Это касается и топлива. Автовладельцы могут потратить не один час, чтобы найти так называемую «честную» бензоколонку. Почти каждая вторая заправка, по мнению аналитиков, торгует «разбавленным» товаром.
Чтобы заправить машину в Украине, формула «залил и забыл» не подходит. Многим водителям приходится осваивать другие навыки, к примеру, как разоблачить «хитрый» счётчик, с помощью которого можно недолить в бак оплаченный объём топлива или как без экспертизы узнать, что бензин разбавили.
Не знать об этом – себе дороже. В Украине, считают эксперты, по теневым схемам продается до 50 % автотоплива. Получается, с обманом можно столкнуться на каждой второй заправке.
У такой бензиновой неразберихи две причины. Первая – высокие налоги на топливо и высокая – до полутора долларов – цена за популярные марки топлива. Теневые заправщики предлагают дешевле и автомобилисты закрывают глаза на качество. Вторая причина – система контроля качества существует лишь на бумаге. Если у водителя получится доказать, что ему залили плохой бензин, привлечь к ответственности владельца заправки сложно. В этом плане белорусский опыт, по мнению экспертов рынка, куда более цивилизованный.
Торговля серым бензином наносит большой вред украинской экономике. Из-за торговли контрафактным товаром недополучает денег госбюджет. Страдают и автомобилисты – на сомнительном топливе машина далеко не уедет. Но пока не слышно, чтобы кто-то из владельцев заправок ответил за умышленное причинение ущерба. Поэтому местных водителей отчасти спасает «сарафанное радио»: друг другу сообщают о ненадежных АЗС и объезжают их стороной.
А вот что делать гостям предстоящего чемпионата Евро-2012, чтобы поездка на личном транспорте не обернулась ещё и серьёзным ремонтом машины? Даже утешительных обещаний о том, что к следующему году ситуация с качеством топлива в Украине исправится, пока никто не даёт.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента