Превратить ручеек в потокПревратить ручеек в поток Туризм — отрасль, которая по определению должна приносить прибыль государству и компаниям, которые работают в этой сфере. Более того, в некоторых странах доходы от этой индустрии являются в бюджете основными. В последнее время в активное соревнование за деньги путешественников стремится включиться и Беларусь. Однако для того, чтобы наш край стал туристической Меккой, одного желания недостаточно. Необходимо проделать огромный объем работы, вложить немалые средства, дабы, во-первых, привлечь туриста, во-вторых, создать все необходимые условия для того, чтобы пребывая на белорусских просторах, гость не испытал разочарования своим выбором, а затем порекомендовал отправиться по аналогичному маршруту друзьям и знакомым. Обе задачи очень сложны. Начнем с того, что далекие познавательные поездки – своего рода роскошь, доступная далеко не всем. А если уж человек выкроил для путешествия определенную сумму, куда в первую очередь отправится? Конечно, во всемирно известные и популярные туристические центры: там он своими глазами увидит достопримечательности, о которых написано в многочисленных буклетах и о которых говорят все вокруг. Если взять Восточную Европу, предпочтение, естественно, будет отдано Москве, Санкт-Петербургу, Киеву… Скорее всего, как ни старайся, Беларусь конечной точкой своего маршрута если и выберут, то единицы: в основном это те, кто женился на гражданках нашей страны и ездят в гости к новым родственникам, либо деловые люди, ведущие у нас бизнес. Почему даже при самых благоприятных условиях не стоит в ближайшее время ждать грандиозного туристического бума на нашем направлении? Потому хотя бы, что и Москва не сразу строилась. Думается, если ручеек приезжающих к нам иностранцев когда-нибудь превратится в поток, это будут в основном транзитные пассажиры, следующие в соседние страны. Но для того, чтобы турист задержался на нашей территории, его нужно чем-то привлечь, обеспечить высокий уровень сервиса за приемлемую цену. Что же мы на сегодняшний день можем предложить этим людям, какое впечатление у них сложится о нашей стране с первых же минут пребывания? Сразу же нужно сказать, что положение постепенно меняется в лучшую сторону. Но не такими темпами, как хотелось бы, и серьезные сложности все равно остаются. Да, упростилась процедура получения визы для граждан Евросоюза и некоторых других стран, но чтобы ее добыть, многим приходится ехать в соседнее государство, где функционирует белорусское посольство. Можно было бы обратиться за помощью в турфирму, но на белорусском направлении работают единицы, и не факт, что такая контора найдется на родине потенциального туриста, а если и найдется, за свои услуги она возьмет немалую сумму. И это вдобавок к явно завышенной стоимости самой визы, которая для граждан Евросоюза потянет на 50 евро. Срочную проставят в паспорт в течение 48 часов, но она в два раза дороже. При этом льготных виз не предусмотрено, то есть за каждого члена семьи, даже за грудного ребенка, придется платить по полной программе. Для сравнения напомним, что Шенгенская виза, дающая право посещения всех стран-участниц соглашения, стоит 35 евро, а для тех, кому еще нет 25 лет, она и вовсе бесплатная. Если путешеcтвенник основным средством передвижения выбрал автомобиль, одним из самых сложных испытаний будет процесс пересечения границы. К тяготам неблизкого пути добавятся многочасовое ожидание на пограничном переходе, проблемы при ввозе в нашу страну собственных вещей, оплата многочисленных сборов. Да, в последнее время есть значительные подвижки в лучшую сторону: введен принцип «одного окна», время на досмотр одного транспортного средства строго регламентировано, постепенно внедряется система «зеленого» и «красного» коридоров. Но глобальную проблему очередей, особенно в «часы пик» (летом, в праздничные или предновогодние дни) решить не удается. А, согласитесь, человеку абсолютно все равно, по какой причине он томится в ожидании: из-за нерасторопности работников таможни или просто потому, что решил отправиться в поездку одновремено с сотнями других людей. Мой знакомый испанец, молодой, абсолютно непритязательный парень, до сих пор с ужасом вспоминает, как в середине августа несколько часов провел в очереди на белорусско-украинской границе (очень хотел посмотреть Киев). Он знал, что