Как стать капитаном парусной яхты. 21.by

Как стать капитаном парусной яхты

21.04.2014 16:18 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Соленые брызги, ветер, туго натянутый парус… Немного найдется людей, которые хотя бы однажды не мечтали выйти в море на яхте! Тех, кто реализовал эту мечту, гораздо меньше. В массовом сознании яхта — аксессуар миллиардеров. Хотя это давно уже не так.

Конечно, обладание собственной яхтой требует серьезных финансовых возможностей. Покупка уже готового судна, пусть небольшого — это серьезная трата. Средняя стоимость небольшого судна длиной 9 метров (размеры яхт считаются именно в метрах) сопоставима со стоимостью подержанного автомобиля: 300—500 тысяч рублей. Однако это цена именно небольшой яхты, на которой трудно отправиться даже в двухдневное путешествие вдоль берега: нормальных бытовых условий на ее борту нет. А стоимость яхт, которые оснащены хотя бы двухместной каютой, крохотным камбузом-кухней и простейшим санузлом, начинается уже от нескольких десятков тысяч евро.

К тому же яхту мало купить — ее нужно где-то хранить и ухаживать за нею. Годовая стоимость обслуживания яхты среднего размера сопоставима с ее ценой, а если яхта содержится в заграничном порту, то может и существенно превышать ее.

Что же делать тому, кто не может похвастаться миллионными доходами, но очень хочет ходить под парусом? Ответ простой: брать яхту напрокат! Такие услуги предоставляют почти все известные яхтенные стоянки — марины. Почему? Ответ простой: многие владельцы яхт, чтобы окупить их обслуживание, сдают свои суда внаем. Не лично, конечно — этим занимаются специальные чартерные конторы. И число желающих арендовать яхту на неделю-другую, особенно в сезон, достаточно велико. Ведь стоимость аренды небольшой яхты совсем не заоблачная и сопоставима со стоимостью аренды автомобиля среднего класса.

Но, чтобы арендовать яхту, одного горячего желания недостаточно. Необходимо иметь соответствующее свидетельство — своего рода «удостоверение водителя яхт». Остается только понять, где и как его можно получить, какие бывают яхтенные школы и почему, если вы собираетесь выходить в море за пределами России, нужно обязательно учиться в международной школе.

Российское — только для России

В России выдачей удостоверений на право любительского судовождения занимается Государственная инспекция по маломерным судам — ГИМС, входящая в структуру МЧС. Эта же организация ведает и регистрацией маломерных судов — а именно к ним относятся парусные и моторные яхты, катера и даже лодки.

Курсов ГИМС, на которых обучают основам управления маломерными судами и правилам их вождения, достаточно много, и записаться на них нетрудно. Но с полученными в ГИМС «судовыми правами» существует проблема: они действительны только для управления маломерными судами в российских внутренних и территориальных водах. Удостоверения ГИМС не признаются за границами России, и получить в аренду яхту, имея только его, в иностранных портах не получится.

Значит, необходимо обзавестись капитанским свидетельством, которое признают и те, кто сдает яхты в аренду, и страховые компании. Последние важны потому, что нельзя арендовать яхту, не застраховав свою ответственность за нее и собственную жизнь. Яхта — не автомобиль, риски при управлении ею выше.

Где учат на капитанов-международников

Сегодня в мире существуют четыре признанных системы обучения судоводителей-любителей, капитанов и членов экипажей парусных яхт. Две из них — британские: первая и самая старая — ISSA, International Sailing Schools Association, вторая, более молодая — RYA, Royal Yachting Association. Существует американская система — ASA, American Sailing Assotiation, она наиболее популярна именно в США и странах Карибского бассейна. Наконец, четвертая, американо-канадская, а по сути — международная: IYT, International Yacht Master Training.

Принципиальной разницы между этими четырьмя системами нет. Все они учат основам управления парусными и моторными яхтами, во всех обучение ведется в несколько этапов, везде требуется обязательное прохождение практики под руководством опытных инструкторов. Разница только в условиях обучения. Например, в школах RYA обучение ведется исключительно на английском языке. А вот пройти курсы по программе ISSA можно и на русском языке: эту услугу предлагают сегодня многие российские школы яхтинга, заключившие договор с зарубежными школами. На таких же условиях можно учиться и в школах системы IYT.

Стоимость обучения зависит от многих факторов: в какой стране вы решите проходить курсы, что, помимо обязательной программы, будет в них входить, на каких именно яхтах будет проходить практика. Но стоит сразу понимать, что в российских водах почти никакие международные школы практическое обучение не ведут. Почти всегда на яхтенную практику нужно выезжать за границу: как минимум в Турцию, возможно, в балканские страны, а некоторые школы ведут обучение исключительно у берегов Британских островов.

Наконец, некоторая разница есть в стандартах обучения и в том, насколько хорошо зарекомендовали себя у прокатчиков яхт и страховщиков выпускники тех или иных школ. Тут вне конкуренции стандарты RYA: они считаются самыми высокими, инструкторы в этой системе — самые требовательные, а отношение к тем, кто прошел обучение по этой системе — самое лучшее. К выпускникам школ ASA лучше всего относятся в США и карибских странах. Программы ISSA считаются наиболее доступными и массовыми, но при этом высококачественными. А к программам IYT окончательное отношение еще не сформировалось: это самая молодая международная система обучения, и ее выпускники показывают очень разные результаты.

Все начинается с матросов

Можно ли сразу стать капитаном парусной яхты? Увы, нет. Все международные да и российские программы обучения организованы так, что ученики проходят несколько обязательных ступеней. И если не закончить обучение по одной из них, получить документ об окончании следующей будет невозможно.

