Доступный кредит
Доступный кредит
нужен высоким технологиям Декрет Президента от 22.09.2004 г. № 12 "О Парке высоких технологий" предоставляет значительные, в основном налоговые льготы резидентам Парка (далее - ПВТ). Однако на самом деле компаниям высокотехнологичного сектора в силу их высокой прибыльности никогда не было тяжело уплачивать налоги. Тем более, что налоговое бремя в Беларуси не является каким-то исключительно высоким и с учетом отчислений в различные целевые фонды и фонд соцзащиты составляет немногим более 40%. Для сравнения, согласно данным Евростата, в 2003 г. среднее налоговое бремя в странах-членах ЕС составило 41,5%. Самым большим оно было в Швеции (51,4%), Дании (49,8%), Бельгии (48,1%), Франции (45,7%) и Финляндии (45,1%). При этом названные страны находятся в верхней части рейтингов конкурентоспособности, притягивая капитал. А из соседней России, где налоговое бремя почти в полтора раза меньше среднеевропейского, капитал бежит миллиардами долларов в год. Для развития высокотехнологичного бизнеса нужно не столько снижение налогов, сколько создание удобной бизнес-среды, главные характеристики которой стабильность, развитая судебная система, удобная инфраструктура (прежде всего связь и транспорт), наличие квалифицированных кадров, доступные налоговые, финансовые, юридические консультанты, защита от криминала, лоббирование интересов отечественного бизнеса государственными структурами за границей, дешевый и доступный кредит. Нет сомнений, что белорусское руководство согласно с этой точкой зрения. Так, на пресс-конференции, организованной порталом tut.by, директор администрации ПВТ Валерий Цепкало отметил, что рассматриваются планы создания венчурного фонда. Если такой фонд будет создан, то в рамках ПВТ действительно возможно массовое развитие высокотехнологичных проектов и инновационных технологий, внедрять которые, прибегая к традиционному банковскому кредитованию, невозможно. Почему венчурное финансирование, а не банковский кредит? Вспомним, как осуществляется кредитование в традиционных отраслях индустриальной экономики. Например, в городе планируется строительство нового микрорайона, в котором будет проживать известное количество людей. Они будут потреблять известную величину хлеба, для выпечки которого нужен соответствующей мощности хлебозавод. В банке берется кредит на его строительство. Через определенный срок завод окупается и кредит возвращают. Риски при таком кредитовании, конечно, есть, но они невелики. Для сравнения рассмотрим финансирование высокотехнологичных проектов. В некий фонд обращаются 1000 компаний. У каждой высокотехнологичный проект: одна компания хочет разработать новое лекарство, другая - новый вид связи, третья - новую разновидность мониторов, четвертая - новый программный продукт и т.д. Все проекты получают финансовую поддержку. Естественно, 999 проектов из 1000 по различным причинам не окупаются. Реализуется лишь один, в результате которого появляется компания типа Microsoft и приносит гигантскую прибыль. Эта прибыль покрывает убытки по остальным 999 проектам и приносит доход фонду. Ставший уже классическим пример успеха такой деятельности - это история того, как в 1987 г. венчурный фонд Sequoia Capital приобрел за 2,5 млн. USD пакет акций компании Cisco. Через год стоимость пакета составила 3 млрд. USD. Так работают венчурные фонды. За счет большого числа отдельных высокорисковых проектов получается, что общий риск относительно невысок. Однако массовизация, т.е. финансирование большого количества различных проектов, возможна лишь путем аккумулирования значительной суммы денежных средств. Мировая практика свидетельствует о том, что венчурные фонды существуют лишь в странах, экономика которых весьма насыщена деньгами (монетизирована). Показателем, отражающим этот факт, является коэффициент монетизации. Он показывает отношение денежной массы (обычно М2) к объему ВВП. В Беларуси этот коэффициент колеблется около 15%, в то время как в развитых странах Запада достигает 100%. Грубо говоря, на каждый рубль ВВП на Западе есть рубль в деньгах. В Беларуси же - только 15 копеек. Таким образом, денег в стране мало. Хватит ли их на создание венчурного фонда достаточных размеров, чтобы финансировать значительное число рисковых проектов? Созданием венчурного фонда в Беларуси должно заниматься государство, предварительно осуществив ряд мероприятий, направленных на насыщение экономики деньгами. Такие мероприятия существуют. Это - оптимизация денежного обращения, валютных отношений, ряд новаций в банковской сфере. Все это позволило бы увеличить монетизацию экономики и создать венчурный фонд, что сделает кредиты доступными для белорусских предприятий и создаст условия для развития высокотехнологичных отраслей. Потребность в этом действительно существует. Все белорусские субъекты хозяйствования, работающие в высокотехнологичной сфере, крайне заинтересованы в создании такого венчурного фонда. Сейчас доступ к кредитным ресурсам для таких компаний существенно затруднен: например, из-за отсутствия ликвидных активов для залога. Известно, что в силу специфики высокотехнологичного бизнеса у него редко бывают ликвидные и дорогие основные фонды на этапе развертывания бизнеса. На этом этапе зачастую есть только идея. Такие активы, как, например, компьютеры, быстро обесцениваются, потому банки неохотно дают под них кредит. А под такой актив, как высокопрофессиональная команда, наработанные связи и хорошая репутация среди заказчиков и партнеров, банки вообще почему-то отказываются выделять средства. Лизингом воспользоваться тоже не всегда реально. Сектор корпоративных ценных бумаг в силу определенных обстоятельств у нас в стране развития не получил. Поэтому появление венчурного фонда с понятными и прозрачными условиями финансирования означало бы создание действительно привлекательных условий для развития в стране высокотехнологичного бизнеса. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Декрет Президента от 22.09.2004 г. № 12 "О Парке высоких технологий" предоставляет значительные, в основном налоговые льготы резидентам Парк
|
|