нужно будет подождать, но не был готов к столь непривычным для европейца испытаниям. В итоге получилось, что путь от Минска до границы занял намного меньше времени, чем бессмысленное сидение в машине в ожидании «своего часа». А окончательно добили несчастного европейца еще две вещи: отсутствие вдоль трассы пунктов питания, в которые можно заглянуть без страха за свое здоровье, а также более-менее приличных туалетов. Ну не может цивилизованный человек использовать для этого придорожный лес! Действительно, все мы уже давно привыкли путешествовать по своей стране при отсутствии элементарных условий, иностранцам же понять и принять такое положение вещей просто невозможно. Как объяснить им, что, зазывая гостей, обязывая частные туристические предприятия заниматься приемом иностранцев, у нас или забывают создать для них даже минимум удобств, или откладывают решение, казалось бы, простейших вопросов на потом. Но если бы эти проблемы были единственными, которые осложнят жизнь ничего не подозревающему туристу. Он не догадывается, что на всем протяжении его пребывания у нас везде с него попытаются «содрать три шкуры»: в гостинице, ресторане, вокруг туристических объектов. Абсурд, но порой даже в провинциальных «отелях», с неопределенным набором «удобств», цены на проживание и питание сопоставимы со «звездными» собратьями всемирно известных европейских столиц. При этом условия часто даже по нашим скромным меркам оставляют желать лучшего. На сегодняшний день в стране только 11 «звездных» гостиниц. При этом наивысшей категории пока нет ни у одной из них. Лучшие — столичный «Минск» и витебская «Лучеса» — имеют по четыре «звезды». Остальные девять – три. В следующем году в Беларуси будет первый отель на пять «звезд» — реконструированная «Европа» в Минске. Аналогичная по уровню гостиница строится и на месте бывшей «Свислочи». Понятно, что цены за проживание там будут по карману далеко не каждому. Например, в «Минске», одноместный номер сегодня стоит 130 долларов, двухместный – в среднем на «полтинник» дороже, а vip-апартаменты и вовсе «потянут» на 840 американских дензнаков. Но если в «Минске» цены одинаковы для всех, то во многих, даже столичных гостиницах, никак не изживет себя чисто отечественное изобретение: за одинаковый уровень сервиса взимать разную плату в зависимости от герба на паспорте. Гости изначально делятся на три категории: белорусы, россияне (или граждане СНГ) и остальные иностранцы. Естественно, цены для приезжих из дальнего зарубежья наиболее высоки. Так, номер в удаленной от центра «Орбите» обойдется в сумму от 55 до 290 долларов, в «Беларуси» — от 45 до 390, в «Юбилейной» — от 39 до 220. На Браславских озерах коттедж на семью из 2-4 человек летом стоил около 160 у.е, при этом даже автостоянка, услуги экскурсовода и егеря для иностранца значительно дороже. Для желающих турфирмы организуют встречу в аэропорту (от 30 долларов), проведут автомобильные экскурсии по городу (от 55) или в «Хатынь» (от 75), предоставят переводчика (10 долларов в час). А теперь посмотрим, как обстоят дела с ценами «у них». Сразу начнем с того, что почти повсеместно существует понятие сезонности, и цены формируются в зависимости от времени года. А за одноместный номер в притягательном для всех туристов мира Мадриде вы заплатите от 50 евро (в отеле с двумя «звездами»), от 65 — в трехзвездочном, от 75 — в гостинице категорией выше, и от 140 — за самый шикарный отель. Примерно такие же цены в Париже, Берлине, Риме. В Варшаве и Праге можно найти пристанище такого же уровня на 20-60 евро дешевле. К тому же везде распространена система скидок, специальных цен для детей (при двух родителях ребенок до 12 лет часто может отдохнуть и вовсе бесплатно). А в принципе, у нас есть, что показать гостям, и активная работа по строительству новых и восстановлению существующих туристических объектов ведется. Можно делать упор на экологический, водный, сельский туризм, одновременно развивая инфраструктуру. Хочется верить, усилия Министерства спорта и туризма, местных властей там, где есть, что показать и чем удивить, других заинтересованных сторон принесут желаемый результат. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Туризм — отрасль, которая по определению должна приносить прибыль государству и компаниям, которые работают в этой сфере. Более того, в некоторых стра |
|