Зачем "Аэрофлот" покупает крупнейшую частную авиакомпанию в России. 21.by

Зачем "Аэрофлот" покупает крупнейшую частную авиакомпанию в России

03.09.2015 06:04 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Покупка «Аэрофлотом» 75% акций «Трансаэро» сделает и без того крупнейшего российского перевозчика монополистом на авиарынке. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) уже сейчас говорят о необходимости обязать «Аэрофлот» в течение двух лет после покупки «Трансаэро» продать часть маршрутов — как внутренних, так и зарубежных.


Но даже если «Аэрофлоту» удастся избежать проблем с ФАС, сама реструктуризация авиакомпании «Трансаэро», обремененной огромными долгами, обойдется дорого и займет много времени, поэтому успех интеграции вызывает беспокойство.

«В отличие от региональных перевозчиков, консолидацию которых „Аэрофлот“ провел два года назад, „Трансаэро“ — действительно большая компания с совершенно отличной от „Аэрофлота“ структурой парка воздушных судов. Многие рейсы, а также и офисы „Трансаэро“, скорее всего, будут закрыты», — прогнозируют аналитики Газпромбанка.

Неизбежность ситуации

Слияние компаний «Аэрофлот» и «Трансаэро» было неизбежно в нынешней ситуации, заявил глава ФАС Игорь Артемьев. «Думаю, что сделка неизбежна, потому что других спасателей таких компаний, как „Трансаэро“, компаний такого масштаба, нет: это либо бюджет, либо „Аэрофлот“. Ну, а бюджет не должен спасать компанию, это будет еще хуже», — сказал он.

Артемьев, впрочем, оговорился, что предпочел бы другой путь решения проблем «Трансаэро» — через процедуру банкротства. «В обычной ситуации это было бы хорошо: кредиторы получили бы свое удовлетворение в той части, в какой это возможно, а во-вторых, в результате этого купили бы маршруты и технику не одна компания, а несколько», — пояснил руководитель ФАС.

Теперь же ФАС придется действовать по ситуации. Новый супергигант с долей в пассажиропотоке 56% - в пять раз больше, чем у ближайшего конкурента. «Объединенная компания будет доминировать на российском рынке: доля в пассажиропотоке составит 56% против всего 11% у ближайшего конкурента — S7 Group», — отмечают в сегодняшнем обзоре аналитики ФГ БКС.

ФАС уже сейчас считает необходимым обязать «Аэрофлот» после покупки «Трансаэро» продать часть маршрутов авиаперевозок — как внутренних, так и зарубежных, в течение двух лет. «Мы действительно должны дать свое согласие на сделку, поскольку порядка 50% рынка оказываются в руках „Аэрофлота“. Это не трагедия, хотя это уже вариант для нашего предписания», — сказал глава ФАС Игорь Артемьев.

Маршрутная сеть «Трансаэро» включает более 200 направлений полетов по России и странам Европы, Азии, Америки и Африки. По факту «Трансаэро» обслуживала туристический рынок, который сейчас и так сжался. Это были дальнемагистральные маршруты в такие пункты, как Доминиканская Республика, Бангкок, Тайбэй, Пхукет. Доля туристического трафика «Трансаэро», по оценкам экспертов, — 50−60% всего бизнеса.

Вторая важная часть бизнеса «Трансаэро» — маршруты из Москвы в такие города, как Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский. На этих маршрутах «Трансаэро» как раз активно конкурировала с «Аэрофлотом».

В ФГ БКС считают, что антимонопольные риски могут заставить укрупненную компанию отдать слоты на некоторых маршрутах конкурентам. Пока, правда, непонятно — каким.

Национальный чемпион

В «Аэрофлоте» до сих не раскрывают, по какой схеме будет происходить консолидация с «Трансаэро». Решение будет принято в четверг на совете директоров авиакомпании, и сейчас, пожалуй, это главная интрига сделки.

«Мы полагаем, что при консолидации «Трансаэро» «Аэрофлот» будет применять те же принципы, что и в 2011 году при приобретении пяти региональных авиакомпаний у «Ростеха», — пишут в своем обзоре аналитики Газпромбанка. По их мнению, многие рейсы, а также и офисы «Трансаэро», скорее всего, будут закрыты, чтобы устранить конкуренцию. Часть контрактов с лизинговыми компаниями (по покупке самолетов. — Прим. ТАСС) будет разорвана, часть — изменена на более привлекательные, которыми пользуется «Аэрофлот» как госкомпания, полагают аналитики.

«Учитывая, что бизнес-модель и структура флота «Трансаэро» существенно отличаются от «Аэрофлота», нацперевозчику может быть удобнее постепенно перетягивать пассажирский трафик «Трансаэро» и обслуживать его собственным флотом. Вероятно, со временем бренд «Трансаэро» прекратит свое существование, и его трафик полностью вольется в «Аэрофлот», — полагают в Газпромбанке.

