На подготовку к Евро 2012 Украина потратила в пять раз больше, чем заработала.
В стране продолжают дискутировать о том, почему в разных сферах прибыль оказалась гораздо ниже прогнозируемой. Не оправдались надежды крупных отелей, владельцев кафе и ресторанов, на рынке арендного жилья спрос оказался в десять раз меньше предложения. По мнению экспертов, главная причина заключается в маркетинговых просчетах и чрезмерно высоких ценах, которые отпугнули потенциальных клиентов. До чемпионата мира по хоккею в Минске осталось уже меньше года.
Наш киевский собкор Сергей Гусаченко попытался понять, какие ошибки не стоит повторять белорусской столице. Главный шеф-повар Украины лишь недавно вернулся из Минска. Большим удивлением стало практически отсутствие заведений, которые специализируются на белорусской кухне. Помимо национального колорита, в преддверии мирового хоккейного форума специалист советует минским заведениям улучшить меню и повысить квалификацию персонала. (Игорь Брагин, президент Киевской Ассоциации шеф-поваров) Нужно больше точек быстрого питания, оглядываясь на Евро, резюмирует президент Киевской ассоциации шеф-поваров. Именно они и выиграли в борьбе за проголодавшегося туриста. По словам Игоря Брагина, большинство дорогих ресторанов, в отличие от фастфуда, даже не отбили свои затраты. Золотым дном стала категория "средний минус". По более презентабельным заведениям прошлись лишь от 10 до 20% европейцев. (Игорь Брагин, президент Киевской Ассоциации шеф-поваров) Типичной ошибкой киевских бизнесменов Игорь Брагин называет также погоню за количеством посадочных мест: желая расширить заведение на период Евро, владельцы забывали про главное - размер кухни. В итоге некоторые заведения просто не смогли справиться с наплывом клиентов. Уроки жадности вспоминает и директор Ассоциации "Звездных отелей". Некоторые владельцы гостиниц поднимали цены на проживание до заоблачного уровня. (Дмитрий Прохоров, исполнительный директор Ассоциации "Звездных отелей") Итог Евро, вложившие немалые инвестиции отельеры оценили коротко: могло быть и лучше. Дорогие номера в основном пустовали, а гостиниц среднего класса Киеву катастрофически не хватает даже сейчас. Из-за высоких цен даже хостелы оказались недозагружены на 20%. (Дмитрий Прохоров, исполнительный директор Ассоциации "Звездных отелей") Исходя из этого, акцент нужно делать на двух и трехзвездочных отелях, уверен Дмитрий Прохоров. Ведь не за роскошью спортивные фанаты едут в другую страну. Из-за высоких цен в Киеве на Евро пустовала почти половина квартир. Лишь за несколько дней до старта агентства недвижимости и жители города стали массово снижать стоимость суток. Слухи о слишком дорогих апартаментах отбили у фанатов желание даже интересоваться их стоимостью. Самая многочисленная армия шведских болельщиков, около пяти тысяч, решила жить просто на острове возле Днепра: в палатке, за которую приходилось платить адекватную сервису цену. За время чемпионата Европы Украину посетили почти 2 млн человек. Футбольный праздник особой прибыли стране не принес: общая стоимость затрат составила около 5 миллиардов долларов, - заработать на гостях удалось лишь один. Впрочем, даже, несмотря на просчеты, есть выгода, которая на первый взгляд не видна. К пережившим крупные спортивные форумы странам, традиционно растет интерес туристов, - минимум на 30%, увеличивается приток зарубежного капитала. Отдачу от миллиардных вложений Украина должна почувствовать уже через год.