Зачем у белорусов хотят забрать интернет-кошельки?. 21.by

Зачем у белорусов хотят забрать интернет-кошельки?

10.12.2014 11:34 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Белорусские правоохранители под предлогом усиления борьбы с наркоторговлей решили запретить потенциальные источники угроз – их они увидели в интернет-технологиях. МВД предлагает запретить использование в стране электронных денег с возможностью создания анонимных кошельков, а также еще больше ограничить доступ в интернет. Эксперты БДГ уверены, что из этой затеи мало что получится.


Прошедшее в администрации «антинаркотическое» совещание оказалось одним из самых заметных событий минувшей недели. Но внимание СМИ сосредоточилось на очень резком выступление президента, который предложил сажать наркоторговцев на 25 лет в такие условия, «чтобы они сами смерти просили». И далеко не все вслушались в заявление министра внутренних дел. А напрасно: в числе мер борьбы с наркоторговлей МВД предложило скорректировать законодательство, связанное с интернет-деятельностью. Причина этого очевидна: в большинстве случаев торговля «спайсами» (а это около 90% наркооборота в Беларуси) идет через интернет, нередко и расчеты между продавцом и покупателем также происходят в Сети. Но предложенные методы борьбы выглядят странно.

В частности, по мнению Игоря Шуневича, следует запретить доступ всех белорусских интернет-пользователей к сайтам, включенным в список ограниченного доступа. Кроме того, МВД хочет запретить гражданам Беларуси создавать электронные кошельки в системах интернет-платежей, действующих на территории Беларуси (например, WebMoney или «Яндекс.Деньги»). То есть если хочешь завести себе электронный кошелек – иди и регистрируй свои полные установочные данные в каком-нибудь банке.

Попутно, кстати, милиционеры предлагают свести к минимуму и без того куцую в Беларуси банковскую тайну. «Имеющаяся сегодня длительная процедура установления органами внутренних дел необходимых данных на предприятиях связи и в банках, а это занимает от 20 до 30 дней, существенно увеличивает шансы преступников остаться неустановленными, совершить ряд особо тяжких преступлений, скрыть их следы либо избежать ответственности», – сказал министр.

Александр Лукашенко с этими предложениями согласился. «Он (следователь - прим. БДГ) посчитает нужным запросить информацию – запросил, банк немедленно должен дать! Определите срок – сутки или несколько часов. Если они это не сделали, спросим с банкиров на всю катушку, – сказал президент. – Да, для банков, возможно, это какие-то ухудшения, недополучение денег от этой наркоты на счетах, депозитах и так далее. Но мы же решаем более серьезную проблему. Нам такие деньги не нужны».

Уже известно, что соответствующие изменения в законодательство будут внесены специальным указом или декретом с 1 января 2015 года.

То, что происходит сегодня, можно сравнить разве что с тем, что мы видели в 2010 году накануне президентских выборов. Тогда появился памятный Указ №60, который внес масштабные изменения в законодательство об интернете. Именно тогда началось серьезное «закручиванию гаек» – после памятного заявления Лукашенко в декабре 2009 года. Его стоит процитировать – просто чтобы понимать, как власть в Беларуси воспринимает интернет. «Посмотрите эту так называемую ”мусорку“ – интернет. Туда вообще опасно детей пускать. Даже нам, взрослым людям, опасно туда заходить. Это ужасные вещи. И говорят: ”Да ничего, разберутся“. Да не разберутся! И я помню, как тонко упрекнул государство и меня в том числе патриарх, а потом и наш владыка Филарет по поводу того, что творится в интернете. Мы вынуждены реагировать и будем реагировать на это».

Напомним, что Указ №60 прямо запретил анонимный доступ в интернет (то есть без идентификации личности пользователя). Также он ввел так называемый «список ограниченного доступа» – в него были включены некоторые порносайты и сайты террористической направленности, а также оппозиционные интернет-ресурсы, включая «Хартию`97», «Белорусский партизан» и сайт правозащитной организации «Весна». Однако тогда блокировать сайты из списка ограниченного доступа обязали только госструктуры, учреждения образования и культуры и интернет-кафе. Теперь же блокировка может стать обязательной для всех пользователей – то есть она будет реализована на уровне «Белтелекома».

Кто бы рассказал уроженцу украинского Луганска Игорю Шуневичу о существовании прокси-серверов и анонимайзеров…

«Запрет доступа всех интернет-пользователей к "черносписочным" сайтам под предлогом борьбы с наркоманией – странная инициатива. Злоумышленники все равно смогут регулярно создавать новые сайты, начнут активнее действовать через закрытые группы в социальных сетях, запрет всегда будет отставать на один шаг, – уверен Владимир Лебедев, главный редактор журнала "IТ Бел". – Правоохранители только усложнят себе жизнь, придется выискивать очаги сбыта в новых, более труднодоступных для них местах интернета. Что же касается запрета создания электронных кошельков без регистрации полных установочных данных владельцев, здесь МВД не одиноко, в этом заинтересован также Нацбанк. В рамках борьбы с легализацией незаконно полученных доходов он ведет работу по сокращению в Беларуси инфраструктуры, связанной с анонимными платежами. Также Нацбанк внимательно отслеживает ситуацию с развитием различных криптовалют. Но запреты в данной сфере проблематичны».

Что касается интернет-кошельков, то России еще несколько лет назад была озвучена проблема того, что через анонимные кошельки в системах интернет-платежей могут идти расчеты за наркотики и финансирование терроризма. Тогда владельцы платежных систем по собственной инициативе ограничили размеры разовых и месячных платежей, которые можно проводить через анонимные кошельки. Например, в «Яндекс-Деньгах» лимит – 15 тыс. рублей. Позднее подобные ограничения были закреплены законодательно – и проблема разрешилась.

«Очень сомневаюсь в том что такое возможно реализовать, а уж если и возможно, то экономически целесообразно. Вместо того, чтобы запрещать, лучше внести в законодательство вменяемые нормативы использования электронных кошельков, – говорит главный редактор издания «Компьютерные Вести» Вадим Станкевич. – Не пытаться подстроить всех под рождающиеся в далеких от этой темы головах нормы, а создать нормы, которые будут удобны и выполняемы для тех, кто пользуется кошельками для заработка через Сеть. В 95% случаев эти заработки вполне легальны с точки зрения любого кодекса, и многие были бы рады платить с них налоги и спать спокойно».

Между тем, в Беларуси до сих пор не приняты «антинаркотические» меры интернет-регулирования, аналогичные тем, которые действуют в России. Там, например, Роскомнадзор имеет право без суда блокировать доступ к сайтам, на которых размещена информация о наркопотреблении – места покупок и способы приготовления наркотиков, а также описания наркотических «трипов» и прочая информация, которую можно отнести к рекламной. (То же самое – в отношении самоубийств и экстремизма.)

То есть в России если борются с наркотиками – соответственно, закрывают «наркотические» сайты и форумы. У нас же борцы с нарткоторговцами стремятся закрыть доступ к «Хартии`97» и «Белорусскому партизану». Которые уж в чем, а вот в пропаганде наркотиков точно замечены не были.

Получается, что белорусские власти, говоря о борьбе с наркоторговлей, принимают только те ограничительные меры, которые «заодно» позволят им контролировать те информационные и финансовые потоки, которые с наркоторговлей или употреблением наркотиков никак не связаны. Логика тут проста: в предвыборный год такой контроль лишним не будет.

 
Теги: Курсы валют
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусские правоохранители под предлогом усиления борьбы с наркоторговлей решили запретить потенциальные источники угроз – их они увидели в...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика