28 января более 500 людей в серой камуфляжной форме — лица многих были скрыты балаклавами — прошли маршем по Крещатику в Киеве. На спинах у них были нашивки «Национальная дружина». Вечером того же дня в «Фейсбуке» появилось видео с этого марша. «Нас много. Мы не боимся применять силу, чтобы установить на улицах украинский порядок», — говорилось в подписи к ролику. После марша участники «Национальной дружины» дали присягу «на верность украинцам»; ее принимал командир добровольческого полка «Азов» и неформальный лидер возникшей на базе полка ультраправой партии «Национальный корпус» Андрей Билецкий.
У ролика с марша «Национальной дружины» в Киеве около четырех тысяч перепостов, почти все — с негативными комментариями. Организацию сравнивали с бойцами стрелявшего в демонстрантов и расформированного после Майдана отряда милиции «Беркут», с «титушками». В организации назвали такие заявления «атакой ботов».
В понедельник, 29 января, на странице Police Control Ukraine (общественная организация, занимается мониторингом работы полиции в Украине) в «Фейсбуке» появилось видео конфликта между «дружинниками» и полицией. Инцидент произошел в декабре 2017 года в Кременчуге (Полтавская область). Члены «дружины» пикетировали ресторан, который, по их мнению, был незаконно построен. Когда полиция попыталась задержать некоторых наиболее агрессивных участников пикета, они оказали сопротивление и спровоцировали драку с полицией.
30 января люди в черных куртках и в форме «Национальных дружин» пришли на заседание городского совета в Черкассах: они были недовольны тем, что горсовет никак не может принять бюджет. Молодые люди (многие с закрытыми лицами) стояли прямо перед столами, где сидели депутаты; некоторых не выпускали из зала, возле двери возникла потасовка. В результате горсовет Черкасс принял бюджет на 2018 год, а потом — решение о самороспуске. В тот же день на сайте горсовета появилась новость с заголовком: «Благодаря вмешательству АТОшников — Черкассы с бюджетом на 2018 год».
На сайте «Национальной дружины» говорится, что организация существует уже год и действует во многих городах Украины; впрочем, до недавнего времени про ее существование никто не знал. «Улицы стали опасными, [возникла] угроза рейдерства, социальная депрессия», — так «дружинники» обосновывали свой выход на Крещатик в январе 2018 года. Среди задач «дружин»: «охрана общественного порядка, оборона Украины, защита малого и среднего бизнеса», а также здоровый образ жизни. На сайте можно подать анкету на вступление в «дружину», в ней, помимо персональных данных, спрашивают, есть ли у потенциального участника легальное оружие и воевал ли он на Донбассе. На сайте говорится, что «дружины» не собираются использовать оружие, хотя ролики, где они упражняются в стрельбе, есть на их же странице в «Фейсбуке».
Это законно?
31 января лидер «Народной дружины», бывший командир «Азова» Игорь Михайленко провел в Киеве пресс-конференцию и сказал, что его структура собирается сотрудничать с украинскими силовиками в «новом формате». «Мы не будем вместе с ними [полицией] тратить время на патрулирование улиц. Если мы знаем, что [существуют] подпольные казино или кто-то рисует граффити с рекламой наркотиков, то мы будем таких даже не бить, а просто придерживать до приезда полиции», — заявил Михайленко.
Спикер партии «Национальный корпус» Роман Чернышеврассказал «Украинской службе Би-би-си», что «дружинники» уже помогали жителям Авдеевки продуктами и теплыми вещами во время обстрелов со стороны самопровозглашенной Донецкой народной республики, а также боролись с мародерством в окрестностях Калиновки, когда там горели военные склады. Он добавил, что «дружины» финансируются за счет членов организации и пожертвований анонимных бизнесменов.
Статус «Национальной дружины» непонятен. Полк «Азов», на базе которого была создана организация, является частью государственной Национальной гвардии Украины, а она входит в состав МВД. Министр внутренних дел Арсен Аваков, комментируя появление дружин, сказал, что в стране «не будет никаких „парамилитарных формирований“». В то же время в его ведомстве говорят, что полиция может сотрудничать с «дружинниками», а их деятельность как общественного движения полностью законна.
В самой дружине утверждают, что их деятельность регламентирована Законом «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы». Согласно этому закону, гражданские лица могут принимать участие в охране общественного порядка и в патрулировании границ, но только при условии, что они подчиняются приказам полиции и военных.
Лидер «Народной дружины» Игорь Михайленко на пресс-конференции в Киеве сказал, что ни Арсен Аваков, ни президент Украины Петр Порошенко «не являются для дружины авторитетом».
28 января более 500 людей в серой камуфляжной форме - лица многих были скрыты балаклавами - прошли маршем по Крещатику в Киеве. На спинах у них были нашивки...