Михаил Евтуховский: «Торговля – зеркало нашей действительности»
Михаил Евтуховский: «Торговля – зеркало нашей действительности»
Наталья МИЛОСЕРДОВА Сегодня тема нашего разговора, думаю, никого из минчан не оставит равнодушным, потому что речь пойдет о работе торговых предприятий и объектов общественного питания столицы. В гостях у «Радио-Минск» и газеты «Минский курьер» – начальник Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Михаил Михайлович Евтуховский– Пока у нас есть несколько минут, прежде чем наши слушатели начнут звонить, разрешите, Михаил Михайлович, задать вам несколько вопросов. Первый из них – как вы оцениваете работу торговых предприятий и объектов общественного питания столицы? Какие успехи, какие недостатки? – Я хотел бы назвать несколько цифр. Только за десять месяцев этого года товарооборот по Минску составил пять с половиной триллионов рублей. Это очень хороший результат. За этой цифрой – труд многих коллективов и, конечно же, каждого торгового работника. Ведь именно они делают все необходимое для того, чтобы жители нашего города, придя в магазины, могли найти на прилавках все, что им необходимо. В торговых предприятиях столицы работает более 55 тысяч человек, в общепите – более девяти тысяч. В отрасли трудятся более 15,5 тысячи специалистов с высшим и средним специальным образованием, более 3,5 тысячи человек еще обучаются в вузах и техникумах. Главный критерий, по которому мы оцениваем работу торговых предприятий, – это мнение минчан. За прошедшие месяцы этого года нареканий со стороны горожан на 11 процентов меньше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. – Сейчас существует программа, согласно которой в Минске должен открыться ряд гипермаркетов. Как она осуществляется? – Торговля и общественное питание в Минске развиваются постоянно. Каждый месяц, каждый квартал происходит преобразование предприятий торговли и общественного питания, их модернизация, реконструкция. Строятся и открываются новые предприятия. В Минске уже работают три крупных гипермаркета – это «BIGZZ», он находится за кольцевой дорогой, «Гиппо» – на проспекте Рокоссовского в Серебрянке, и еще один на улице Лобанка в районе Сухарево. Это огромные по площади магазины, свыше 6.000 квадратных метров. Здесь очень широкий ассортимент товаров, удобный для минчан режим работы. – Скажите, нужно ли нашему городу столько гипермаркетов, сколько запланировано построить? И в чем разница между супер- и гипермаркетом? – Городскими властями была принята программа по строительству гипермаркетов. Определено 11 площадок, на которых они должны расположиться. Супермаркет – это магазин, торговая площадь которого от 650 квадратных метров до полутора тысяч, а у гипермаркета торговая площадь свыше четырех тысяч квадратных метров. – Открывающиеся в Минске гипермаркеты вызывают большой интерес у горожан, отчасти бытует мнение, что в этих магазинах более низкие цены, чем в обычных предприятиях торговли, так ли это? – Я бы не взял на себя смелость категорически заявить, что в гипермаркетах цены ниже, нежели в других магазинах. С моей точки зрения, значительного снижения цен сегодня не наблюдается. – На редакционный пейджер поступили сообщения от читателей. Светлана спрашивает: «Уважаемые руководители торговли, общественного питания, не кажется ли вам, что в нашем городе проще отведать блюдо национальной итальянской кухни, например, пиццу, чем тот же драник белорусский. Читала в «Минском курьере», что «Бульбяную» закрыли, а что откроется вместо этого кафе? – Да, действительно, в Минске сегодня много предприятий общественного питания, предлагающих блюда различных национальных кухонь, – более 20. Но это не значит, что белорусская национальная кухня исчезает и у населения нет возможности отведать тот же драник. В Минске более 40 предприятий общественного питания, где в основном присутствуют наши национальные блюда. Кроме того, в меню почти каждого кафе, во многих барах обязательно есть раздел с белорусской кухней. Теперь что касается кафе «Бульбяная». К сожалению, субъект хозяйствования лишен лицензии на право заниматься производственной деятельностью, поэтому ЖРЭО Советского района отказало данному предприятию в