В российский Крым — по российским дорогам (ФОТО). 21.by

В российский Крым — по российским дорогам (ФОТО)

03.06.2014 10:44 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Нынешняя поездка автомобилем в Крым для меня — далеко не первая. Но все предыдущие проходили по давно и хорошо известному маршруту через Белгород и Харьков, и на полуостров мы въезжали через Перекопский перешеек. В этом году, после присоединения Крыма к России, стало понятно, что прежний маршрут не годится — слишком много непредсказуемости и факторов риска. Поэтому решено было испытать новый путь — по трассе М4 «Дон» и потом на пароме через Порт-Кавказ и Порт-Крым в Керчь и дальше до Ялты.

Прокладка маршрута по картам «Яндекс» и Google дала очень странный результат. «Яндекс» посчитал, что на дорогу от Москвы через Краснодар до Порта-Кавказа уйдет почти сутки, если точнее — 23 часа 59 минут. «Гугл» то же расстояние предложил пройти на четыре часа быстрее — 19 часов 26 минут, причем свернув с федеральной трассы на региональную на полпути от Ростова до Краснодара. В реальности же путь из Новогиреево до площадки ожидания в порту занял (со всеми остановками и неожиданными блужданиями) чуть меньше 22 часов. И еще около шести часов — от Керчи до поселка Никита под Ялтой.



Могучий «Дон»

Первое и самое сильное впечатление от трассы «Дон» — что на всем протяжении от Москвы до Ростова-на-Дону она остается именно автострадой. Разве что в южной части Воронежской области, ближе к границе с Ростовской, двухполосная дорога с разделительной полосой на время становится однополосной — но и ту активно реконструируют. «Мигрирующих» зон перманентного ремонта, как на трассе М2 «Крым», тут не найти. Но так же трудно найти и место для отдыха вне специально отведенных площадок. Просто в сторонку, как на М2, тут не съедешь — либо крутись по развязкам, либо ищи площадку для отдыха. А они, хотя и достаточно часты — каждые 12-15 км, все-таки не слишком привлекательны. Из плюсов — непременные санитарные удобства и достаточно большая площадь. Из минусов — отсутствие всякой тени, большое количество большегрузных автомобилей и неизбежный мусор.

Еще одно сильное впечатление от трассы — это платные участки. Не то, чтобы они сильно отличались по качеству асфальта или оборудования от бесплатных — тут скорее нужно говорить о разнице между автострадой и автодорогой. Главное преимущество — скорость: на платных участках легковушки могут разгоняться до 130 км/ч, а на деле почти до 150-ти.
Первый пункт оплаты проезда встречает нас на 48-м километре дороги. И сразу — приятная неожиданность: ночной тариф на проезд, который действует с полуночи до семи часов утра, составляет всего 10 рублей за легковой автомобиль! Правда, это своего рода приманка: дальше тарифы все-таки выше. Но не намного, к тому же тарификация там другая: ночь — с 21.00 до 9.00, день — наоборот. Нам повезло проехать все платные участки до девяти часов утра. И это, пожалуй, хороший способ сэкономить, о котором стоит помнить тем, кто будет планировать такой же маршрут.



Второй участок - с 225 по 260 км (в обход города Богородицка) — 30 рублей по ночному тарифу, третий (287 по 321 км, в обход Ефремова) — те же 30 рублей, четвертый (330-414 км, в обход Ельца) — 85 рублей, самый дорогой. Наконец, пятый, последний участок, с 416 по 464 км, в обход Задонска и села Хлевное — 50 рублей. Получается, за все мы заплатили 10 + 30 + 30 + 85 + 50 = 205 рублей. Весьма небольшая плата за скоростной проезд по широкой дороге с хорошим асфальтом и без необходимости выискивать возможности для обгона неторопливых большегрузов!

Бесплатные участки трассы М4 тоже не вызывают нареканий. К тому же (наверняка эта информация будет немаловажной для тех, кто путешествует с детьми) на них очень просто найти туалеты: они расположены на каждой автобусной остановке, да к тому же дорожные знаки заранее предупреждают о них. Ничего сверхестественного от этих заведений ждать не стоит, их главный плюс — сам факт их существования.

И пусть скорость на бесплатных участках ниже — как того и требуют правила 110 км/ч - проходятся они легко. Дорога имеет, как правило, две полосы, и нет никаких трудностей с обгонами. Дорожная полиция тоже не беспокоит. Стационарных постов на М4 немного, да и те сконцентрированы, в основном, в ее южной части, от Воронежской области и дальше. Водителей, насколько можно судить, зря не дергают: на каждом посту — одна, максимум две машины, с хозяевами которых разговаривают инспекторы. Что примечательно: за всю дорогу нам не раз встречались машины с украинскими номерами, но ни одну из них мы не видели остановленной на постах!



