Российская провинция готова к жестким протестам в ответ на экономическую стагнацию, в отличие от Москвы, где спрос на демократию серьезно уменьшился. К таким выводам пришли эксперты Центра стратегических разработок — того самого, который с поразительной точностью предсказал массовые протесты 2011 — 2012 годов.
"Проблема для власти — что протесты вышли за пределы Москвы", — цитирует Reuters президента Центра стратегических разработок Михаила Дмитриева. Другие важные тенденции, которые выявили эксперты за год наблюдений: рейтинг власти перестал падать и застыл на очень низком уровне, тревожность — наоборот, на сверхвысоком, при этом жители столицы — на удивление лояльны к властям, отмечает "Коммерсант Online".
Готовность к акциям протеста в стране сейчас такая же, как в кризисный 2009 год — тогда "прошло более 33 тысяч акций протеста — по 100 акций в день", подчеркнул Дмитриев. Важное отличие от 2009 года — то, что теперь россияне считают выход на улицы не девиантным поведением, а нормой.
Высокий уровень тревожности населения (у 65% в глубинке и у 84% жителей крупных городов) между тем не выражается ни в какой политической активности, к тому же источники тревог у них разные: первых интересуют их доходы, последних — социально-политическая среда.
Готовность к протестам объясняется экономическими проблемами — именно они готовы вывести людей на улицы. И, если это случится, демонстранты не будут настроены на партнерство ни с одной из политических партий, заметил президент Центра.
Путин уже не вызывает оптимизма — надоела "сильная рука".
Что касается политических предпочтений, то вот уже девять месяцев рейтинг доверия к власти перестал падать, отмечают эксперты. Интерпретировать эти данные, каск сообщил политолог Дмитриев, трудно: он впервые встречается с такой противоречивой картиной и надеется к осени разобраться с этими данными, получив результаты новых наблюдений.
Если год назад по стране уровень доверия Путину был на 10% выше, чем в Москве, то теперь наоборот — на 10% ниже. Россияне по-прежнему не видят ему альтернативы, но теперь они вовсе не с оптимизмом смотрят в будущее и на своего лидера, а со скепсисом.
"Потеря надежды на развитие страны — она очень серьезна", — подчеркнул Дмитриев.
В целом по стране повысился спрос на демократию: ее хотят две трети населения. Такое настроение может быть связано с тем, что у граждан появился "страх перед "сильной рукой".
Сколько еще продлится стабильность низкого рейтинга, эксперты судить не берутся. В целом они не видят факторов, по которым сформировался "непробиваемый пол рейтинга". Одно они могут сказать точно: пока тревога россиян сдерживается образом 60-летнего и давно знакомого президента. "Есть масса причин, по которым люди держатся за Путина как за политический якорь", — поясняет Дмитриев.
Чтобы понять, как именно народ может выразить свое недоверие власти, можно посмотреть на ситуацию в Прихоперье, отмечает Дмитриев. Там демонстранты-экологи, не согласные с началом разработки никелевых месторождений в Воронежской области, сначала митинговали против геологических работ, потом участвовали в драке с охраной, а затем подожгли поселок геологов.
"Раз — и пошли — подожгли. Типичный региональный протест. Но против этих людей власти пока не готовы применять силу, как против москвичей", — поясняет Дмитриев. Имеются в виду, видимо, процессы вроде громкого "болотного дела".
Напомним, что Прихоперье — не единственный случай народных волнений за последний месяц. Так, взбунтовали жители саратовскогоПугачева, где случилось резонансное убийство десантника, предположительно, чеченцем, после чего население потребовало выселения всех выходцев с Северного Кавказа. Волнения длятся вот уже четыре дня.