аренде помещения. Лишено оно лицензии по многим причинам: устарело оборудование, предприятие в последнее время перестало развиваться, жило за счет старого багажа, ничего нового посетителям здесь не предлагалось. Но на данных площадях обязательно откроется предприятие общественного питания с национальной белорусской кухней, к тому же будет сохранено прежнее название. – Новый арендатор уже найден? – Пока нет. Данную площадь выставят на аукцион, чтобы найти надежного арендатора, который бы смог выполнить все поставленные условия. – Сроки установлены, когда пройдет аукцион и когда минчане вновь смогут прийти в обновленное кафе «Бульбяная»? – Сроки еще не оговорены, но это произойдет в ближайшее время. Одно из условий, которое будет поставлено перед арендатором, – открыть это предприятие общественного питания в максимально короткие сроки. – Здравствуйте, беспокоит Лидия Николаевна Король. Я живу в доме, что на Привокзальной площади, у нас там есть магазин, в котором почти каждый день обсчитывают. Просто ужас какой-то! Куда можно обратиться по этому поводу? В жалобную книгу, которая есть в магазине, я уже писала, но ни от кого ответа не получила. Магазин от фирмы «Инвастрой» находится на улице Кирова, 3. Даже могу назвать фамилию продавца. Мне сказали, что не могут ее уволить, потому что она имеет большую задолженность. – Уважаемая Лидия Николаевна, мы сегодня же магазин проверим и примем соответствующие меры. А то, что продавца не могут уволить из-за какой-то задолженности, такого не может быть. Продавец не материально-ответственное лицо, она никому ничего не должна. Она просто наемный рабочий и должна добросовестно выполнять свою работу. – Спасибо вам большое, до свидания. – Вам спасибо. Всего доброго. – В продолжение нашего разговора такой вопрос. К сожалению, не все столичные торговые точки могут похвастаться неукоснительным соблюдением санитарных норм. Наиболее распространенные нарушения – несоблюдение сроков реализации продуктов и температурного режима. Какие предприятия торговли удерживают печальное лидерство и какие санкции применяют к работникам тех торговых предприятий, где это происходит неоднократно? – Работа предприятий торговли и общественного питания всегда находится на контроле в Главном управлении потребительского рынка, в районных санитарных службах. Соблюдение санитарных норм, сроков реализации товаров – это то, на что, прежде всего, обращается внимание. К сожалению, надо признать, что факты, когда с прилавков продовольственных магазинов вовремя не убирают товары с истекшими сроками реализации, все еще есть. Если такое обнаруживается, то торговые работники несут персональную ответственность. Вплоть до отстранения от занимаемых должностей. Но я уже сказал в начале нашей беседы о том, что предприятия торговли общественного питания постоянно развиваются, совершенствуется их материально-техническая база, приобретается новое торгово-технологическое оборудование, позволяющее хранить товары при заданном температурном режиме и следить за указанными производителем сроками реализации. Факты, когда в торговом зале находятся просроченные продукты питания, выявляются в основном в летнее время, когда температура воздуха 20 и более градусов. Но в Минске многое делается по модернизации торгового оборудования. Например, только в этом году в торговых залах 130 магазинов установлены кондиционеры, что позволяет выдерживать температурный режим и хранить товары согласно нормам. Статистику лидерства в печальном списке мы не ведем. Нам она, в общем-то, не нужна, ведь мы стремимся, чтобы столичные предприятия торговли такого не допускали, чтобы покупатель был уверен – товар безопасен. – Михаил Михайлович, могу ли я расценить ваши слова таким образом, что в нашем городе ведется постоянная и целенаправленная работа, которая позволяет добиваться того, чтобы подобных случаев в торговой сети Минска было все меньше и меньше? – Да, действительно, их все меньше и меньше. Наша задача, чтобы их вообще не было. – А если, например, на торговом предприятии видят, что сроки реализации того или иного товара уже подходят к концу, то куда они отправляют эту продукцию? – Есть договорные условия с поставщиками. Согласно