По последним данным Интерпола, беглый преступник международного масштаба Мухтар Аблязов выбрал Пиренеи в качестве плацдарма для начала нового информационного сражения со своими недругами.
Мухтар Аблязов – по версии некоторых экспертов является гением преступного мира. Но не каждый согласится с этим мнением. Вся его гениальность базируется на деньгах, которые он «изъял» для своих нужд, будучи руководителем в одном из крупнейших финансовых учреждений Казахстана – БТА-банке. Благодаря этим средствам, а речь идет о пяти миллиардах долларах США, он превратился фактически в человека-невидимку. Сегодня его безуспешно разыскивают Интерпол, а также правоохранительные органы нескольких стран, включая Великобританию, Россию, Казахстан и Украину.
Аблязов выбрал единственно верную тактику поведения – представил себя диссидентом, а уголовные дела, которые широким шлейфом тянулись за ним – политически мотивированными. В частности, он выдает себя за главного оппозиционера по отношению к действующей власти Казахстана. Почему, интересно, не к властям России, где его разыскивают с не меньшей энергией? Наверное, потому, что последнее место работы было связано все-таки с исторической родиной. Именно из казахстанского банка через филиалы в этой стране он вывел в оффшоры все активы, точно так же поступил и в России, и в Украине, и в Кыргызстане.
Когда скандальная история стала достоянием общественности, банкир возмущался, недоумевал, мол, как можно обвинять в воровстве человека, переложившего собственную наличность из правого кармана в левый. Это же ведь мой банк! Так как большинство граждан не имеют представления о специфике банковской деятельности, то они и верили ему. Однако нужно понимать, что выводил он абсолютно все активы, в том числе вклады населения и кредиты, полученные «аблязовским» банком у иных финансовых институтов (более всего при этом пострадали банки Великобритании).
И это лишь один из примеров, когда оплаченная Аблязовым дезинформация, распространяемая через подконтрольные СМИ, формировала имидж успешного бизнесмена, политического деятеля, а преступные дела оставались за кадром.
Первое время он скрывался в Великобритании. Эта страна стала первым государством, на себе прочувствовавшим, как может Аблязов обманывать не только рядовых граждан, но и политиков. Информационные атаки, развернутые олигархом на территории туманного Альбиона, привели к тому, что он получил статус политического беженца.
Примерно в то же время казахстанский банк «БТА», имевший к бывшему руководителю массу финансовых претензий, обратился в суд Великобритании. Аблязов тогда бравировал, что готов принять любое решение правосудия. И что же? В итоге — сбежал. Английская Фемида, которая никогда не давала повода обвинить ее в необъективности, вдруг попала в «черный список» олигарха, когда он с треском проиграл судебное дело. С его стороны раздались обвинения в коррумпированности английского правосудия, политической ангажированности. В общем, гражданское дело, которое ничем, кроме потери активов, Аблязову не грозило, вылилось в солидный тюремный срок, присужденный преступнику за неуважение к суду. Судьи, кстати, выразили недоумение, почему по выявленным фактам не было уголовного рассмотрения в британском суде. Им объяснили, дескать, для того, чтобы не дать повода Аблязову в очередной раз «трещать» о политическом преследовании…
В общем, сбежал он из Британии, но продолжает успешно пребывать за границей, снимает дорогостоящие апартаменты, оплачивает услуги адвокатов и других помощников. И это несмотря на его заявления о том, что все свои активы и компании он обнародовал в британском суде и передал их во внешнее управление.
