Без билета. 21.by

Без билета

08.07.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Без билета

Cегодня можно вести статистику жертв так называемого зацепинга и его разновидности — руфрайдинга — экстремальных поездок на крышах вагонов метро или электричек...

Без билетаНаши дедушки наверняка с ностальгией вспомнят времена своей молодости, когда круто было прокатиться, уцепившись за автобус или трамвай. Главное условие — чтобы обязательно видела девчонка из соседнего двора. Когда–то безобидное развлечение спустя десятилетия переросло в специфический вид спорта: сегодня можно вести статистику жертв так называемого зацепинга (езда в местах, изначально не предназначенных для проезда) и его разновидности — руфрайдинга (от английского roof — «крыша» и riding — «езда») — экстремальных поездок на крышах вагонов метро или электричек.


Ветер в лицо


Работники Московского метрополитена до сих пор с ужасом вспоминают гибель двух студентов, катавшихся в феврале на Филевской линии на крыше вагона. Тогда припомнили и другой случай: годом раньше 15–летний парень явно не случайно задел электропровод недалеко от платформы «Крюково» по ленинградскому направлению. Получил черепно–мозговую травму, сильные ожоги и ушибы, чудом остался жив. Тут–то и заговорили об экстремалах, которые прыгают по крышам вагонов и цепляются за поезда.


У нас в метро на вагон так просто не залезешь. Тоннели не рассчитаны на то, что кому–то взбредет подобное в голову: все построено с минимальным приближением к подвижному составу, и любая попытка прокатиться чревата членовредительством. По словам специалистов, кроме того, смертельную опасность несет контактный рельс, который, хотя в основном и защищен специальным коробом, кое–где оголен. Спрыгнешь на пути, наступишь — последствия будут самыми печальными.


А вот что касается электричек и товарных поездов, то любители прокатиться на них с ветерком появляются и у нас. Осознают ли «зацеперы» до конца, что делают?


Остановка по требованию


Разыскать «зацеперов» — задача не из простых. Ребята неохотно идут на контакт, все–таки развлечение небезопасное. Но после долгих поисков в интернете наталкиваюсь на одну из групп. Отвечая на вопрос «что понадобится для поездки снаружи поезда?», мне советуют позаботиться об экипировке. Главное — удобная обувь, лучше кроссовки с рифленой подошвой, не сковывающая движений одежда и желательно бандана.


Думаете, таким экстримом балуются разве что студенты? Как бы не так! К моему удивлению, среди «зацеперов» немало и взрослых работающих людей, в том числе и железнодорожников.


— Мы в Витебске цеплялись, — описывает технологию один и них, Виталий. — Подходишь сзади вагона, хватаешься за ручки, потом ногами на метельник (устройство для защиты от попадания под колеса случайных предметов. — О.П.) и затем забираешься повыше.


Редко кто из наших «зацеперов» в отличие от российских на саму крышу залезает. Как отмечают специалисты, здесь нет ничего удивительного. В России на электрифицированных участках, которые строили раньше, например питерском и московском, проходит контактный провод с постоянным напряжением 3.000 вольт, а вот в Смоленске, Ростове–на–Дону, Мурманске, как и в Беларуси, ток переменный и напряжение 25.000 вольт. Проще говоря, у нас не обязательно дотрагиваться до провода, чтобы накликать беду. Можно погибнуть и в двух метрах от него из–за пряжки на собственном ремне — за счет созданного переменным магнитным полем напряжения. В сырую погоду риск только увеличивается.


При всей его опасности «зацепинг» нельзя назвать исключительно мужским увлечением, есть среди приверженцев такой езды и девушки. Одна из них, Юля, очень удивилась, когда я спросила: «А как же физическая подготовка?»


— Я периодически занимаюсь в спортзале, хотя «зацепинг» не требует какой–то исключительной физической формы. К тому же я люблю экстрим и считаю, что женщина ничем не отличается от мужчины, кроме того, что чаще предпочитает стрижке длинные волосы.


— Большая у «зацеперов» команда в Беларуси? — интересуюсь.


— Нам пока далеко до России, но все возможные направления исследованы, — вступает в разговор «зацепер» Дмитрий. — Летом в электричках душно, грязно, очень много народу, иногда не уехать даже в тамбуре. Вот мы и ездим снаружи.


— Не боитесь?


— Мы понимаем, на что идем и к чему это может привести, тем не менее даже опытный «зацепер», знающий свое дело и технику безопасности, может лишь уменьшить вероятность трагических последствий. И то в Минске, скажем, таких «корифеев» можно по пальцам пересчитать.


Уроки верховой езды


Сбор у «зацеперов» — на одной из минских станций, где товарные поезда замедляют движение. Главное, не попасться на глаза милиции, и, как выясняется, не только ей.


— Машинисты, контролеры и работники ЖД у вас очень суровые, — подмечает руфрайдер, приехавший из Смоленска, — так что меньше возможностей практиковать «зацепинг» в принципе.


Некоторые экстремалы и вовсе утверждают: мол, чем это не способ бесплатно прокатиться? В ответ специалисты недоумевают: неужто железнодорожный транспорт такой уж дорогой, что стоит рисковать жизнью?


— У нас очень мало перегонов, где поезда значительно снижают скорость, — комментирует Геннадий Ворсо, заместитель начальника управления охраны правопорядка и профилактики УВД на транспорте. — А грузовые поезда и вовсе проезжают малые станции на скорости, поэтому за поезд особо не зацепишься. Если такие нарушители все же попадаются, то им грозят административная ответственность и штраф до трех базовых величин.


К слову, знакомый машинист электрички из Латвии как–то заметил, что у них «зацепинг» не нашел особых приверженцев. Хотя самый дешевый билет там стоит 50 сантимов — 1 доллар (для сравнения: у нас — 500 рублей). А если кого и замечают, то сразу сдают в полицию. Вот наши прибалтийские соседи и шутят, что руфрайдинг — развлечение азиатское, а уж никак не европейское. Значит, по логике вещей, рано или поздно оно должно сойти на нет и у нас. Как, впрочем, и всякая мода на что–нибудь суперэкстремальное.


Компетентно


Надежда Морозова, директор центра психологической помощи и развития «Частная жизнь»:


— Сегодня обозначилась тенденция: молодое поколение становится все более инфантильным, что проявляется в полудетском непонимании, с чем играешь. «Зацеперы» часто считают: нет проблем, если выполняешь технику безопасности. Но ведь так же рассуждают и наркоманы: если колоться осторожно, не заболеешь


СПИДом. Ребята просто игнорируют реальность и оправдывают свой риск перед другими. Конечно, легче создать свою реальность, чем подчиниться законам окружающего мира, который некоторым подросткам кажется очень вялым и скучным. В виртуальном мире все намного быстрее, интенсивнее и с большим выбросом адреналина. Там можно не заботиться о будущем, рисковать, бросать вызов и побеждать, умирать и снова возрождаться. Через какое–то время хочется уже реального адреналина, и его ищут в «зацепинге», других экстремальных вещах. Но если у большинства взрослых людей сформирован инстинкт самосохранения, то у подростка компьютерные игры развивают неверное представление о своих возможностях.

Автор публикации: Ольга ПАСИЯК

 
Теги: Витебск, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Cегодня можно вести статистику жертв так называемого зацепинга и его разновидности — руфрайдинга — экстремальных поездок на крышах вагонов метро или...
 
 
 


Архив (Новости Общества)

21.by в социальных сетях

Свежие газеты

13.11.2018
Mir24.TV Belarus
Івацэвіцкі веснік
Навiны Палесся
Полесская правда
Пинский Вестник
Двинская правда (Верхнедвинск)
Гарадоцкi веснiк
Міёрскія навіны
Патриот (Ушачи)
Клiч Радзiмы
Герой працы
Газета Авангард
Лоевский край
Новости Волковыска
Вороновская газета
Ивьевский край
Полымя
Lida.Info
Заря над Неманам
Свислочская газета
Светлы шлях
Единство
Новости Дзержинска
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Смалявiцкi край
Soligorsk News
Маяк Преднепровья
Радзiма
Горецкий вестник
Савецкая вёска
Кировец
Голас Касцюкоушчыны
Кричевская жизнь
Асiповiцкi край
Новости Хотимска
Новы дзень (Жлобин)
Перамога (Дятлово)
14.11.2018
Mir24.TV Belarus
Івацэвіцкі веснік
Навiны Палесся
Полесская правда
Пинский Вестник
Двинская правда (Верхнедвинск)
Гарадоцкi веснiк
Чырвоны прамень
Клiч Радзiмы
Герой працы
Газета Авангард
Лоевский край
Mlife
Новости Волковыска
Вороновская газета
Ивьевский край
Полымя
Lida.Info
Заря над Неманам
Свислочская газета
Светлы шлях
Единство
Новости Дзержинска
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Смалявiцкi край
Soligorsk News
Маяк Преднепровья
Радзiма
Горецкий вестник
Кировец
Голас Касцюкоушчыны
Кричевская жизнь
Асiповiцкi край
Новости Хотимска
Новы дзень (Жлобин)

© 2004-2018 21.by
Яндекс.Метрика