Презентация книги Владимира Счастного «Художники Парижской школы из Беларуси». 21.by

Презентация книги Владимира Счастного «Художники Парижской школы из Беларуси»

14.04.2011 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Владимир Счастный на фоне репродукций картин Я. Балглея. Фото Светланы Сосонной.

Мальчик в розовой ермолке с грустной полуулыбкой держит в руках скрипку. Белизна его одежды едва выступает из такого же белого фона. Во всем облике некая недосказанность, размытость…

До сегодня картину «Юный скрипач» можно было увидеть лишь в Интернете. Судя по сопроводительным текстам, она выставлена для продажи. Указано, что это подлинное произведение Якова Балглея (1891-1934). Чаще всего он представлен как французский художник, но иногда – как русский.

И вот – чудеса! – мальчик со скрипкой смотрит на нас со стены Художественного музея, что в Брестской крепости. Странная улыбка героя, его погруженность в свой внутренний мир заставляют задуматься: а вдруг художник изобразил самого себя? Или же в такую форму облек свои воспоминания о далеком детстве, проходившем в Брест-Литовске?

Совсем недавно мы ничего не знали о художнике Якове Балглее, которого западные искусствоведы относят к так называемой Парижской школе. Может, потому, что все внимание отвлекали на себя такие крупные фигуры, как Амадео Модильяни, Пабло Пикассо, Фернан Леже, Марк Шагал… А может, потому, что не было исследователя, который внимательно бы вгляделся не только в первый ряд, но и в тех, кто стоит за ним?

Таким первооткрывателем стал белорусский дипломат Владимир Счастный – посол по особым поручениям МИД Беларуси, председатель Национальной комиссии РБ по делам ЮНЕСКО. 8 апреля он приехал в Брест, чтобы представить две своих книги: «Художники Парижской школы из Беларуси» и «Париж» из серии «Малая подорожная книжка для белоруса». Кстати, последнее издание было доставлено из типографии буквально за два дня до встречи.

Гость поведал, что интерес к живописцам Парижской школы в нем пробудил еще в 70-х годах минувшего столетия его сослуживец по армии, сам художник. Тогда уже Счастный обратил внимание на то, что иные из обитателей «Улья» (так назывался дом-коммуна художников в Париже) были выходцами из наших краев. А уж много позже, когда дипломатическая карьера привела его во Францию, он стал скупать книги об этом сообществе и изучать биографии его членов более досконально.

В частности, ему хотелось выяснить, чем наших земляков так притягивал Париж? Сегодня исследователь знает ответ на свой вопрос. Во-первых, среди мотивов был такой: цветовой голод. Кисти даровитых юношей не хватало буйства красок. Его не могли им дать серые хаты и заборы, однообразный местечковый быт. Еще одна из причин – в Париже начал зарождаться рынок предметов искусства, а значит, любимое хобби можно было сделать своей профессией.

Владимир Счастный признался: он не профессиональный писатель. Просто не мог спокойно пройти мимо парадокса: хлопцы из нашего захолустья – те же Бакст, Сутин, Кикоин, Кремень, Балглей и другие – стали признанными мэтрами в Европе, а на родине остаются неизвестными.

– Я постарался сделать навигатор для будущих исследователей, – такое определение дал автор своей работе.

Не скрывал, что очень рад той живой ответной реакции, которую проявили брестчане, узнав о Балглее. Что за человек он был? Чем запомнился современникам?

«На вопрос, из какой он страны, Балглей отвечал: «Из Парижа» – и улыбался своей странной улыбкой падшего ангела. Он имел в виду, что Франция была местом его духовного рождения. Балглея нельзя было увидеть ни на одном салоне. Чтобы познакомиться с ним, надо было пройти в тупик младенца Иисуса (квартал Монпарнас, тупик Младенца Христа, дом № 9 – адрес, по которому жил в Париже Яков Балглей. – Ред.): на полу – тюбики из-под краски, рисунки, гравюры. На спиртовке – остатки скудного обеда, на кровати – книги, которые в основном и питали Балглея: Платон, Библия, Спиноза. Материальная жизнь ничего не значит. Он отказывается от всего, что кажется ему уступкой: идти на контакт с публикой. Он считает себя выше славы. Он живет вне жизни и умирает от этого». Так в 1939 году писал критик Клод Роже Маркс к каталогу выставки «Балглей в галерее Марселя Гио».

