анализа документов, материалов СМИ и т.д. Для изучения документов используется анализ текстов. Когда я учился, нам приводили пример: до начала Второй мировой войны германская разведка по публикациям английских газет определила, где и какие воинские части расположены на территории Великобритании. Они два года анализировали светскую хронику — там было принято печатать заметки вроде: “На приеме у графа такого-то присутствовали полковник, генерал артиллерии”. Разведка анализировала — раз генерал, значит здесь не меньше дивизии. Так и составили полную картину по всем островам. Вот это и называется качественный анализ.— Ваш центр занимается также исследованиями ценностных ориентаций. Что вы можете сказать об этом?— Мы принимаем участие в международном проекте “Европейские ценности”. С определенной периодичностью во всех странах нашего континента проводятся опросы населения. Изучается отношение к шести базовым ценностям: семья, работа, друзья, досуг, религия, политика. Следует отметить, что, согласно полученным данным, базовые ценности наших людей ничем не отличаются от ценностных приоритетов в остальных странах Европы. На первых местах семья и работа. Резко вырос за последние двадцать лет статус такой ценности, как религия. В то же время отношение к политике как ценности несколько снизилось. Люди позитивно относятся к демократии, но в то же время не определяют свои приоритеты в системе “левые — центристы — правые”. Люди хотят в первую очередь стабильности и будут идти за тем, кто в состоянии эту стабильность обеспечить. Это главное.— А что показывают электоральные опросы?— Мы представляем Беларусь во Всемирной организации по изучению электоральных систем (CSES). По регламенту этой организации через 3—5 месяцев после проведения выборов осуществляются опросы населения. Так, например, после выборов президента в 2006 году наш опрос показал 78 процентов сторонников действующего главы государства, результат, очень близкий к официальному. Я тогда выступал на всемирном конгрессе CSES, где представлял Беларусь. Приятно, что уровень доверия к результатам наших замеров был достаточным, а это влияет на отношение к стране в целом.— Если говорить о международном сотрудничестве: Беларусь участвует в проектах ЕС, СНГ?— Проектов много. Например, “Новый европейский барометр” — исследование экономико-политической ситуации, программы FP-7, финансируемые Европейским союзом.В эти дни идет опрос в рамках проекта FP-7, направленный на изучение проблем культурной идентичности национальных меньшинств. Такие же опросы проводятся сегодня и в Венгрии, Словакии, Литве, Латвии, Украине и России. Могу сказать, что реакция людей на опрос очень позитивная. Еще одно европейское исследование — здоровье населения в странах СНГ. Это повторное исследование. Предыдущее было в начале 2000-х годов. Сейчас разрабатывается инструментарий, опросы пройдут в апреле—мае. Беларусь руководит сбором информации. В этом году изучали и взаимоотношения нашей страны с Европейским союзом. Если раньше отношения между ЕС и Беларусью были нейтральные, то сейчас они вступили в новую позитивную фазу. Люди считают, что наша страна проводит правильную внешнюю политику. Уже не первый раз проводим исследования, связанные с отношениями Беларуси и России, отслеживаем союзное строительство, конфликтные ситуации вроде “нефтегазовой” и “молочных войн”, которые сопровождаются информационным противостоянием. Тенденции? Большинство населения выступает за создание единого экономического, информационного, правового, образовательного, научного пространства. Белорусы хотели бы, чтобы в основу союзных отношений легли принципы равных прав и полного взаимопонимания. СПРАВКА “НГ” Давид Ротман — доктор социологических наук, профессор, заместитель председателя правления Белорусского социологического общества. Окончил отделение философии БГУ. Исследовательскую деятельность начал в 1972 году в центре НОТ Министерства легкой промышленности БССР, С 1974 года работает в Белгосуниверситете. Являлся одним из руководителей всесоюзной социологической программы “Общественное мнение”, созданной Госкомитетом СССР по народному образованию для изучения проблем перестройки в СССР. В 2003—2005 годах возглавлял кафедру социологии БГУ. С 1996 года — директор Центра социологических и политических исследований БГУ. Автор более 250 научных работ. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Известный социолог рассказывает о политических предпочтениях белорусов, их отношении к кризису, а также раскрывает секреты социологической кухни
|
|