Начинается все с уровня яхтенного матроса. После окончания этих, самых первых курсов для новичков, претенденты получают звание Сompetent crew («Квалифицированный член экипажа»). Помимо недельного теоретического обучения, этот курс включает в себя и практическое обучение на борту яхты, причем пройти необходимо не менее 50-ти миль. Чаще всего в такое путешествие отправляется яхта, на борту которой не больше пяти обучающихся под руководством инструктора — он же капитан.

Но удостоверение Сompetent crew не дает права на аренду яхты — оно лишь подтверждает, что вы прошли первоначальное обучение и может выходить в море под командой опытного капитана. Кроме того, это удостоверение дает право на прохождение следующего учебного курса — Flotilla skipper, то есть капитана яхты в составе флотилии. С таким документом можно управлять яхтой, если она идет не в одиночку, только в светлое время суток и при условии, что флотилией командует опытный капитан. То есть самому арендовать яхту и отправиться, куда глядят глаза, не получится. Оно и понятно: курс Flotilla skipper тоже рассчитан в среднем на одну неделю, и включает в себя 50-мильный поход в составе флотилии яхт.

Первое капитанское звание

Зато, имея удостоверение Flotilla skipper, можно наконец пройти обучение по курсу Coastal (Inshore) Skipper, Bareboat captain или Day Skipper — то есть капитана дневного плавания. Такой сертификат дает его обладателю право арендовать яхту длиной до 15 метров (50 футов в международной терминологии) и выходить в светлое время суток в одиночное плавание на расстояние до 20 морских миль — то есть почти 40 км — от берега. Курсы, дающие квалификацию капитана дневного плавания, также состоят из теоретической (продолжительностью в одну неделю) и практической части. Практическая — это 200-мильный недельный переход на яхте длиной 40 футов, во время которого каждый из курсантов успевает покомандовать отплытием и швартовкой, постоять на вахте, проложить курс и поработать с парусами.

Именно этот документ и эта квалификация — первая капитанская ступенька. Но опытные яхтсмены рекомендуют тем, кто сдал экзамен на звание капитана дневного плавания, пару сезонов отходить в качестве старшего помощника под руководством более опытного капитана. Во-первых, это добавит к полученным теоретическим знаниями и общим навыкам множество тонкостей, которыми не всегда делятся инструкторы. Во-вторых, придаст вам уверенности в собственных силах без особого риска для яхты и экипажа. Ведь рядом всегда будет человек, который сможет исправить ваши ошибки и дать нужный совет.

Кстати, тем, кто претендует на звание Day Skipper, знание английского языка потребуется обязательно — хотя бы на среднем уровне. Уходящие в дневное плавание яхты должны поддерживать радиосвязь с береговыми службами и другими судами, а такой радиообмен традиционно ведется на английском языке. И еще одна тонкость. Знающие яхтсмены рекомендуют тем, кто претендует на звание капитана дневного плавания, получить сертификат VHF Radio Operator Certificate of Competency — пользователя судовой рации УКВ-диапазона. Это повысит ваш авторитет в глазах компаний, сдающих яхты в аренду, да и придаст уверенности в море.

Не бросайте море!

Для большинства тех, кто хочет получить возможность самостоятельно выходить в море на парусной яхте, квалификации Day Skipper и сертификата VHF Radio Operator Certificate of Competency более чем достаточно. И, теоретически, имея месяц свободного времени и около 3500 долларов, можно пройти путь от ничего не знающего новичка до капитана дневного плавания. Однако на практике все не так радужно: ни одна уважающая себя школа не позволит так сделать. Как правило, на то, чтобы пройти три первых ступеньки яхтенного обучения, уходит порядка полугода — именно такой срок закладывает в свои программы большинство яхтенных школ.

Те же, кто намерен стать настоящим яхтенным капитаном, могут пойти дальше и получить квалификацию Yacht Master — капитана морского плавания. Для получения этого звания нужно иметь за спиной в общей сложности 2500 морских миль (считая и те, чтобы были пройдены в процессе предыдущего обучения), провести 50 дней на борту яхты, совершить пять переходов длиной свыше 60 морских миль каждый, включая два ночных, и пройти однодневные курсы медицинской помощи. А совершив океанский переход на яхте и закончив курсы астронавигации, можно претендовать на звание капитана океанского плавания — Yacht Master Ocean.

Но две высших ступеньки яхтенного капитанства — прерогатива тех, кто имеет собственную яхту. И дело не только в требованиях к претендентам на эту квалификацию, хотя набрать 2500 морских миль на арендованной яхте — дело более чем накладное. Чтобы уверенно чувствовать себя в открытом море, а тем более в океане, необходимо выходить в плавание регулярно, а не раз-два в год. Кроме того, каждое судно обладает своим характером и своими особенностями. И логичнее и проще не привыкать каждый раз к новому кораблю, а досконально изучить свой собственный, чтобы в самый неподходящий момент не получить от судна неожиданный сюрприз.

Впрочем, опытные яхтсмены даже тем, кто имеет квалификацию капитана дневного плавания, рекомендуют бывать в море как можно чаще. Потому что знания, которые мы не используем постоянно, увы, оседают на дне нашей памяти. И извлечь их оттуда непросто, хотя и считается, что разучиться ездить на велосипеде невозможно. На велосипеде — наверное. Но не на яхте.

Татьяна Рублева

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Мир 24» выяснил, как получить документы, позволяющие брать суда в аренду. Mir24.tv
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика