Один вулкан и 100 тысяч отмененных авиарейсов: 10 лет извержению Эйяфьядлайёкюдля. 21.by

Один вулкан и 100 тысяч отмененных авиарейсов: 10 лет извержению Эйяфьядлайёкюдля

14.04.2020 11:58 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Десять лет назад в гражданской авиации произошел переполох, которого она не помнила с окончания Второй мировой войны: извергавшийся в далекой Исландии вулкан Эйяфьядлайёкюдль заставил отменить рейсы по всей Европе, ввергнув крупнейшие аэропорты в хаос на несколько дней. До этого нечто хоть отдаленно сравнимое по масштабам случалось лишь в 2001 году, когда сразу после теракта 11 сентября Соединенные Штаты закрыли свое небо на три дня. Как выяснилось, Европа оказалась не готова к подобным чрезвычайным ситуациям.


Фото: flickr.com / michi_s

Само извержение не должно было представлять большой угрозы: вулкан Эйяфьядлайёкюдль расположен в слабозаселенном районе такого же слабозаселенного острова Исландия и являлся частью крупного ледника. Сейсмическую активность тут зафиксировали еще в конце 2009 года, а уже в марте следующего года ученые поняли — нужно ждать извержения. Температура выходящей из ледника реки повысилась до 60 градусов по Цельсию, а из вновь образовавшегося жерла вулкана показалась лава.

И тут одновременно сошлось сразу несколько факторов. Так как вулкан находится под ледником, то и выходящая лава, быстро охлаждаясь, образовывала вулканическое стекло, а резкие выбросы пара уносили его частички на значительную высоту. Эти частички, попадая в двигатели самолетов, могут стать причиной их отказа. Такое уже было с самолетом British Airways над Явой в 1982 году: тогда «Боинг» попал в облако пепла от внезапно начавшего извергаться вулкана Галунггунг — все четыре двигателя отказали, экипажу чудом удалось спланировать и посадить самолет в аэропорту Джакарты. В инциденте могли погибнуть 263 человека, и авиационные организации осознали угрозу, исходящую от вулканического пепла. Извержение 2010 года было не самым мощным (4 балла из 8 по шкале вулканической активности), но решающим фактором стало то, что вулкан расположен прямо над высотным струйным воздушным течением, которое разносило пепел на огромные расстояния.


Вулканический пепел, покрывший землю близ вулкана 16 мая 2010 года. Фото: Reuters

После взятых проб и исследований лондонский офис Консультативного центра по вулканическому пеплу сообщил о высокой концентрации частиц в атмосфере и о том, что, согласно компьютерной симуляции, движение облака пепла представляет опасность для полетов в Европе. Всего за несколько дней, с 14 по 17 апреля, большая часть стран континента прекратила всякое авиационное сообщение. Даже военным самолетам угрожала опасность: тренировочный полет истребителя финских ВВС 15 апреля закончился аварийной посадкой из-за неполадок, так что решено было поднимать авиацию только для перехвата нарушителей воздушного пространства.


Облако пепла извергающегося вулкана Эйяфьядлайёкюдль, снятое с борта самолета 17 мая 2010 года. Фото: Reuters

Позже Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), представляющая интересы авиакомпаний, высказывала недовольство закрытием неба над Европой лишь на основании компьютерной модели. Глава немецкой авиакомпании Lufthansa Вольфганг Майрхубер заявил: «Если британский институт просчитывает возможные последствия извержения вулкана в Исландии исключительно на основании компьютерных программ, а потом рассказывает нам в Германии, что произойдет тогда-то и тогда-то в Ганновере, Гамбурге или Берлине, — то к этому нельзя относиться всерьез». Однако проблема была в том, что ни одна из отвечающих за безопасность воздушного движения в Европе служб не имела приборов или методов для оценки рисков полетов в этот период; не были рассчитаны и цифры опасной для полетов концентрации пепла в атмосфере.