До Бреста Владимир Счастный с такими же просветительскими визитами посетил несколько белорусских городов. Смеем предположить, что эти встречи не были похожи друг на друга. Объединение усилий гостей и принимающей стороны рождали удивительную атмосферу поиска и новых идей.

Начнем с того, что к брестской встрече достойно подготовилась областная библиотека имени Горького. Посетителей презентации долго удерживала возле себя выставка «Беларускія фарбы Парыжа». Оказывается, в библиотечных фондах хранится немало интересных изданий о Парижской школе и ее белорусской составляющей, причем на разных языках.

Во-вторых, благодаря брестчанам удалось сделать репродукции пяти работ Якова Балглея – «Автопортрет», «Юный скрипач», «Обнаженная», «Портрет женщины с лимоном», «Джен-скрипач». Удивительно, как они перекликались с висевшими вдоль стен работами Леонтия Довбуша из серий «Дома старого Бреста» и «Живи и помни»!

В-третьих, заместитель директора библиотеки по научной работе Алла Мяснянкина отыскала в Государственном архиве Брестской области фотографии родственников художника. Сам Балглей, умерший в 1934 году во французском городе Божанси от сердечного приступа, даже в страшном сне не мог представить, как закончат свои дни его родные (в годы Второй мировой войны они погибнут в гетто). Когда на экране появились лица родственников Балглея, Владимир Счастный и его спутница – директор минского издательства «Четыре четверти» Лилиана Анцух – поднялись со своих мест и сели поудобнее, чтобы ничего не пропустить из того, что вошло в слайд-фильм.

Лилиана Анцух не смогла сдержать волнения:

– Я уже представляю, как в нашем издательстве выйдет книга о Якове Балглее! И напишут ее сами брестчане! Поверьте моему профессиональному чутью – уже есть канва!

Свой вклад внесли и сотрудники Художественного музея. Содержательный исторический экскурс Светланы Гуляевой, выступление музыкантов из Брестского музколледжа и филиала Академии музыки, исполнение заслуженным артистом РБ Константином Перепелицей отрывка из спектакля по пьесе Г. Горина «Играй, Йоселе, играй», слайд-фильм, переносящий в Брест тарантасов и масляных фонарей… – все это создавало пряный аромат ушедшей эпохи.

Тема возвращения забытых имен захватила присутствующих. Преподаватель Брестского технического университета Лариса Ширяева предположила, что интересные находки могут ждать брестчан при детальном изучении деятельности французской группы художников-«набистов» и польской «Огниско».

Еще одна участница встречи напомнила о таком имени – Дмитрий Стеллецкий. Художник, скульптор, иконописец, признанный знаток русской старины родился в Брест-Литовске, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Алла Мяснянкина сказала так, обращаясь к гостям:

– Вы подарили нашему городу Балглея. Этот художник – мистическая фигура. Он то исчезает во времени, то возникает, причем выбирает сам, когда появиться. Мы знаем, где он жил – на пересечении нынешних улиц Советской и Дзержинского, а тогда Полицейской и Кривой. Как видно из архивных данных, до Второй мировой войны фамилия «Балглей» была очень брестской. Сегодня в Бресте такой фамилии нет. Ваша книга дает толчок для дальнейших поисков и действий. Мне, например, хотелось бы, чтобы в Бресте проводился «балглеевский пленэр» для творческой молодежи. Считаю, что для города дело чести – вернуть картины Якова Балглея и Дмитрия Стеллецкого в Брест.

Все это время в углу за мольбертом работал художник Игорь Романчук. Он наносил последние штрихи на городской пейзаж, возвращавший нас на 100 с лишним лет назад. Завершающим моментом презентации стало дарение картины Владимиру Счастному.

Писатель был растроган:

– Не ожидал! Придется отрабатывать!

На картине изображена улица Полицейская (ныне Советская), вдали можно рассмотреть перекресток, на котором стоял дом Балглеев.

Автор: Людмила Бунеева

 
Теги: знакомства, Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Совсем недавно мы ничего не знали о художнике Якове Балглее, которого западные искусствоведы относят к так называемой Парижской школе. Может, потому, что все...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика