Многие дети плохо себя ведут. В какой момент это можно считать расстройством психики?
21.10.2018 11:12
—
Новости Мира
|
Нет ничего приятного, когда становишься объектом вспышки злобы или агрессии ребенка — будь ты его родителем или учителем. А когда эта вспышка происходит в классе, а не дома, последствия для ребенка могут быть намного серьезнее. Но как понять, ребенок просто непослушный или у него есть какие-то психические проблемы? «Ученики обычно не приходят в школу со словами: «Так, а сейчас я буду вести себя плохо», — говорит Пепе Диазио, директор школы в Шеффилде. Корни почти 80% проблем, с которыми сталкиваются школы, говорит он, можно найти в жизненной ситуации ребенка. «Я не хочу утверждать, что все проблемы с психическим здоровьем выплескиваются в плохое поведение, но определенная связь есть. Когда кому-то нужна поддержка, и он ее не получает, это отрицательно сказывается на поведении», — говорит Диазио. «Бей или беги»Недавно опубликованные исследования Фонда психического здоровья показывают, что поведение детей меняется, если они чувствуют себя «обеспокоенными» или «грустными». 25% из более чем 1300 опрошенных детей и подростков от 10 до 15 лет сказали, что, когда они расстроены или встревожены, они начинают ссориться с людьми. Еще столько же сказали, что им в таком состоянии сложно делать домашнее задание. Оба этих типа поведения, вероятно, приведут к проблемам в школе у ребенка. Но зададим вопрос, который любят задавать психотерапевты: что происходит на самом деле? Карен Янг, психолог и автор «Когда мозг чувствует угрозу — реальную или воображаемую, — это приводит к выбросу в организм гормонов и адреналина, чтобы сделать человека быстрее и сильнее. Этот механизм «бей или беги» сохранял нам жизнь тысячи лет, это то, что здоровый мозг должен делать», — объясняет она. «Для детей с повышенной тревожностью каждая новая, сложная или незнакомая ситуация воспринимается как потенциальная угроза. — продолжает она. — Механизм «бей или беги» срабатывает моментально и автоматически, вбрасывая в организм нейрохимические вещества, которые побуждают их бежать или сопротивляться». По словам Янг, естественным итогом включения этого механизма становится повышенная физическая активность: «Если угроза реальна, они бы боролись с ней или бежали бы от нее». Легко понять, почему тревожные чувства молодых людей могут вылиться в драки на игровой площадке или во вспышки агрессии. Доктор Антонис Коусолис, директор Фонда психического здоровья, говорит, что молодых людей, у которых есть нерешенные проблемы с психикой, часто называют «проблемными детьми», а не «детьми с проблемами». «Они срывающие уроки возмутители спокойствия — вот как их воспринимают». Особенно это касается мальчиков, которых по статистике чаще отчисляют из школ, чем девочек. «Мальчики выносят изменения своего поведения вовне, — говорит Коусолис. — Они дерутся и ругаются, и их гнев гораздо более заметен. Девочки держат чувства в себе, они хотят, чтобы их оставили одних. Мальчиков с антисоциальным поведением начинают называть плохими». Как родителям и учителям понять, когда плохое поведение ребенка переходит черту и становится проявлением проблем с психическим здоровьем? Как пишет благотворительный сайт «Поэтому важно понять, что ребенок пытается вам сказать своим поведением, — рекомендуют авторы сайта. — Серьезные и непрекращающиеся проблемы с поведением, поведенческие расстройства — одни из самых распространенных нарушений психического здоровья у детей» Признаки того, что у ребенка есть поведенческое расстройство, проявляются в том, что:
Бренда Макхью, бывшая учительница и соосновательница организации альтертивного образования «Семейная школа», говорит: «Мы встречаемся с этой проблемой постоянно. Когда поведение — средство коммуникации, а когда оно становится симптомом? Очень сложно определить». Ключ в том, чтобы наблюдать за регулярностью проблемного поведения, говорит она. «Многие дети иногда испытывают на прочность границы возможного, плохо контролируют свои импульсы или не могут выразить свои мысли», — говорит Макхью. «Но когда эти формы поведения продолжаются длительное время и ребенок не реагирует на обычные санкции, или это поведение ставит под угрозу развитие и жизненные перспективы ребенка, надо изучать проблему глубже», — отмечает она. Регулировать эмоцииМакхью добавляет, что учащимся с психическими расстройствами может быть трудно доверять людям, хотя они пытаются управлять переполняющими их чувствами, контролировать импульсы и регулировать эмоции. «Один 10-летний мальчик в нашей школе рассказывал, что все считали его «сложным ребенком с психическими проблемами, — говорит она. — Но он сам описывал себя как человека с тревогами из-за больной мамы и ее постоянных госпитализаций. Он не знал, как справляться с этим или поговорить об этом». Макхью подчеркивает разницу восприятия между учителем, который сталкивается с плохим поведением, и ребенком, у которого эмоциональные или психические проблемы. Небольшое исследование девочек 12−14 лет из средней школы в Вестминстере идеально продемонстрировало эти полярные различия. Девочки описали себя как страдающих от повышенной тревожности, а учителя называли их недисциплинированными. Доктор Коусолис говорит, что многие школы отлично справляются с этой проблемой. «Но во всех школах нужен устойчивый прогресс. Если мы не будем справляться с проблемами психического здоровья в детстве, мы рискуем погубить следующее поколение в самом начале их жизни», — предостерегает он. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Нет ничего приятного, когда становишься объектом вспышки злобы или агрессии ребенка - будь ты его родителем или учителем.
|
|