Люди, не успевшие вернуться из туристических поездок или путешествующие транзитом в аэропортах северной и центральной Европы оказались в безвыходном положении. Всего около 20 миллионов пассажиров пострадали от отмены более 100 тысяч рейсов. В связи с прекращением воздушного сообщения индустрия полетов несла колоссальные убытки — по подсчетам IATA, потери авиакомпаний за весь период отмены полетов оценивались в 1,7 миллиарда долларов. Убытки были и у европейских производителей электроники и автомобилей — они не получали деталей из Азии и США, из-за чего производство простаивало.


Все рейсы в лондонском аэропорту Хитроу отменены, 16 апреля 2010 года. Фото: Wikimedia Commons / KTo288

На воскресенье 18 апреля были запланированы похороны погибших за неделю до этого в авиакатастрофе президента Польши Леха Качиньского и его жены Марии. На церемонии планировалось присутствие огромного количества глав государств и правительств, однако из-за закрытия неба значительная их часть не могла прибыть. Думали даже перенести похороны, но семья президента отказалась, так что президент США Барак Обама, немецкий канцлер Ангела Меркель, президент Франции Николя Саркози — и в общей сложности почти половина высоких гостей — не смогли присутствовать на церемонии.

Но помимо печальных известий были и курьезы. Тогдашний премьер-министр Норвегии, теперь генсек НАТО Йенс Столтенберг должен был лететь из Нью-Йорка в Осло, однако из-за прекращения авиасообщения надолго застрял в аэропорту, затем сумел добраться до швейцарского Базеля, а потом добирался на авто. Правительством все это время он управлял с помощью своего айпада онлайн. В это же время широкую известность получил случай со звездой шоу «Монти Пайтон» британским актером Джоном Клизом, который, чтобы добраться из Осло в Брюссель, нанял машину с водителем, проехал Норвегию, Данию, Германию, Нидерланды и Бельгию и был вынужден заплатить 3 тысячи евро за эту поездку в такси.

Да что там, в Европе начала ощущаться нехватка… экзотических фруктов и цветов! Поставки из Северной Америки, Африки и Ближнего востока производились именно самолетами, так что пока тамошние производители несли убытки, европейские гурманы горевали без кумкватов, физалисов, канадских лобстеров и калифорнийской зеленой спаржи. В свою очередь, в других частях света не могли отведать свежего норвежского лосося.

А вот для природы последствия были скорее положительными: несмотря на то, что при извержении в атмосферу было выброшено большое количество парниковых газов, это все равно в несколько раз ниже тех выбросов, которые могли бы создаваться самолетами в этот период.


Шлейф пепла на юге Исландии, движущийся по направлению к Европе 17 апреля 2010 года. Фото: NASA

Извержение также ускорило создание инициативы общеевропейской авиационной зоны «Единое небо Европы», которая до этого все никак не могла приступить к контролю и координации рейсов стран Евросоюза и нескольких не входящих в него стран. Процесс медленно продвигался с начала 2000-х, однако после транспортного коллапса он сильно ускорился, был создан кризисный штаб для предотвращения и минимизации последствий подобных ситуаций.

Небо над Беларусью было полностью закрыто с 17 по 18 апреля 2010 года. Авиакомпания «Белавиа» отменила десятки рейсов и до, и после непосредственного запрета из-за закрытия аэропортов Европы. Европейский союз в целом лояльно отнесся к невольным нарушителям визовых правил — до миграционного кризиса 2015 года было еще далеко. Некоторые страны, к примеру Нидерланды, Швеция, Дания, Норвегия, позволили белорусам, которые не смогли улететь домой, бесплатно продлить визы. Из-за извержения вулкана мужская сборная Беларуси по спортивной гимнастике не попала на чемпионат Европы в Бирмингеме, а в Минск не смогли прилететь с концертом Scorpions — запланированное на 20 апреля шоу они спешно перенесли на 29 апреля.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Из-за извержения исландского вулкана в 2010 году почти вся Европа вынуждена была закрыть воздушное пространство - пепел в атмосфере мог привести к катастрофам.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика