Президент России Дмитрий Медведев 23 ноября огласил комплекс мер военно-технического и дипломатического характера, которыми Россия ответит на развертывание системы противоракетной обороны в Европе. Вместе с тем глава российского государства подтвердил настрой на продолжение диалога с США и НАТО для компромиссного урегулирования одной из самых болезненных проблем в отношениях России с Западом.
Россия и НАТО договорились сотрудничать по проекту ЕвроПРО на саммите в ноябре 2010 года в Лиссабоне, однако переговоры зашли в тупик из-за отказа США предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил сдерживания. После состоявшейся 12 ноября в Гонолулу встречи с президентом США Бараком Обамой Медведев заявил, что позиции Москвы и Вашингтона далеки друг от друга, и сторонам придется продолжить консультации.
Первым делом Россия введет в строй радиолокационную станцию предупреждения о ракетном нападении в своем самом западном регионе — Калининградской области.
«Мною принято следующее решение: по моему поручению Минобороны России незамедлительно введет в боевой состав радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении в городе Калининграде», — объявил Медведев.
По его словам, в рамках создания системы воздушно-космической обороны России в первоочередном порядке будет усилено прикрытие объектов стратегических ядерных сил.
«Стратегические баллистические ракеты, которые поступают на вооружение ракетных войск стратегического назначения и нашего ВМФ, будут оснащаться перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками», — сказал Медведев.
«Если перечисленных мер будет недостаточно, Россия разместит на западе и юге страны современные ударные системы вооружений, обеспечивающие огневое поражение европейского компонента ПРО», — сказал Медведев.
По его словам, одним из таких шагов станет развертывание ракетного комплекса «Искандер» в Калининградской области.
Медведев подчеркнул, что Россия настроена на продолжение диалога с Америкой и НАТО по ПРО, не закрывает дверь для дальнейших переговоров и практического сотрудничества, но действовать будет с учетом реального развития событий на каждом этапе реализации американского плана развертывания противоракетной обороны.
«Если партнеры честно и ответственно подойдут к задаче учета наших законных интересов, интересов в сфере безопасности, уверен, мы сможем договориться. Если же нам будут предлагать «сотрудничать», или, скажем открыто, работать против наших же собственных интересов, наш общий знаменатель — мы его не сможем достичь, он не получится, и нам придется давать иные ответы, наши действия будут выстраиваться сообразно реальному развитию событий. Причем на каждом предстоящем этапе реализации американского плана», — говорится в заявлении.
«При неблагоприятном развитии ситуации Россия оставляет за собой право отказаться от дальнейших шагов в области разоружения и, соответственно, контроля над вооружениями», — сказал Медведев.
В этой связи он напомнил США о праве России выйти из договора по СНВ. Документ, предполагающий сокращение ядерных потенциалов РФ и США, вступил в силу 5 февраля 2011 года. В него по настоянию Москвы был внесен пункт о взаимосвязи между наступательными и оборонительными вооружениями.
«Учитывая неразрывную взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, могут возникнуть основания для выхода нашей страны из договора об СНВ. Это предусмотрено самим смыслом договора», — сказал Медведев.
Справка Новый договор об СНВ, вступивший в силу 5 февраля 2011 года, обязывает Россию и США сократить и ограничить количество развернутых и неразвернутых стратегических наступательных вооружений согласованными суммарными количествами. Начиная с 6 апреля 2011 года, в РФ и США могут проводиться инспекции по новому соглашению.
В рамках договора об СНВ в юридически обязывающей форме зафиксирована взаимосвязь между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями. Кроме того, при его подписании российская сторона выступила со специальным заявлением о возможности выхода РФ из договора, если масштабы системы противоракетной обороны США создадут угрозу российским национальным интересам.
Договор СНВ обязывает Россию и США сократить и ограничить количество развернутых и неразвернутых стратегических наступательных вооружений согласованными суммарными количествами. Начиная с 6 апреля 2011 года, в РФ и США могут проводиться инспекции по новому соглашению.
В соответствии с документом, стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть — до 1,55 тысячи, по сравнению с московским договором 2002 года, и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей.
Почему натовская ПРО тревожит Россию?
Планы США создать систему противоракетной обороны, которая надежно бы защитила их территорию от баллистических ракет, являются одной из главных проблем в российско-американских отношениях.
В настоящее время США имеют два стратегических района ПРО на своей территории — на Аляске и в Калифорнии. Россия имеет один позиционный район стратегической ПРО — в районе Москвы.
Теперь США планируют создать так называемый третий позиционный район ПРО — в Европе. Планы США разместить элементы ПРО в Польше и Чехии вызвали резкую критику со стороны Москвы. На чешской территории предполагалось разместить американский радар системы ПРО, а в Польше — противоракетную базу США.
Президент США Барак Обама и глава Пентагона Роберт Гейтс 17 сентября 2009 года объявили о внесении корректив в планы по созданию системы национальной ПРО. При этом США не отказались от размещения наземных элементов ПРО в Европе, лишь отсрочив начало их развертывания до 2015 года.
Полностью позиционный район ПРО, включая наземную структуру, будет создан к 2020 году в четыре этапа. До момента появления первых наземных объектов берега Европы будут патрулировать военные корабли США с ракетами-перехватчиками на борту.
Развертывание системы ПРО передового базирования в относительной близости от границ РФ, по мнению военных аналитиков, влияет на эффективность боевого применения стратегических ядерных сил России.