Конь-Колодезь, «Добрынюшка» и воронежский креатив

Единственный существенный минус хорошей автострады — недостаток попутных впечатлений. Она запоминается разве что платными участками, придорожной инфраструктурой и встречающимися по пути топонимами. Такими, например, как речка Красивая Меча и село Конь-Колодезь в Липецкой области. Или, скажем, речка Кундрючья в северной части Ростовской области: спустившись к ней и спрятавшись в тени моста, по которому реку пересекает автострада, мы с удовольствием вскипятили чай на газовой горелке и отдохнули.

Что касается придорожной инфраструктуры, то она не балует разнообразием названий. Запомнилось разве что встретившееся в Тульской области большое кафе (и при нем гостиница) «Добрынюшка», удивительным образом перекликнувшееся с чуть ранее встреченной «Рябинушкой». В основном, инфраструктура ориентирована на водителей-дальнобойщиков. И будь у нас не малютка «Матиз», а тяжеловоз типа MAN или Volvo, мы бы легко нашли на всем протяжении дороги и автозапчасти к ним, и места, где их могли бы заменить. А также придорожные магазины и мастерские по продаже и установке тентов, обтекателей и прочих приспособлений, названия которых мало что говорят простому автолюбителю, но наверняка радуют сердце настоящего дальнобойщика.

Такой же таргетированной остается и придорожная реклама: в основном услуги для дальнобойщиков и автотуристов. Приятное и неожиданное разнообразие внесли только рекламщики Воронежской области, где большинство бигбордов занято социальной рекламой. Вверху плаката — цитата из ПДД или требование, типа «Движение без остановки запрещено» или «Пристегните ремни». А ниже… гордое сообщение, что Воронежская область входит в число лидеров по надоям и росту поголовья рогатого скота, является территорией промышленного взлета или территорией комфорта. Правда, на десятом плакате изыски местных рекламщиков перестают вызывать интерес, а на двадцатом — начинают слегка раздражать, но забыть их уж точно не получится. А чего еще требовать от рекламы?



Пробка как повод для экскурсии

Беспроблемное и даже однообразное движение по трассе «Дон» разительно меняется на подъезде к Ростову-на-Дону. Завидев издалека дорожный указатель, извещавший, что через 2 км нас ждет съезд направо - на развязку, ведущую М4 в обход областного центра - мы и не предполагали, что встрянем в затор. Такие раньше если и встречались нам, то разве что в Москве в дни транспортных коллапсов, где-нибудь на МКАД или на Третьем кольце. Как оказалось, на автостраде спешно ремонтируют все основные развязки и мосты, а в самом городе на ремонт закрыты многие улицы и один из двух основных мостов через Дон.

Но нет худа без добра! Попытка объехать затор через город превратилась в незапланированную экскурсию по Ростову. Навигатор, которому мы вверили свою судьбу, провел нас через старые городские кварталы, заставив неторопливо (ограничение скорости — 40 км/ч, да и асфальт не позволяет ехать быстрее) проезжать мимо бывших купеческих и мещанских особнячков. В какой-то момент дорога уперлась в городскую набережную, заполненную нарядными одиннадцатиклассниками. Залитая мягким предвечерним солнечным светом толпа колыхалась и шумела, скрывая за собой гладь реки. Разглядеть Дон удалось только с нового моста, на который нас вывела недавно открытая развязка. Удобная и логичная, она, тем не менее, выглядела чужеродной среди облупившихся кирпичных фасадов — вот они-то как раз были на своем месте!



Кубанские радости

Дорога от Москвы до Ростова-на-Дону — это один из трех характерных отрезков, на которые можно разделить общий маршрут этой поездки. Второй отрезок — участок от Ростова до Порта-Кавказа. Собственно, он начинается даже не от Ростова, а чуть дальше, за печальной знаменитой станицей Кущевская, где можно свернуть на региональную дорогу, объезжая Краснодар и сокращая маршрут километров на 60.

Съехав с автострады, быстро понимаешь, почему Кубань называют всероссийской житницей. Такие бескрайние поля нечасто встретишь, а уж видеть, как любовно и тщательно их обрабатывают, как много сил вкладывают кубанцы в свою землю, мне доселе не доводилось. И уже не удивляет, что в обычной станице Ленинградская вдруг натыкаешься на современнейший плавательный центр, в котором явно не один бассейн, а на улицах почти не встречаешь не то, что старых отечественных — даже старых импортных автомобилей.