Услуги своей свиты Аблязов продолжает оплачивать со скрытых счетов и компаний. И не исключено, что большую часть расходов покрывает наличными (так безопаснее). К тому же неучтенной наличностью легче оплачивать услуги покровительствующих ему чиновников в европейских странах. А то, что такое покровительство существует, – факт очевидный. Иначе как бы он при своей публичности избегал европейского паспортного и таможенного контроля, летал на чартерах…
История же с «похищением» его жены и дочери и вовсе выглядит нелепой. Есть версия, что экс-банкир намеренно отправил семью в Казахстан. Это часть его новой информационной компании. На самом деле, итальянская полиция на законном основании депортировала жену и дочь Аблязова на их родину за нарушение миграционного законодательства. на законном основании
И вот тут он показал себя во всей своей красе: диссидент, политик, бизнесмен, насильно разлученный с семьей – таким он предстал на страницах некоторых итальянских СМИ. Привычный и уже многим надоевший образ мученика заиграл новыми красками, вызывая искреннее сочувствие и вышибая слезу у чувствительных домохозяек.
Правда, в прессе умалчивается тот факт, что разлука с семьей выгодна во всех отношениях только самому Мухтару Аблязову. При любых раскладах. Грозит ли что-то его жене и дочери? Скорее нет, чем да. Казахстан, вероятнее всего, будет оберегать семью преступника, чтобы не сказали, что местные власти воюют с беззащитными женщинами и детьми.
Но даже если его жену осудят и посадят в казахстанские застенки – для Аблязова еще лучше. Будет информационный повод для СМИ, а внимание общественности уведено от его прямой преступной деятельности и взаимоотношений с английским правосудием.
Есть плюсы и другого свойства. Отношения супругов были не столь радужные, как может показаться. Аблязов просто избавился от балласта. Теперь Мухтару Кабуловичу не нужно скрывать свои внебрачные связи. Впрочем, жене, скорее всего, было известно об его интимной связи с супругой украинского бизнес-партнера Сергея Тищенко — Еленой Тищенко, более известной в узких кругах как его личный юрист. Для осведомленных лиц не секрет, что он встречался с ней на ее (точнее, ее мужа) виллах в Лондоне, Каннах, в отелях Италии, Испании.
Елена Тищенко — не первая юрист-любовница Мухтара Аблязова. Практически все руководство «БТА-банка» и лондонского офиса в свое время знало, что эту роль играла его консультант Ботагоз Джардемали.
Так что «похищение» семьи — не более, чем очередная пиар-акция, хороший способ напомнить о себе. Ведь многие уже списали Аблязова как политического игрока. Люди, ему покровительствующие, стали задумываться о целесообразности такого сотрудничества. Все свои козыри он растерял, политическое реноме подпортил, скрывается где-то в подполье. И вдруг случилась душещипательная история о разлуке с семьей, отчего акции Аблязова в европейском сообществе вновь поднимаются на несколько пунктов.
Возможно, он всерьез рассчитывает убедить кого-то в своей правоте долгосрочной перспективы. Похоже на то, что в Европе у него остались кое-какие дела, и он просто тянет время. Это в его стиле. Так же он вел себя во время судебного процесса в Лондоне. Тянул время под любым предлогом, чтобы успеть скрыть наворованные средства, запутать следы, обеспечить себе в дальнейшем безбедное существование.
Так какое же он планирует себе будущее? То, что он не видит себя в Европе, – ясно как день. Об этом говорит попытка клана Аблязовых натурализоваться в Центрально-Африканской Республике. Его супруга, кстати, каким-то непостижимым образом числилась африканским дипломатом. Кроме нее, Алмы Шалабаевой, дипломатические паспорта ЦАР имеют прямые родственники Аблязова, муж его дочери Мадины — Ильяс Храпунов (кстати, также сын известного беглого чиновника и якобы политического диссидента Виктора Храпунова). Есть версия, что дипломатические паспорта ЦАР связаны с коммерческими интересами обоих кланов в африканском нефтяном, алмазном и гостиничном бизнесе.
Складывается впечатление, что Аблязов элементарно готовит плацдарм для отступления.
По последним данным Интерпола, беглый преступник международного масштаба Мухтар Аблязов выбрал Пиренеи в качестве плацдарма для начала нового информационного...