В результате «Аэрофлот» превратится в национального чемпиона. Это снизит конкуренцию в отрасли, что плохо для пассажиров, но хорошо для самой компании, ее рентабельности, капитализации и в конечном счете для акционеров. Аналитики не берутся оценить, сколько времени займет интеграция «Трансаэро». Для примера: на полноценную консолидацию дочерних компаний «Ростеха» «Аэрофлот» потратил 3−4 года.

Расторжение лизинговых контрактов приведет к штрафам, которые могут негативно сказаться на чистой прибыли «Аэрофлота». Это окажет давление на капитал перевозчика, который и без того сейчас находится в минусе из-за переоценки валютных курсов. Это, на взгляд аналитиков Газпромбанка, может вынудить правительство осуществить дополнительные денежные вливания в компанию или предоставить госгарантии по кредитам «Трансаэро». Очевидно одно — для «Аэрофлота» в текущих условиях риски потери роялти за пролет над территорией Сибири, которые платят зарубежные авиакомпании, по сути, свелись к нулю.

«Трансаэро» меняет управление

Пока в «Аэрофлоте» думают, как санировать проблемного конкурента, в самой «Трансаэро» идут кадровые перестановки. В среду стало известно, что гендиректором «Трансаэро» утвержден член правления авиакомпании Дмитрий Ерзакович. Такое решение было принято на заседании совета директоров, сообщила компания. С 2009 года Ерзакович занимал пост замгендиректора — руководителя департамента по производству «Трансаэро».

Останется ли Ерзакович на этом посту, когда «Трансаэро» окончательно консолидируется с «Аэрофлотом», пока не понятно. Скорее всего, его главной задачей сейчас будет максимально подготовить бизнес к передаче, считают эксперты.

Кроме того, совет директоров «Трансаэро» удовлетворил просьбу председателя совета директоров Александра Плешакова об уходе со своего поста. При этом Плешаков остается членом совета директоров и главным исполнительным директором общества. Председателем совета директоров «Трансаэро» избрана Ольга Плешакова, также сложившая с себя полномочия главы правления и гендиректора авиакомпании.

«Кадровые изменения, принятые советом директоров общества 31 августа 2015 года, не связаны с решениями Межведомственной комиссии правительства РФ, состоявшейся 1 сентября 2015 года», — отмечают в «Трансаэро».

Акционеры «Трансаэро» — Александр и Ольга Плешаковы — до сих пор подчеркивают, что, хотя они и согласны на продажу, они не были инициаторами консолидации с «Аэрофлотом». Руководство авиапредприятия предлагало два иных сценария: реализация ранее принятого решения о создании банковского синдиката либо финансовая докапитализация компании.

Цены наберут высоту

Сделка не стала сюрпризом для турбизнеса: компании, которые давно сотрудничали с «Трансаэро», оказались готовы к переменам в статусе авиакомпании, но по-разному оценивают перспективы, которые сделка сулит рынку. У ряда представителей турбизнеса есть опасение, что изменения могут негативно повлиять на ситуацию с чартерными перевозками, сообщает Ассоциация туроператоров России (АТОР). «Общеизвестно, что на рейсах „Трансаэро“ многие крупные операторы строили свои зимние программы — как по дальнемагистральным, так и по европейским направлениям», — уточнили в ассоциации.

В результате сделки позиции «Аэрофлота» на международных линиях значительно укрепятся, и можно ожидать роста тарифов в рублевом эквиваленте. «На фоне снижения спроса перевозчики не могли поднимать цены, несмотря на ослабление рубля. Сейчас, по оценкам Транспортно-клиринговой палаты, для стабилизации финансового состояния отрасли перевозчикам нужно повысить цены на авиабилеты на 300−400 рублей. То есть возможный рост цен будет вызван не монополией „Аэрофлота“, а общей ситуацией на авиарынке», — отметил вице-президент АТОР Дмитрий Горин.

О возможном подорожании перевозок говорят и туроператоры, но они не ожидают резких скачков. Так, по мнению генерального директора компании «Бейс Тревел» Андрея Соколова, рынок сейчас находится в тяжелом состоянии, и не в интересах «Аэрофлота» нарушать зыбкое равновесие, поэтому цены вряд ли вырастут значительно.

В том, что скачка цен не будет, но в перспективе неизбежно увеличатся тарифы перевозчика, уверен и директор ICS Travel Дмитрий Шевченко. По его словам, минус также в том, что у туроператоров теперь уменьшится выбор на рынке авиаперевозок.

Единственное, что может ограничить способность «Аэрофлота» повышать цены — это антимонопольные риски, считают аналитики ФГ БКС.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Покупка "Аэрофлотом" 75% акций "Трансаэро" сделает и без того крупнейшего российского перевозчика монополистом на авиарынке.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика