СЫН ДИАКОНА ИЗ АСТРАХАНИ пять лет из своей недолгой земной жизни был епископом Брестским. 21.by

СЫН ДИАКОНА ИЗ АСТРАХАНИ пять лет из своей недолгой земной жизни был епископом Брестским

27.09.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Рано лишившись отца, служившего диаконом в одной из церквей Астрахани, он пережил трудное детство, но не очерствел сердцем, а, наоборот, открыл его миру и людям. И всю жизнь, проповедуя Слово Божие, нес людям добро и христианские ценности. Пять лет своей земной жизни отец Авраамий был епископом Брестским.

 Увы, в который раз приходится констатировать: любим мы ходить по кругу. Любим наступать на одни те же грабли и получать древком по голове. То ли из-за широты полей и рек, то ли из-за холодного климата, то ли из-за катастрофического состояния нашего общества, в котором так мало возможностей для самореализации человеческой личности, то ли из-за чего еще… Живем мы по известному правилу «курятника». Сидит в каждом из нас, глубоко спрятанная внутри, тяга к агрессии, неуважение к ближнему, желание поставить ноги на плечи этому самому ближнему. И порой достаточно одной-единственной отсыревшей спички, чтобы все самые худшие качества высветились на фоне пожарища.

В свете событий, дрязг, скандалов, которые происходят на наших глазах вот уже полгода, много чего высветилось. При всем моем негативном отношении к акции «пусек», нет-нет, да и призадумаешься – а может, должно было произойти нечто подобное, чтобы вся эта накопившаяся отрицательная энергия и агрессия наконец выплеснулись. Что поступок этих девчонок, спору нет – гадкий, оказался как бы лакмусовой бумажкой состояния общества. Как легко, оказалось, вызвать в людях нетерпимость, вражду, желание идти стенка на стенку. Как легко людям, относящим себя к образованному классу, скатиться до площадной брани, вести себя звероподобным образом. Как легко люди, считающие себя верующими и религиозными, забывают христианские ценности, они же – общечеловеческие, и проявляют те же нетерпимость, вражду, желание начистить рыло ближнему. И как-то неловко, чтоб не сказать – стыдно становится за поведение и тех, и других. Воистину, как говорила еще в начале 60-х годов XX века Анна Ахматова: «Христианство на Руси до сих пор не проповедано». И, судя по всему, за полвека мало что изменилось.

А ведь были люди, которые несли свет христианства, передавая его другим людям, делились с ними своим сердцем. Мне, допустим, близки такие люди как Александр Шмеман и Александр Мень. В «Фамильном древе» мы рассказывали о батюшке-художнике Валентине Юшкевиче, о других священниках, связанных с Брестчиной. Сегодня мы расскажем о судьбе отца Авраамия, который нес пастырскую службу на протяжении пяти лет в брестской епархии в 80-х годах XIX века.

 

Трудное детство на Волге

 

Александр Иванович Летницкий родился в 1838 году в Астрахани в семье диакона. Здесь прошли его детские годы. С раннего детства мальчик познал, почем фунт лиха. Рано умирает отец, и матери, оставшейся с двумя малышами на руках, пришлось самой зарабатывать на хлеб насущный. Это было полунищенское существование. Как известно, что нас не убивает – делает нас сильнее. А если еще и Бог помогает, то и толк от человека будет. Саша рос любознательным, пытливым. Рано научился читать. Вот что он скажет спустя годы, будучи епископом: «Не могу равнодушно даже говорить о книгах. Книги — это моя стихия, заменить которую мне ничто не может. Это незаменимые собеседники, руководители в жизни, друзья, дружба которых неизменна. Дай Бог российскому иночеству побольше членов его, любящих книгу и искренно преданных ей. Тогда оно могло бы снова возвратиться к забытым им книжным занятиям, и монастыри наши снова стали бы пунктами, откуда разливался бы свет истинного просвещения, зиждущегося на началах Христовой веры…»

В общем, пошел сын по стопам отца. Сначала учился в духовном училище. Затем поступил в Астраханскую духовную семинарию. Семинарии в те далекие годы давали образование, может быть, лучшее, чем светские средние учебные заведения. Семь лет штудирования светских и богословских наук, и в 1858 году Александр поступает в Казанскую духовную академию. Это было одно из лучших учебных заведений в России того времени. В 1863 году Александр заканчивает академию «по первому разряду», и его назначают помощником ректора Смоленской духовной семинарии по профессорской части и помощником инспектора этого заведения.

 Начало служения и кочевая жизнь

 Уже через четыре месяца после начала служения в Смоленской семинарии Александр принимает иноческий постриг под именем Авраамий. Вместе с монашескими службой и обязанностями он продолжает свое образование, и в том же 1863 году иеромонах Авраамий становится кандидатом богословских наук, а еще через два года – 25 февраля 1865 года – магистром.

Надеюсь, вы простите мне сравнение монашеского и пастырского служения с военной службой. Во всяком случае, в той его части, что куда пошлют тебя проповедовать Слово Божие, там и будешь проповедовать. Без обсуждения. И началась для отца Авраамия кочевая жизнь.  

9 октября 1865 года его перевели в Тверь, в местную духовную семинарию, и назначили профессором богословских наук. Спустя три года новое назначение – уже севернее – ректором Вологодской духовной семинарии. Здесь 28 ноября 1868 года, в тридцатилетнем возрасте, он был возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Вологодского третьеклассного Свято-Духова монастыря.

Вот так оно все и происходит. Только-только обживешься, наладишь отношения с монастырской братией, с мирянами – и снова в путь-дороженьку. Оставив по себе добрую память на Вологодчине, отец Авраамий по указу Святейшего Синода с новым назначением едет в Тифлис, ректором тамошней духовной семинарии. Пять лет ректорства с Божьей помощью в Тифлисе -- и опять дан приказ ему назад, в Центральную Россию, в Калужскую духовную семинарию.

Наконец, 2 ноября 1880 года отец Авраамий хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. В своей речи, обращенной к Святейшему Синоду при наречении его во епископа Михайловского, отец Авраамий сказал: «Какая потребна для облечения этим саном чистота сердца... духовная мудрость... самоотверженная любовь к пасомым, дабы всем быть вся. Какое нужно самообладание, чтобы, с одной стороны, по долгу звания своего, подобно орлу возвышаться над окружающим миром и воспарять в горняя к солнцу правды — Христу, а с другой — обозревать, в предоставленных властью пределах, совершающиеся на земле самые разнообразные и нередко мрачные явления жизни человеческой?»

М-да, золотые слова! И действительно – как это совместить? Как услышать по формуле Марины Цветаевой «голос правды небесной против правды земной»? Пусть «против», но ведь – и там правда, и там правда! Не знаю, насколько счастлив человек, слышащий и видящий и ту правду, и эту, но то, что такие люди нам необходимы, что благодаря таким людям мир человеческий еще и держится, не приходится сомневаться.

 Епископ Брестский

 Вот такой человек и священник и  приехал в наш Брестский уезд 20 июля 1881 года, будучи назначенным епископом Брестским и вторым викарием Литовской епархии.

А положение-то здесь было, мягко говоря, не из легких. Жива была еще память о последнем польском восстании 1863 года. Отношения власти и населения были, опять же – мягко говоря, трудными. Предводители дворянства, то есть представители светской власти, назначались, как вы помните из предыдущих материалов «Фамильного древа», из Петербурга, что не могло не вызывать пусть глухой, но ропот  у местного населения.

В отличие от многих других коллег отец Авраамий был священником либеральных взглядов. Особенно – для своего времени. Он горячо выступал за прогресс в деле женского образования. Поддерживал либеральные реформы 60-х годов, которые, «благодаря» в том числе и обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву, к тому времени, середине 80-х, уже вовсю сворачивались. В частности, епископ Брестский, отец Авраамий, самый что ни на есть русский человек, родом из Астрахани, горячо выступал против чиновничьего «обрусения» северо-западного края, к которому относился Брестский уезд. Призывал к терпимости и уважению к польским особенностям нашего края. Так его пять лет епископства в Брест-Литовске и прошли. Неизвестно, чем было вызвано его очередное назначение – в Сибирь, в Тобольск. Можно ли это было расценивать как ссылку? Было ли это просто очередное назначение, или оно было вызвано поведением отца Авраамия, шедшим, как потом любили говорить, «вразрез с генеральной линией партии»? Во всяком случае, с 14 марта 1885 года отец Авраамий – епископ Тобольский и Сибирский.

 В Тобольске и Саратове

 Земной жизни этому деятельному человеку и священнику оставалось восемь лет. Будучи епископом Тобольским и Сибирским, он много времени уделял миссионерской деятельности. Основал специальную комиссию для перевода богословских книг на языки малых народностей. Открывал церковно-миссионерские школы. Был человеком с выдумкой, старался находить нестандартные способы, чтобы нести Слово Божие людям. Так, например, он предлагал, чтобы несколько выпускников Тобольской семинарии под видом купцов или странствующих лекарей совершали путешествие по степи и при этом занимались миссионерской деятельностью. Но это его предложение не было одобрено высшим начальством.

С 16 декабря 1889 года отец Авраамий – епископ Саратовский и Царицынский. Саратовская кафедра стала для него последним местом земного служения. За четыре года, как вспоминают его современники, не было ни одной глухой деревеньки, которую бы не наведал епископ Авраамий. Как только он вступил на Саратовскую кафедру, в губернии случилась нередкая для того времени беда – массовый голод. Отец Авраамий как мог помогал страждущим и нуждающимся. Были открыты бесплатные столовые, которые содержались как за счет частных средств, так и за счет духовенства.

Потом была эпидемия холеры – еще один страшный бич того времени. Отец Авраамий призывал священников рассказывать пастве о заразности этой болезни и о методах, какими можно ее избежать. В местных «Епархиальных ведомостях» постоянно печатались врачебные советы. В общем, и с этой напастью всем миром справились. Как говорится, Бог не по силам испытаний не дает. Но и силы человеческие, увы, не беспредельны. 24 октября 1893 года, в нестаром еще возрасте, пятидесяти пяти лет, отец Авраамий скончался.

Вот как вспоминает об отце Авраамии близко знавший его протоиерей Иаков Игнатовский: «Двери его дома закрывались только тогда, когда глубокая ночь останавливала имеющих нужду в нем, и он, усталый от дневных трудов, отходил ко сну. Рано утром он уже бодрствовал, и двери его дома открывались опять. Всегда занятый делом, всегда доступный всем, он не любил праздности и со всеми говорил только о деле, дорожа временем. Постоянно благодушный и сдержанный, он не мог гневаться: от него никто не отходил обиженным или огорченным. Многие дивились ему, еще больше благословляли его».

 
Теги: Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Рано лишившись отца, служившего диаконом в одной из церквей Астрахани, он пережил трудное детство, но не очерствел сердцем, а, наоборот, открыл его миру и людям. И...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика