Якушко, который построил дом. 21.by

Якушко, который построил дом

28.05.2010 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Якушко, который построил дом

Минск — дело рук Герасима Якушко" height="230" alt="" hspace="3" width="136" align="right" vspace="3" border="0" style="WIDTH: 136px; HEIGHT: 230px; 8px: " src="http://www.21.by/pub/news/2010/05/1274994276557105.jpg" />Он умер в оккупированном нацистами Минске. В городе, который строил своими руками и который рушился на его глазах. До войны Герасим Якушко был главным архитектором столицы.


Город–призрак


К счастью, некоторые дома, построенные Герасимом Васильевичем, уцелели во время страшного лихолетья. Школа № 4 напротив старого корпуса Национальной библиотеки выгорела, но стены уцелели, и здесь по сей день, как и до войны, учатся дети. Рядом с Дворцом профсоюзов, по адресу проспект Независимости, 27, сохранился огромный корпус бывшей гостиницы Белорусского военного округа. Здание настолько гармонично вписывается в ансамбль главной улицы, построенной после 1944 года, что вряд ли даже местный житель, не говоря о туристе, догадается, что это чудом дошедшее с довоенной эпохи сооружение. И предполагают ли жители дома по Независимости, 43, что его стенам приходилось слышать гул самолетов люфтваффе, взрывы фашистских бомб, падавших в соседних кварталах, но не тронувших сию обитель?


— Фидия, строившего Афины, мы знаем, а своих зодчих? — сетует Алла Татьянок, дочь Герасима Якушко, проводя меня по улицам Минска, показывая творения отца.


Мы идем по городу–призраку. Нет кинотеатра «Пролетарий» на бывшей Советской улице, нынешнем главном проспекте. Не уцелел корпус автоматической телефонной станции на улице Карла Маркса. Впрочем, некоторые пережившие ХХ век дома, сооруженные главным архитектором столицы, отмечены мемориальными досками, как бывшая рабочая поликлиника на Мясникова, 26. Но не на всех прописана фамилия Якушко. Безликие здания без автора — мой проводник восклицает: «Разве это справедливо?»


И мне передаются чувства Аллы Герасимовны. Ведь я, как и миллионы минчан, родился после войны и только сейчас осознал, что построенное Якушко — это, может, то единственное, что соединяет нас с людьми, жившими в нашем городе до фашистской оккупации.


Пирамида против фонтана


Якушко был главным архитектором Минска в годы больших перемен — с 1936 по 1941–й. Я не мог не спросить у дочери зодчего, как отец продержался в те годы.


— Он был очень сильный, уверенный в себе, — со слов матери рассказывает Алла Герасимовна. Сама она родилась в 1940 году. — По семейному преданию, когда отец собрался поступать в Петербургский университет, пошел из своей родной деревни Поддубное в Быхов, продал на ярмарке коня, выручил деньги и уехал на учебу.


В 1937–м, конечно, все было сложнее. В Минск приехала московская комиссия — принимать жилой дом горсовета. Нынешний адрес — проспект Независимости, 43. И вдруг по зданию пошла трещина. Главный архитектор нес личную ответственность за брак. «Над папой сгущались тучи, — продолжает повествование дочь Якушко. — Как тогда принято было, знакомые стали переходить на другую сторону улицы, избегать общения. И все же удалось доказать: виноват не зодчий и даже не строители — в этом месте поплыл грунт».


Дом тот стоит по сей день. А вот одну из работ архитектора снесли в наши дни. Никто уже не вспомнит, когда из фонтана на площади Свободы исчезла вода. Но само причудливое сооружение знакомо всем, кто гулял в этом квартале еще лет десять назад. Многие гадали: может, это и не фонтан, раз нет воды, а постамент от памятника. Но чьего? И вот Алла Татьянок раскрыла тайну: строил фонтан ее отец, естественно, еще до войны. А первоначально здесь стоял монумент царю Александру II. Однако при восстановлении в начале этого века Ратуши устаревшую конструкцию убрали. Вместо фонтана появилась стеклянная пирамида, сквозь которую туристы наблюдают стулья в вечно пустующем подземном зале заседаний магистрата.


Лиственница с розовыми шишками


Мы привыкли ассоциировать довоенный Минск с именем архитектора Лангбарда, построившего Дом Правительства, Академию наук, оперный театр, Дом офицеров. Казалось бы, вот они, столпы, на которых держится облик и того, старого, и современного города. «Однако Якушко построил здания, которые также повлияли на формирование современного облика города, он участвовал в корректировке генерального плана города в 1939 — 1940 годах, — напоминает Вячеслав Чернатов, историк архитектуры. — Проект застройки проспекта Независимости (тогда Пушкинской улицы) между площадями Победы и Якуба Коласа был частично осуществлен, фрагментами сохранился. А после войны идеи Якушко были дополнены и полностью реализованы. К слову, архитектор проектировал здания и для других городов — Могилева, Борисова».


Герасим Васильевич строил не только для других. В 1936 году своими руками он соорудил дом для своей семьи — на улице Библиотечной, недалеко от современного Дома прессы, где находится редакция «Советской Белоруссии».


— Дом появился в 1936 году, рядом с усадьбами других художников — Бембеля, Гусева, — Алла Герасимовна помнит этот дом. — В 1937–м здесь родилась моя сестра Нонна, а в 1940–м и я. Отец пригласил садовника, который посадил во дворе фруктовые деревья, кусты сирени и жасмина. В честь рождения нас с Нонной была посажена лиственница, выросшая затем до пятнадцати метров в высоту и каждую весну наряжавшаяся в розовые шишечки. Семья жила красиво. У отца первого в довоенном Минске появился личный автомобиль — «козлик» с брезентовым верхом.


А потом была война...


В начале 1942 года архитектор скончался. От тифа. Его могилу еще можно найти на старом Военном кладбище...


Династический брак


Дети Якушко пошли по стопам отца — Алла стала строителем, Нонна — архитектором. К нам в редакцию Алла Герасимовна принесла «Советскую Белоруссию» от 8 октября 1961 года. На первой полосе портрет молодого мужчины в клетчатой рубахе. «В живописном месте, недалеко от реки Березина строится новый город — Светлогорск, — гласит подпись к снимку. — Здесь сооружается гигант химической промышленности — завод искусственного волокна. Заслуженным авторитетом на стройке пользуется молодой инженер, комсомолец Юрий Татьянок. Сейчас он руководит строительством жилого городка белорусских химиков».


На стройке они и познакомились — Алла Якушко и Юрий Татьянок. И хотя мужа уже много лет нет в живых, Алла Герасимовна носит его фамилию. А в сердце — память об отце, который построил не один дом. И, конечно, он не мог знать, что его дочь продолжит семейную традицию...

Автор публикации: Виктор КОРБУТ

Фото: Александр СТАДУБ

 
Теги: Минск, Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Он умер в оккупированном нацистами Минске. В городе, который строил своими руками и который рушился на его глазах. До войны Герасим Якушко был главным архитектором...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика