Свобода слова: искусство возможного или осознанная необходимость?
05.05.2019 12:08
—
Новости Мира
|
Первая неделя мая — время профессиональных праздников коллег-журналистов: Всемирный день свободы печати 3 мая, День печати 5 мая в Беларуси, День радио 7 мая. Именно этот период, как никакой другой, подходит для того, чтобы обсудить то, что происходит с информационным пространством в глобальном плане. И о том, как, странным образом, пространство свободы слова постепенно сужается, хотя, казалось бы, условия для реализации своих прав сегодня просто идеальные. То, что имеет место быть в Беларуси, мы и так наблюдаем воочию, а общемировые тенденции потому и называются глобальными, что рано или поздно доходят до каждого общества.
Матрица: ПерезагрузкаРеволюция в области телекоммуникационных технологий до неузнаваемости изменила информационное поле. Если весь прошлый век характеризовался полным доминированием печатных и электронных СМИ (радио, телевидение), то сегодня старые СМИ постепенно вымирают, их время прошло. Тиражи и объемы аудитории падают, а вместе с ними — рекламные поступления. Ухудшение финансовых показателей приводит не только к отказу от печатных версий и переходу радио и ТВ в сеть, но и в снижении качества журналистского труда: сегодня значительная часть сотрудников крупнейших СМИ — молодежь, недавно покинувшая студенческую скамью. Молодежи можно платить меньше, но опыта у них зачастую недостаточно. Плюс юношеский максимализм… Уже в начале нынешнего века в ведущих странах большинство населения узнавало новости не из традиционных СМИ, а «в интернете». Новости в интернете — понятие растяжимое. Сперва речь шла об онлайн-версиях СМИ, но к началу нынешнего десятилетия с распространением смартфонов все большее количество пользователей стало узнавать о происходящем в новостных лентах своих экаунтов. На сегодняшний день крупнейшими СМИ-агрегаторами являются, по сути, Фейсбук, YouTube, Инстаграм, в меньшей степени Tumblr, а на постсоветском пространстве — Вконтакте и Одноклассники. Если задуматься, практически всю получаемую нами информацию контролирует так называемая большая тройка: Фейсбук (с Инстаграмом), Google (совместно с YouTube) и Amazon. При этом практически никто из нас не имеет ни малейшего представления об алгоритмах, которые лежат в основе формирования новостных лент, результатов поиска и предлагаемых нам видео и товаров. Традиционные СМИ, которые еще пару десятилетий тому назад были абсолютными властителями дум и формировали повестку дня обществ и политиков, сегодня вынуждены подстраиваться к политике большой тройки.
Массовый информационный переход в социальные сети привел к весьма неожиданному результату. Казалось бы, мы живем в эпоху максимальной доступности информации, практически ничем не ограниченной свободы ее распространения, однако именно в это время снова возникает проблема цензуры, ограничения свободы слова и борьбы за право выражать свое мнение в сети. Социальные сети как основной источник информации привели к следующим последствиям.
То есть, информационные инструменты большой тройки, которая практически полностью контролирует глобальное информационное пространство, основывают политику на собственных предпочтениях и предпочтениях небольшой доли пользователей соцсетей.
Активное меньшинство, которое определяет политику партий, правительств и СМИ, закономерно использует в своей риторике фактор страха. Страх и ненависть — две самые сильные эмоции. Любой человек чего-то боится: бедности, голода, насилия, будущего, в конце концов. И естественным образом большинство граждан никогда особо не возражало против того, чтобы свободу слова немного ограничили ради того, чтобы спасти общество от какой-нибудь опасности: власти буржуев, сионизма и мирового еврейства, хищных США и т.д. «В самом деле, вы же не хотите, чтобы наши враги свободно разводили здесь свою пропаганду?», — спрашивали у большинства, и то отвечало: «Нет, не хотим!» Сегодня принято бояться мигрантов, сексистов, радикальных феминисток, глобального потепления, социалистов, белых, черных, мусульман и христиан. В общем, все всех боятся, что не служит почвой для плодотворного диалога. На минувшей неделе крупнейшие социальные сети «по просьбам трудящихся» блокировали учетные записи кандидатов от британской партии UKIP, чтобы те не могли вести кампанию в сети. Основанием стало «нарушение стандартов сообщества», без дальнейших объяснений. То же самое: вычищение информационного поля к грядущим выборам, происходит и в других странах. Причем предъявить претензии социальным сетям, что они нарушают принцип свободы слова, невозможно: это частные компании, и они вправе устанавливать собственные правила. Правительства, как всегда, не могут отставать от «общественного мнения» и «лучших международных практик». На днях Пока тенденции, которые мы наблюдаем, только обозначились, и ничего непоправимого не произошло. Мир просто приспосабливается к новому информационному пространству и новым инструментам. И очень хочется верить, что весь этот негатив — просто болезнь роста.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Массовый информационный переход в социальные сети привел к весьма неожиданному результату. Казалось бы, мы живем в эпоху максимальной доступности информации,... |
|