им продукция, у которой уже истекают сроки реализации, снимается с продажи и отдается производителям обратно. – Я не зря спросила, потому что к нам часто обращаются читатели и слушатели, говоря о том, что, мол, в магазине продается продукция с практически истекшим сроком реализации, но по цене гораздо меньшей, чем свежий продукт. – Это неприемлемо. Если сроки реализации истекли, то продукцию нужно снять с продажи, чтобы она даже не находилась в торговом зале. Такой товар следует вернуть предприятию на промышленную переработку. Если этого сделать нельзя, то его нужно утилизировать. – Торговое предприятие само должно это сделать? – Да, естественно. Я допускаю, что если сроки реализации еще не истекли, но предприятие заинтересовано в том, чтобы эту продукцию продать, тогда, действительно, она уценивается до возможной цены реализации, чтобы продать быстрее и не допустить окончания указанных сроков. – А цены тогда устанавливает само предприятие? – Да, оно имеет такое право. – Еще один вопрос пришел на редакционный пейджер. Наша слушательница говорит, что постоянно посещает магазин «Мясные деликатесы», что на Игуменском тракте, там продают ветчину и колбасы в небольших батонах. Она просит, чтобы продавцы отрезали ей кусок, но те не хотят этого делать или очень неохотно идут на уступки. Правы ли они? – Нет, они не правы. Правилами торговли предусмотрено, что покупатель имеет право потребовать то количество товара, какое ему нужно. И продавец обязан продать столько, сколько покупатель просил. – Скоро Новый год, продавцы формируют всевозможные подарки, составляют комплекты, красиво их упаковывают... Предусмотрена ли правилами торговли возможность изъять какую-то вещицу (продукт) из комплекта сформированного подарка, которая понравилась покупателю? – Да, действительно, мы приближаемся к замечательному празднику. В предприятиях торговли продаются укомплектованные новогодние подарки. Я хочу подчеркнуть, что покупатель вправе потребовать от продавца достать любой товар, который входит в набор. – Здравствуйте, меня зовут Татьяна, звоню по такому поводу. Я как-то в конце сентября, было еще жарко, зашла в магазин «Океан». Там стояли питьевые йогурты в литровых бутылках, в таких продается молоко (кефир). Они больше напоминали бомбы, а не бутылки с йогуртом – были раздуты во все стороны... Когда же я поинтересовалась у администратора, можно ли продавать йогурт, упаковка которого имеет явные дефекты, она сказала, что сегодня последний срок его реализации и они продают этот йогурт наполовину дешевле. Как ни удивительно, люди его все-таки брали. У меня такой вопрос: действительно ли можно было продавать такой йогурт? – Как я уже отвечал, существуют сроки реализации на определенные виды товаров. В данном случае срок реализации не истек, поэтому товар можно было продавать. – Но бутылку раздуло во все стороны, она имела нетоварный вид, то есть йогурт там уже забродил. – Если продукт имеет нетоварный вид, то он подлежит изъятию из продажи. И, естественно, его можно отдать в лабораторию, для того чтобы определить, годен ли он в пищу. Если лаборатория подтвердила его негодность, то у работников торгового предприятия должно быть заключение лаборатории. Тогда товар требуется убрать с продажи. – Спасибо большое. – Здравствуйте, меня зовут Евгения. Михаил Михайлович, в последнее время виртуальные магазины все больше входят в нашу жизнь. Как вы относитесь к такой форме обслуживания, доверяете ей или нет, может быть, считаете интернет-магазины потенциальными конкурентами для существующей сегодня торговли? – Вопрос очень интересный. Предприятия торговли всегда конкурируют друг с другом, и здоровое соперничество только на пользу покупателям. Это дает право выбора, поэтому мы не против хорошей, здоровой конкуренции. – А лично вы доверяете товарам, которые можно приобретать с помощью интернет-магазина? – Я предпочитаю доверять только тому, что могу видеть и ощущать наяву. Тому, что могу потрогать. Может я и старорежимный, но виртуальному предпочитаю реальное. – А вы не анализировали, растет ли интерес у наших жителей к интернет-магазинам? – Вы знаете, Евгения, такого анализа мы не проводили. Спасибо за идею. Это очень