Около здания Верховной Рады Украины 31 августа произошли беспорядки: противники реформы Конституции пытались штурмовать парламент. В результате погибли два солдата Нацгвардии и более сотни человек получили ранения. TUT.BY разбирался, что стало причиной всплеска насилия в Киеве, какая судьба у децентрализации власти в Украине и как это отразится на Минском процессе.
Из-за чего произошли столкновения
Камнем раздора стало принятие Верховной радой в первом чтении президентского законопроекта о внесении изменений в Конституцию. Если он будет принят и во втором чтении, в Украине изменится порядок местного самоуправления, а для неконтролируемых Киевом территорий на Донбассе Верховная рада должна будет принять отдельный закон.
За проголосовали 265 депутатов при необходимых 226. Против поправок в Конституцию выступили фракции «Самопомощь», Радикальная партия Олега Ляшко, «Батькивщина» Юлии Тимошенко, а также партия «Свобода» Олега Тягнибока. Три первые структуры входят в правящую коалицию с Блоком Петра Порошенко и «Народным фронтом» Арсения Яценюка.
В чем суть децентрализации
Децентрализация власти включает несколько ступенчатых реформ. Ряд государственных функций по управлению имуществом, землей и бизнесом и, что особенно важно — налогов — будет передана на места.
Создается новая административно-территориальная единица — громада (община), которая будет иметь больше прав в решении местных вопросов, чем иные уровни власти. Вместе с тем ликвидируется институт назначаемых из Киева губернаторов, вместо них президента в регионах будет представлять префект. Президент сможет досрочно прекращать полномочия любых местных органов власти с возможностью назначения прямого президентского правления через специального уполномоченного сроком на один год. По мнению Порошенко, это позволит ему быстро реагировать на проявления местного сепаратизма.
Зачем и как принималась эта реформа
Необходимость до конца 2015 года изменить Конституцию Украины в сторону децентрализации власти, а также — принять законодательство о постоянном особом статусе Донбасса, прописаны в соглашениях Минск-2. В идеале, после этого и местных выборов на Донбассе, Украина должна вернуть под свой контроль участки границы между сепаратистскими регионами и Россией.
Первую редакцию законопроекта, представленную Петром Порошенко, раскритиковали как оппоненты украинской власти в Донецке, Луганске и Москве, так и Венецианская комиссия Совета Европы. Поступали сообщения о давлении европейских партнеров на украинское руководство. После визита в Киев представителя Госдепартамента США Виктории Нуланд президент Украины внес в Верховную раду новый вариант поправок.
У доработанного законопроекта было одно существенное от первой редакции, внесенной в Раду 1 июля. Спорный пункт о необходимости отдельного закона по Донбассу из переходных положений самого законопроекта о децентрализации перенесли в переходные положения Конституции. Конституционный суд Украины и Венецианская комиссия одобрили новый текст.
Чтобы вступить в силу, поправки еще должны пройти второе чтение, ориентировочно в конце года. Для их принятия будет необходимо уже минимум 300 голосов народных депутатов.
Какую реакцию вызвали поправки
Противники законопроекта внутри Украины заявили, что сепаратистам сделана слишком большая уступка, и принятие поправок в таком виде легализует ДНР и ЛНР. А фракция «Самопомощь» раскритиковала еще и выбранную форму децентрализации за большие возможности президента в блокировании решений местных властей.
Основными аргументами за принятие поправок в том виде, в которой они были одобрены, стал компромиссный вариант законопроекта. С одной стороны, удовлетворяются требования западных партнеров Украины по упоминанию Донбасса в Конституции, с другой — речь пока не идет об особом статусе, а лишь о необходимости принять конкретный закон.
Петр Порошенко назвал это решение «огромным полем для маневра украинской дипломатии». Он также заявил, что если бы поправки не прошли голосование, Украина лишилась бы союзников. В то же время президент отверг перспективу немедленного особого статуса для неконтролируемых территорий и заявил, что окончательное решение по поправкам в Конституцию будет зависеть от того, как в течение ближайших месяцев будет развиваться ситуация в Донбассе, и насколько Россия будет выполнять минские соглашения.
Совет Европы, ЕС и США приветствовали решение Верховной рады Украины. Руководство ДНР и ЛНР назвали его «фиговым листком» и «нарушением минских договоренностей». Лидеры сепаратистов не довольны тем, что текст поправок не согласовали с ними, речь в документе не идет об особом статусе Донбасса, а единственное упоминание региона размещено лишь в переходных положениях Конституции.
Что теперь будет с Минским процессом
Сами поправки в Конституцию не вступят в силу до второго чтения, намеченного на конец года. И даже после этого они не меняют политического статуса самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Этот вопрос должен будет по новой Конституции (если поправки поддержат минимум 300 депутатов) решаться отдельным законом, о сроках принятия которого ничего не известно.
Ожидать каких-то серьезных сдвигов в переговорах также сложно, позиции сторон не сблизились. Руководство самопровозглашенных ДНР и ЛНР не довольно поправками, они ждут наделения контролируемых ими районов Донбасса особым статусом. Киев же, напротив, считает, что он сделал серьезную уступку и, судя по всему, ждет встречных шагов.
Вместе с тем, может измениться позиция западных партнеров Украины. Судя по первой реакции, США и ключевые игроки в Евросоюзе довольны решением украинских властей и могут, как и Киев, посчитать, что мяч на стороне России и сепаратистов. Однако перспективы того, что Западу удастся убедить в этом Москву и руководство ДНР и ЛНР также не просматриваются. Основная причина -отсутствие серьезных рычагов давления, кроме экономических санкций, которые в Вашингтоне и Брюсселе не планируют усиливать без значительной эскалации конфликта.
TUT.BY разбирался, что стало причиной всплеска насилия в Киеве, какая судьба у децентрализации власти в Украине и как это отразится на Минском процессе.