Другое, не менее сильное впечатление от кубанской дороги — это изобилие рек, речек и речушек. Причем большинство из них носят весьма заковыристые, непривычные уху и глазу названия: Бейсуг (и два его притока — Левый и Правый Бейсужики), Куго-Ея, Сосыка, Средняя Челбаска, Кирпили, Понура… Кажется, будто каждая станица, каждое село непременно стоят на речке или реке, а между ними — поля, поля, поля.

Чуть позже, когда дорога, миновав Тимашевск и Славянск-на-Кубани, приводит тебя к Таманскому полуострову, обращаешь внимание на низкие, подтопленные поля по краям шоссе, отгороженные от обочин высокими валами. Это рисовые чеки: Тамань является одним из основных поставщиков риса на внутренний рынок России. А еще удивляет обилие лаванды по обочинам: похоже, ее тут высаживают в качестве живой изгороди. Лаванда распространяет в вечернем, уже чуть прохладном воздухе неповторимый аромат, настолько сильный, что приходится напоминать себе: и этот запах, и пейзаж вокруг кажутся донельзя крымскими, но до Крыма еще надо доехать, а потом и доплыть.



Кубанские и таманские дороги запоминаются еще одной характерной особенностью: они очень извилисты, а почти все перекрестки — круговые. Но надо отдать должное кубанским дорожникам (которые со специальных придорожных щитов без устали благодарят автотуристов за чистые обочины): указатели содержаться в полном порядке, и доехать до Темрюка — границы Таманского полуострова — не составляет труда и без навигатора. Хотя запомнить маршрут по названиям населенных пунктов непросто: топонимы типа Старонижестеблиевская в голове никак не хотят задерживаться.

Но вот Темрюк позади, и в воздухе все отчетливее пахнет Азовским морем: его горьковатый, насыщенный сильным запахом соли и водорослей запах с черноморским никак не спутать. Вскоре в густых сумерках замечаешь более светлую полосу справа — вот оно, море! Значит, теперь и до Порта-Кавказа недалеко… Но последние шестьдесят километров растягиваются, как резиновые, пока, наконец, внезапно не появляется из темноты указатель «Морвокзал». Именно тут и нужно поворачивать направо тем, кто торопиться на керченский паром.



Берег левый, берег правый

Миновав пост ГИБДД на въезде, мы упираемся в хвост автомобильной очереди метров за 200 от шлагбаума, за который партиями пропускают автомобили, едущие в Крым. Очередь выстроена в два ряда, как можно теснее: работники паромной переправы, постоянно обходящие ее, просят оставлять минимальный интервал между машинами. Странная просьба объясняется очень просто: когда партия счастливчиков минует шлагбаум, очередную отсекают в строго определенном месте так, что длина новой партии строго соответствует длине автомобильной палубы следующего парома.

По встречной полосе в направлении переправы никто никуда не торопится, этим отличались, как говорят, только дни первомайского транспортного кризиса на переправе. Там пропускают только рейсовые автобусы, везущие обладателей «единых билетов» — поезд-автобус-паром-автобус. Единственная машина, при нас подъехавшая в обход очереди — иномарка со знаком «Инвалид за рулем», в багажнике которой виднеется инвалидное кресло. Внимательно изучив документы, полицейские пропускают ее к парому — так, как этого и требуют правила. Такими же правами тут пользуются ветераны, а также семьи с детьми до года включительно.

Как только наша машина попадает в партию, которая ждет очередного парома, вдоль очереди проходят сотрудники администрации порта — выдают посадочные талоны. С этим талоном нужно дойти до кассы, отдать вместе с ним документы на всех пассажиров и на саму машину, заплатить за переправу — и ждать, пока начнется посадка на паром. За легковой автомобиль и двух человек мы отдаем 1514 рублей. Из них 1190 рублей — это стоимость провоза машины (длиной, правда, только до 4,2 м), плюс по 162 рубля — за каждого взрослого пассажира. Дети от 6 до 12 лет едут по половинному тарифу, те, что младше — и вовсе бесплатно, но документы в кассе надо подавать на всех.

Купленные билеты предъявляем молодому человеку с бейджиком контролера у ворот причала, которые распахивают, когда паром готов принять очередную партию пассажиров и автомобилей. За воротами — бывший таможенный пост, на котором каждую машину останавливают, просят открыть багажник и задают стандартные вопросы о наличии запрещенных предметов. Никакого серьезного осмотра нет, таможенники расслаблены и охотно шутят с автомобилистами. Правда, человека наивного эти шутки могут и напугать. Прямо перед нами останавливают и осматривают «Газель», фургон которой набит однотипными заклеенными красным скотчем коробками с товаром. Внезапно полноватая улыбчивая сотрудница таможни говорит водителю грузовичка: «А теперь давай все коробки по одной выгружай вон туда» — и показывает рукой куда-то под навес. Несколько секунд оторопи — и таможенники принимаются хохотать, сквозь смех выдавливая: «Да ну, ты смотри, поверили!..».