интересно! – Добрый день, меня зовут Ольга, скажите пожалуйста, всегда ли детское питание в магазинах должно храниться в холодильных установках, я имею в виду овощные пюре со сливками и сухие смеси? – Уважаемая Ольга, овощные пюре, смеси не обязательно должны храниться именно в холодильниках. Температурный режим, который установил производитель на эту продукцию, позволяет им находиться просто на прилавках торгового зала. – Ну а детские смеси для маленьких детей, там же содержится сухое молоко? – Да, но они не должны храниться при минусовых температурах, они хранятся при температуре 24 градуса. – То есть если на прилавках они стоят вместе с кашами, ничего страшного? – Да, абсолютно ничего страшного! – Спасибо большое, до свидания. – Пожалуйста, Ольга, всего доброго. – Здравствуйте! Меня зовут Ольга! У меня скорее не вопрос, а жалоба, и даже может быть две жалобы. – Ну что ж, давайте, Ольга, по порядку. – Михаил Михайлович, скажите, пожалуйста, почему в нашем городе так мало кафе, ресторанов, баров для молодежи? Вечером, с наступлением холодов, вообще никуда не вбиться, даже среди недели, в будний день, я уже не говорю о выходных. Да тот же МакДоналдс просто-напросто не выдерживает такого наплыва посетителей. Почему нет альтернативы? Каких-то маленьких кафе, баров, как было когда-то, в 90-х годах, помните? Чтобы можно было просто зайти попить кофе. На дорогой ресторан у нас нет средств, а кафе и бары заполнены. Почему в нашем городе их так мало? Изменится ли все-таки ситуация к лучшему? – Я не могу сказать, что в Минске мало кафе. Предприятий общепита с каждым годом становится все больше. Не буду голословен, приведу цифры. В Минске еще в 1995 – 1997 годах было 18 ресторанов. Сегодня их – 105. Тогда в столице работало около 100 кафе и баров, а сегодня в общей сложности – 405. Практически каждый месяц в нашем городе открываются новые кафе. – Не знаю, почему так получается, но в кафе не попасть. Можно еще вопрос? – Да, конечно, Ольга. – Скажите, пожалуйста, почему в ресторанах, кафе в меню нет дешевых спиртных напитков? Я не имею в виду какие-то дешевые плодово-ягодные вина, нет той же дешевой белорусской водки. Недавно, например, мы сидели в пиццерии, что в Зеленом Луге. Самое дешевое вино там стоило 60 тысяч за бутылку. Дешевле у них не было. И еще один момент: в меню не было белорусской минеральной воды, предлагали только российскую. Кстати, такое наблюдаю последнее время очень часто. Можно ли на это как-то повлиять? – Мы обязаны повлиять на такую ситуацию. Наши усилия направлены именно на то, чтобы в каждом предприятии общественного питания были товары отечественного производителя. Это касается, в том числе, и спиртных напитков. Мы хотим добиться того, чтобы в каждом кафе, ресторане обязательно были водка наших заводов, минеральные воды, а также хорошие вина по доступной цене. Если в каком-то предприятии общественного питания нет минеральной воды наших производителей, это, я бы сказал, ЧП. Я бы вас очень попросил – оставляйте в Книге жалоб и предложений свои замечания, это нам очень поможет в работе. Мы были бы вам за это только благодарны. – Спасибо, что просветили, будем так поступать. – Ну и замечательно. – Здравствуйте. Сейчас очень много пишут в газетах, говорят по телевидению и радио о том, как вредны ночные магазины... На мой взгляд, существует много маленьких магазинчиков, совсем не ночных, которые создают гораздо большую проблему, торгуя алкоголем. У нас в микрорайоне, например, есть такой магазинчик, работает он до 23.00. Находится он на Калиновского, 30. Все районные алкоголики там круглосуточно обитают. Там огромный выбор дешевого спиртного, так называемого чернила. – С 16 декабря вступил в силу Указ Президента, в котором предусматривается норма – в торговом зале, площадь которого менее 50 квадратных метров, запрещена реализация спиртных напитков. – Михаил Михайлович, поставки дешевых спиртных напитков, которые в народе называют «чернило», в торговые предприятия как-то регламентируются или магазин может закупать их на свое усмотрение в очень больших количествах? Квоты есть? – Квот на плодово-ягодные вина нет. – Здравствуйте, меня зовут Анна Павловна. Скажите, пожалуйста, почему у нас такой скудный выбор пирожных в общепите, всюду одно и то же. Можно перечислить: эклеры, картошка и масса пирожных с белковым кремом, куда девались вкусные пирожные корзиночка с масленым кремом, почему вообще нет изделий с масленым кремом? – Я бы не сказал, Анна Павловна, что у нас маленький выбор пирожных. По-моему, в магазинах их очень широкий ассортимент. Если так, то надо, наверное, более конкретизировать вопрос, в каком предприятии и когда это было? – Ну, например, кафетерий в «Торговом доме «На Немиге». Там практически все время один и тот же набор продуктов. Причем те же бутерброды почти всегда не со свежим хлебом, это вообще характерно для нашего общепита. Хотя многие из них отнюдь не дешевые. Скажем, те же бутерброды с икрой и красной рыбой. Я часто бываю в Петербурге, там очень большой выбор пирожных, там масса пирожных с масленым кремом, какие-то новые пирожки. Люди экспериментируют, а у нас этого не видно. Почему? Почему минский общепит предпочитает белковый крем? – Меня, признаться, удивил ваш вопрос по поводу плохого выбора пирожных. Я все-таки еще раз хочу подчеркнуть, что работа предприятий общественного питания постоянно улучшается, и одно из самых главных направлений в нем – это расширение ассортимента. – Здравствуйте, вас беспокоит Татьяна Владимировна. Вы знаете, такое впечатление, что у нас в общепите нечего делать человеку, который хочет вести здоровый образ жизни. У нас совершенно нет вегетарианских кафе, у нас нет овощных баров, молочных баров, а все продают только сдобу, бутерброды, то же, что в МакДоналдс. Но почему бы не обеспечить людей здоровым питанием. Тем более, сейчас пост, где его соблюдать? Неизвестно. – Спасибо за ваш вопрос. Уважаемая Татьяна Владимировна, в меню наших кафе, баров, ресторанов есть много блюд низкой калорийности – овощные, фруктовые. Мы стараемся удовлетворить спрос всех покупателей. – Вы знаете, к сожалению, не совсем так. Молочных баров нет, овощных тоже. А вы знаете, ведь в других странах они уже стали появляться. И я думаю, что в нашем городе в таких барах и кафе было бы много посетителей. – Постараемся, чтобы и в Минске они появились. – Будем ждать, до свидания! – Всего вам доброго. – Добрый день, меня зовут Сергей. Часто покупаю продукты вечером, когда иду с работы домой. И знаете, происходят очень странные вещи, например, в кассе могут не дать сдачу: « У меня нет 10 рублей, потом подойдете», – предлагает кассир. Или: «Возьмите сдачу спичками»... Но меня больше всего возмутил случай, произошедший в магазине «Вильнюс». Как-то вечером купил мясо в лотках. На упаковке написано, что килограмм стоит 12.000 рублей. В кассе мне пробивают эту сумму. Но, помилуйте, в моем лотке полкилограмма, получается, что тогда килограмм стоит 24.000! Пытаюсь добится правды. «Ничего не знаю, на этикетке написано 12.000 рублей», долдонит она. И что хочешь, то и делай! Пришлось звать начальство, слава Богу, оно еще было в магазине, потом принесли накладную... Разобрались. Только потом кассир извинилась. А представьте, Михаил Михайлович, с каждого лоточка по 12.000 рубликов – хорошо будет жить магазин! Как с этим бороться, что в этом случае делать? Почему-то такое ощущение, что наши продавцы портятся с каждым днем. – Кассир всегда обязан иметь в кассе разменные купюры различной номинации и сдача должна даваться в полном объеме от начала рабочего дня до его конца. Чтобы никаких неудобств не доставлять покупателям. То, что произошло с вами в магазине «Вильнюс», – возмутительный факт, мы обязательно с этим разберемся. Сергей, я бы вам посоветовал, если происходят подобные ситуации, обязательно делайте пометку в Книге жалоб и предложений, чтобы мы видели, как работают продавцы, администрация, тогда будет легче искоренять подобные факты, их не должно быть. Мы с этим очень строго боремся. Я хочу сказать, что работники магазина будут обязательно наказаны. Начиная от руководителя и заканчивая продавцом, по чьей халатности это произошло. (Окончание следует.) Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сегодня тема нашего разговора, думаю, никого из минчан не оставит равнодушным, потому что речь пойдет о работе торговых предприятий и объектов общест |
|