Бывшие узники Освенцима отмечают 70-летие освобождения
28.01.2015 06:04
—
Новости Мира
|
Около 300
В бывшем лагере, располагавшемся на юге Польши, между 1940-м и 1945 годами были умерщвлены 1,1 млн человек, большинство из них составляли евреи. Вероятнее всего, это последняя круглая дата, на которую смогут приехать бывшие заключенные в столь большом количестве. Также на памятных мероприятиях присутствуют главы некоторых государств - участников антигитлеровской коалиции.
Памятные мероприятия включают возложение венков, поминальную службу и возжигание свечей на месте бывшего лагеря смерти "Биркенау", который во время войны был частью "Освенцима".
Лагерь "Аушвиц-Биркенау" был освобожден Красной Армией 27 января 1945 года. В 1947 году на территории лагеря был открыт музей.
Бывшая узница концлагеря Рени Солт рассказала в интервью Би-би-си, что первый раз приехала сюда 10 лет назад, чтобы, по ее выражению, "похоронить своих мертвецов". Теперь она приезжает каждый год.
"Я буду приезжать до тех пор, пока смогу. В мире еще немало людей, которые отрицают Холокост, и если мы не будем об этом говорить, то мир просто не будет знать, что произошло", - сказала 85-летняя бывшая узница лагеря.
Свидетельства очевидцевВо вторник Министерство обороны России объявило о рассекречивании некоторых архивных документов, касающихся освобождения "Освенцима".
В них входит отчет генерала Крамникова 60-й армии Первого Украинского фронта, чьи солдаты первыми открыли ворота лагеря. По его словам, через ворота
"Все они были предельно истощены. Седые старики, юноши, женщины с младенцами, подростки, почти все они были полуобнажены, - написал генерал. - Они стали первыми живыми свидетельствами того, что в "Освенциме" сотни тысяч людей были замучены непосильными работами, сожжены или расстреляны".
Первым у ворот лагеря смерти оказался 32-летний офицер Красной Армии Анатолий Шапиро со своими солдатами. В 1992 году он эмигрировал в США. Незадолго до своей смерти в 2005 году он дал интервью газете New York Daily News. Вот как он вспоминал этот день: "Вонь была такая, что в этом месте было невозможно находиться даже несколько минут. Мои солдаты умоляли меня разрешить им уйти, но у нас была задача, которую мы были обязаны выполнить.
Мы понятия не имели о существовании лагеря. Наши командиры нам ничего не сказали. Мы зашли на территорию лагеря 27 января 1945 года. Мы увидели заключенных в полосатых робах, которые мало походили на людей.
Они выглядели страшно: какие-то ходячие скелеты – кожа да кости. Когда мы сказали им, что Красная Армия их освободила, они вообще никак не отреагировали. У них не оставалось сил даже на то, чтобы повернуть голову и заговорить.
На них не было никакой обуви, их ноги были завернуты в какие-то тряпки. На улице был январь, под ногами таял снег, и я до сих пор не могу понять, как им удалось выжить".
Позднее в интервью Национальному радио Израиля Анатолий Шапиро рассказал и другие подробности: "Я видел печи крематориев и другие машины смерти. Я видел, как ветер взметал частицы человеческого пепла. Я хотел бы, чтобы все последующие поколения никогда не допустили того, что пришлось пережить нам".
|
|