Жизнь на сцене
Жизнь на сцене
История Купаловского театра началась 14 сентября 1920 года. В этот день он открылся спектаклем «Рысь» по повести Элизы Ожешко «В зимний вечер» Они были первыми Желающих попасть на открытие Белорусского государственного театра (БГТ) было столько, что в зале были заняты все проходы. Вечер начался с выступления большого хора, куда входили и драматические актеры. При активной поддержке зрителей артисты спели «Интернационал». А затем белорусская труппа показала спектакль «Рысь», повествующий о драматических событиях в доме крестьянина Симона Микулы. Постановку осуществил актер и режиссер Флориан Жданович, исполнивший в этой пьесе главную роль. В тот же день русская труппа театра сыграла спектакль «На дне» Максима Горького, а еврейская – «Мэншн» («Люди») по Шолом-Алейхему. Дебют театра оказался столь успешным, что программа была повторена и на следующий день. А 17 сентября коллектив БГТ пригласил зрителей на новую премьеру – спектакль «Паўлiнка» Янки Купалы. Спустя два года театр закрепили за белорусской труппой, куда вошли участники Первого товарищества белорусской драмы и комедии. Под руководством Евгения Мировича – режиссера-постановщика и педагога – складывалась национальная актерская школа. Ее создавали первые артисты БГТ: Ольга Галина, Глеб Глебов, Генрих Григонис, Ирина Жданович, Владимир Крылович, Вера Полло, Борис Платонов, Лидия Ржецкая. В 20-е годы прошлого столетия в театре были поставлены пьесы «Паўлiнка» и «Раскiданае гняздо» Янки Купалы, «Последнее свидание», «Ганка» и «Безвинная кровь» Владислава Голубка. С успехом шли спектакли по произведениям Винцента Дунина-Марцинкевича, Каруся Каганца, Тишки Гартного. Большим событием в театральной жизни Минска первой половины 20-х стали постановки «На Купалье» Михася Чарота, «Машека» и историческая драма «Кастусь Калиновский» Мировича. С 1926 году БГТ стал называться Первым белорусским государственным театром (БГТ-1). С этого же времени начинается активное вмешательство официальной власти в его репертуарную политику. Был запрещен спектакль Янки Купалы «Тутэйшыя», а впоследствии подверглись репрессиям режиссеры Мирович и Жданович, некоторые драматурги. Афиша БГТ-1 стала меняться, все чаще в ней упоминались спектакли революционной тематики, постановки на тему классовой борьбы. В репертуаре появились «Мятеж» Д. Фурманова и С. Поливанова, «Бронепоезд 14-69» В. Иванова, «Запоют веретена» и «Лен» Е. Мировича, «Гута» Кобеца, «Мост» Е. Романовича и другие. Имя Купалы В 30-е годы в БГТ-1 уже работал творчески зрелый коллектив. Большим мастерством отличалась работа актеров в спектаклях «Последние» М. Горького, «Скупой» Мольера. Театр успешно сотрудничал с белорусскими драматургами З. Бядулей, Н. Климковичем, Э. Самуйленком. Тепло принял минский зритель сатирическую комедию Кондрата Крапивы «Хто смяецца апошнім». Во время Великой Отечественной войны БГТ-1 был эвакуирован и работал в Томске. На сибирской сцене шли спектакли «Фронт» А. Корнейчука, «Русские люди» К. Симонова, «Паўлiнка» Янки Купалы, «Собака на сене» Лопе де Вега. В мае 1943 года группа актеров БДТ-1 создала выездную бригаду, которая выехала на Калининский фронт. «Спектакли и концерты, – писала о ней газета «Защитник Отечества», – показывались неподалеку от немецких окопов, иногда на расстоянии в 500 – 600 метров… Бойцы приходили просто из окопов, в полной боевой готовности, часто сразу после выполнения боевого задания. Они срезали ветки деревьев и держали их перед собой, таким образом маскируясь, потому что враг был близко. Бригаду актеров наперебой приглашали к себе бойцы со всех частей фронта. Однажды во время очередного выступления над зеленой стеной пролетал самолет. Возвращаясь с боевого задания, летчик заметил актеров. Он перешел на бреющий полет и, пролетая над сценой, выключил мотор. А потом перегнулся через борт и крикнул: «Когда же, наконец, к нам?» Актеры пробыли на фронте 51 день и провели за это время 150 выступлений. К концу 51-го дня спидометр автобуса, в котором они ездили, жили, гримировались, одевались к спектаклям, показал 1.860 километров. 4 октября 1944 года коллектив БГТ-1 вернулся в родной город. А 21 декабря того же года ему было присвоено имя Янки Купалы. Популярность театра росла, его деятельность получала высокую оценку. В 1948 году, а затем в 1952-м он был удостоен Государственной премии СССР. Так была отмечена работа купаловцев над спектаклями «Константин Заслонов» и «Поют жаворонки». В 50-е годы на сцене театра были поставлены «Милый человек» К. Крапивы, «Выбачайце, калi ласка» А. Макаенка, «В добрый час» В. Розова и другие. В это же время коллектив обращается и к зарубежной драматургии. В репертуаре театра появились пьесы «Госпожа министерша» Б. Нушича, «Лиса и виноград» Г. Фигейреда, «Забытый всеми» Н. Хикмета. В 1955 году Купаловский получил звание академического театра. Морально-этическим проблемам было посвящено творчество купаловцев в 60-е годы. В этот период театр осуществил постановки по пьесам А. Макаенка, А. Делендика, П.Василевского, С. Алешина. С неизменным успехом на купаловской сцене шли спектакли «Люди на болоте» И. Мележа, «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе и Р. Лордкипанидзе, «Что тот солдат, что этот» Б. Брехта, «Живой труп» Л. Толстого, «Последняя жертва» А. Островского. Акцент на белорусскую драматургию Произведения белорусских авторов преобладали в репертуаре театра 70 – 80-х годов. Под руководством режиссера Валерия Раевского были поставлены «Амнистия» и «Мудромер» М. Матуковского, «Затюканный апостол», «Таблетка под язык», «Погорельцы» А. Макаенка, «Врата бессмертия» К. Крапивы, «Порог» и «Вечер» А. Дударева. Тема войны по-новому зазвучала в спектаклях по произведениям В. Быкова («Последний шанс»), М. Рощина («Эшелон»), И. Чигринова («Плач перепелки»), А. Макаенка («Трибунал»), А.Дударева («Рядовые»). Последняя постановка в 1985 году была удостоена Государственной премии СССР. Спустя четыре года Государственную премию Беларуси получил спектакль М. Матуковского «Мудромер». В 1984 году при Купаловском театре открылась Малая сцена. Современное название – Национальный академический театр имени Янки Купалы – было присвоено коллективу в 1993 году. Наиболее значительными постановками за последние 15 лет стали спектакли «Тутэйшыя» Янки Купалы (Государственная премия Беларуси в 1992 году), «Страсти по Авдею» В. Бутрамеева, «Князь Витовт» А. Дударева, «Ромул Великий» Ф. Дюренматта, «Смех лангусты» Дж. Марелла, «Осенняя соната» И. Бергмана, «Эрик XIV» А. Стриндберга и другие. Сегодня старейший белорусский театр вновь в творческом поиске, его история продолжается… Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
История Купаловского театра началась 14 сентября 1920 года. В этот день он открылся спектаклем «Рысь» по повести Элизы Ожешко «В зимний вечер»
|
|