Дмитрий Медведев в ноябре 2010 года на саммите Россия-НАТО в Лиссабоне предложил идею о формировании в Европе секторальной системы ПРО с участием России.
В таком случае, учитывая возможные траектории стрельбы с иранской ракетной базы в районе Исфахана, российские противоракеты лучше всего разместить вблизи Ростова-на-Дону, а их наведение осуществлять с помощью современной РЛС под Армавиром. Это позволит обеспечить защиту от иранских ракет средней дальности.
Переговоры до «точки невозврата»
Медведев поручил переговорщикам продолжать с США консультации по ПРО, пока Вашингтон не пройдет «точку невозврата», заявил постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин.
«Окончательно архитектура американской противоракетной обороны — а она американская, а не натовская, по большому счету, НАТО здесь только как ширма — будет сформулирована в мае следующего года на саммите Северо-Атлантического альянса в Чикаго. У нас есть прямое поручение президента России — у российских переговорщиков — продолжить консультации с американскими и натовскими партнерами до тех пор, пока США не пройдут «точку невозврата» в этом вопросе», — сказал Рогозин в среду на пресс-конференции в Москве.
Заявление президента России по ПРО является политическим и призвано вернуть США к серьезному разговору с Москвой, заявил Рогозин.
«Позиция президента России абсолютно честная. Он сказал в тот момент, когда мы исчерпали потенциал дипломатии, который мы использовали ежедневно, для того, чтобы добиться компромисса. Сегодняшнее заявление — политическое, очень честное и прямое, которое должно вернуть переговорщиков западной стороны к серьезному разговору с нами», — сказал Рогозин.
«Мы не позволим, чтобы нас держали за дураков. Мы отвечаем за безопасность большой страны, за безопасность наших союзников и хотим, чтобы с нами разговаривали серьезно. Это не шутки — ядерное оружие. Это не хохмочка, которую можно разыграть где-то еще», — сказал Рогозин.
«Мы нацелены на продолжение переговоров. У нас есть прямое поручение президента РФ добиться за оставшееся время внятных результатов от наших партнеров. Но надо иметь в виду, что счетчик сегодня включен», — добавил он.
Возможен ли компромисс?
Эксперты, опрошенные РИА «Новости», не верят в способность России и США в обозримой перспективе найти компромиссное решение проблемы ПРО.
«Я не вижу таких возможностей, потому что, в общем-то, стороны занимают достаточно непримиримую позицию, причем совершенно не имеют ни малейшего желания идти на компромиссы, а при этом, объективно говоря, никакого практического значения это не имеет», — сказал заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
Того же мнения придерживается и директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. На вопрос, удастся ли России и США договориться по ПРО, эксперт ответил, что это «вряд ли произойдет в ближайшее время».
«Я думаю, что минимум год еще будет какое-то толкание. Понятно, что Обама заинтересован в том, чтобы под президентские выборы добиться какого-то очередного прорыва в отношениях с Россией, потому что одна из его «фишек» на внешней арене — это «перезагрузка», — сказал он.
Минченко добавил, что «технически сам процесс прохождения решений в США, вовлечение в этот процесс большого количества людей и институтов серьезно осложняет какие-то подвижки в направлении ПРО, тем более что демократы потеряли большинство в Палате представителей».
Российско-американские отношения не предполагают односторонних действий США по созданию противоракетной обороны, которая бы ломала стратегический баланс, и после заявления Дмитрия Медведева Вашингтон должен выразить свою позицию по развитию отношений с Москвой, заявил глава международного комитета Госдумы Константин Косачев.
«С точки зрения обязательств, заявление президента России ничего не добавляет и не убавляет. Президент процитировал договоренности, заложенные в договоре (о сокращении стратегических наступательных вооружений), они предусматривают, что Россия может расторгнуть договоренности, когда разрушается стратегический баланс», — сказал Косачев.
По его словам, стратегический баланс может быть нарушен после того, как США создаст ЕвроПРО. «С точки зрения практических действий об этом речи пока нет. Но это предполагают, к сожалению, заявленные планы США», — сказал депутат.
Он считает, что выступление Медведева своевременно и абсолютно корректно. «Оно находится в рамках наших международных обязательств, включая последний договор с США по ограничению стратегических наступательных вооружений», — сказал парламентарий.
Косачев добавил, что российско-американские отношения сегодня принято называть «перезагрузкой», и «некоторые считают, что это партнерство, а некоторые — соперничество».
«В любом случае, эти отношения не предполагают односторонних действий США по созданию ПРО, которая бы ломала стратегический баланс. Это неприемлемо для России, и об этом говорил сегодня Медведев», — отметил глава думского комитета.
По мнению депутата, теперь наступает очередь Соединенных Штатов, которые должны выразить свою позицию.
«У Америки есть право, как отвечать (на заявление), так и игнорировать его. США могут выстраивать отношения с нами или как с партнером, или как с врагом. Выбор за ними. Но на каждый их выбор у нас есть ответ», — заключил глава международного комитета.
Выход России из договора по СНВ будет исключительной мерой в переговорах по ЕвроПРО и может стать началом нового витка гонки вооружений в мире, заявил член президиума Общественного совета при Минобороны РФ, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
«Это исключительный военно-политический шаг, на который может пойти Россия в случае чрезвычайных обстоятельств. Фактически, это крайние меры, которые будут реализованы в самую последнюю очередь. С практической точки зрения, это будет означать начало нового витка гонки вооружений в мире», — считает Коротченко.
Президент России огласил комплекс мер военно-технического и дипломатического характера, которыми Москва ответит на развертывание системы ПРО в Европе...