В Порт-Кавказ мы приехали к 23.00, а в 0.30 паром «Ейск» отваливает от стенки. Первым у съездной аппарели стоит рейсовый автобус с крымскими номерами: часть его пассажиров поднялась на надстройку по бокам автопалубы, а остальные продолжают дремать в салоне. Паром разворачивается, дрожь под ногами усиливается, и вот уже мимо бортов проплывают створовые огни порта — красный слева и зеленый справа. Через несколько минут такие же огни становятся заметны и впереди, на крымском берегу. Слева по курсу тянется цепочка ярких огоньков — это Тамань, за которой с некоторым промежутком начинается новая — это Керчь. Между ними — черный провал: это выход в Черное море.

Полчаса пролетают незаметно, и вот мы уже съезжаем на бетон причала Порта-Крым. Надписи почти все пока еще на украинском, в том числе и транспарант на домике, возле которого стоят полицейские. Надпись «Полиция» на спинах не оставляет сомнений: это — именно она, а не украинская милиция. Да и никакого пограничного, таможенного или какого другого контроля нет, хотя характерные желто-черные вертикальные столбы в выездных воротах напоминают, что еще два месяца назад он тут был.



Керчь встречает нас полной темнотой — на улицах почти нет горящих фонарей. В Крыму так было последние 10 лет почти везде, разве что курортные центры типа Ялты или Алушты последний десяток лет ярко освещены по ночам. Но в Керчи это особенно некстати: дороги тут сильно разбиты, и даже дальний свет не всегда спасает от внезапно появляющихся под колесами ям.

Тем, кто впервые попадает в Крым, да тем более ночью, лучше не пользоваться подсказками интернет-сервисов, выводящих на самую короткую дорогу. Прибрежное шоссе от Керчи до Алушты — дорога непростая: горный серпантин с резкими перепадами высот, узкий и неосвещенный. Новичкам лучше ехать через Симферополь: пусть дорога до него от Керчи освещена не лучше, но она прямее и ровнее, да и чуть шире. А уж от Симферополя до Ангарского перевала и вовсе ведет двухполосная автострада, на которой левая полоса полностью отдана легковым автомобилям.

Зато и тех эмоций, которые может подарить прибрежная дорога, там не найти. Ни внезапно открывающихся под первыми лучами солнца долин по обе стороны шоссе, ни пустынных галечных пляжей в районе Морского и Рыбачьего, на которых так приятно купаться на рассвете. И пусть эта дорога занимает не три, а все пять часов — они того стоят. Потому-то и не хочется рухнуть спать сразу, как только машина разгружена. Адреналина хватает, чтобы успеть налить себе чашку чая или портвейна, выйти на балкон — и увидеть, как сверкает на майском солнце черноморская гладь, по которой уже скользят первые яхты…



Немного статистики

Все эти эмоции замечательны, скажет читатель, но где же привычная для путевых заметок содержательная информация? Вот она.

Автомобиль — Daewoo Matiz II, экипаж — два человека, груз — один большой рюкзак, два городских, две хозяйственные сумки и некоторое количество пакетов с едой и нужными в дороге мелочами.

Время выезда из Москвы: 1.30 в субботу, 24 мая. Время прибытия в Порт-Кавказ — 23.00 в субботу, 31 мая. Время прибытия в Порт-Крым — 01.00 в воскресенье, 1 июня. Время прибытия в Никиту — 7.00 в воскресенье, 1 июня. Итого общее время в дороге — 29 часов 30 минут, из которых на отдых, короткие остановки и очередь на паром пришлось около четырех часов.
Общий километраж поездки, с учетом объезда через Ростов-на-Дону — 1920 км. Из них 1670 — по материковой России, остальное — по территории Крыма.

За время дороги было пять заправок: первая — перед выездом из Москвы, затем три на автостраде «Дон» и последняя — в Темрюке. Каждый раз заправлялись до полного бака, в среднем на 25-30 л. Средняя цена на 92-й бензин на автотрассе М4 «Дон» — 31-32 рубля за литр, в Крыму — 36-38 рублей за литр.

В течение всего маршрута использовался GPS-навигатор с картами, обновленными по состоянию на февраль-март 2014 года. При этом многие ремонты дорог, особенно в Ростове-на-Дону и в его окрестностях, на этих картах не отмечены, поскольку начаты явно позже.

Татьяна Рублева

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Автомобильная поездка из Москвы в Ялту дарит путешественникам множество ярких впечатлений — и никаких огорчений. Mir24.tv
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика