Удобные коррективы и новые ориентиры
Удобные коррективы и новые ориентиры
План привлечения бюджетных поступлений за счет продажи госимущества, намеченный на этот год, вновь оказался не выполненным. Но этот факт, похоже, не будет выглядеть столь провальным, как раньше: решено откорректировать намеченное бюджетное задание со 100 млрд. руб. до 2 млрд. руб. Это, а также распространенное в последние дни уходящего года официальное сообщение Минэкономики о том, что отсутствие глобальной приватизации и усиление контрольных функций государства позволили обеспечить в стране рост ВВП, дают основание предполагать, что и в наступающем году белорусской приватизации не стоит бояться инвесторов, ей уже ничто не грозит. В начале года приватизационные планы были довольно амбициозными: правительство рассчитывало пополнить казну 358,1 млрд. руб. (постановление от 3.03.2005г. № 233). До всех отраслевых министерств и ведомств были доведены конкретные задания по объему поступлений в бюджет от использования и реализации находящегося в их ведении республиканского имущества. В общем объеме запланированных средств наибольшая доля - 225 млрд. руб. - ожидалась от поступлений части чистой прибыли республиканских унитарных предприятий. В составе этого источника 85,1 млрд. руб. должны были дать предприятия концерна "Белнефтехим", 68,6 млрд. руб.- организации Минпрома, 33,5 млрд. руб. - Минэнерго. По остальным ведомствам запланирована прибыль от 54 млрд. руб. (Минспорт) до 9,9 млрд. руб. (Белорусская железная дорога). Второй по величине объем поступлений в соответствии с Законом о бюджете - 100млрд. руб. - должен быть обеспечен от продажи госимущества. Наполнение бюджета от находящихся в республиканской собственности долей и акций хозобществ предполагалось в сумме 11,6 млрд. руб., от аренды имущества - 21,5 млрд. руб. Уже осенью стало ясно, что бюджетное задание по продаже акций предприятий в очередной раз будет провалено, зато по всем другим статьям может быть не только выполнено, но и перевыполнено. К 1 сентября, например, от использования и реализации госимущества поступления составили 262,4 млрд. руб. (73% от задания на 2005 г.). В т.ч. от дивидендов на акции, находящиеся в республиканской собственности,- 19,5 млрд. руб. (167%), от сдачи в аренду имущества - 16,1 млрд. руб. (74,9%), от части прибыли республиканских унитарных предприятий - 224,9 млрд. руб. (99,9%). Рядом с такими цифрами показатель- 2 млрд. руб. уже не выглядел столь обидно. Два года назад Совмин впервые в своей практике принял приватизационную программу сразу на два года - 2004-й и 2005-й (постановление от 2.04.2004г. № 368). Первоначально по этому документу в очередь на акционирование в 2005 г. стали 47 предприятий. Вскоре перечень подкорректировали до 28. От акционирования в 2005 г. отказались крупнейший в СНГ производитель телевизоров РУП "Витязь", "Термопласт" (Минск), "Гранит ФП" (Гомель) и др. Почему это сделали? В Минэкономики объясняют это отзывом отраслевыми ведомствами заявок на преобразование: не все, мол, предприятия подготовились к смене своего статуса, плохо налажен учет активов, не оформили технические паспорта на все здания и сооружения. Возникли и проблемы с инвестором. А может, дело в другом - в отношении государства к собственнику, в котором появились нескрываемые нотки раздражения? И найдено решение. У акционерного общества трудности? Не смогли привлечь инвестора? Вернуть его в лоно государства, директора - наказать. Безжалостный приговор можно вынести независимо от того, успешным или нерентабельным было предприятие, сколько создало рабочих мест и вложило средств в развитие производства, какие планы строило. Особенно показательной в этом плане стала в уходящем году политика внедрения изобретенного у нас механизма увеличения в акционерном капитале государственной доли в обмен на кредиты или долги предприятий. Не создав условий для привлечения внешних инвестиций, государство стало оказывать господдержку в обмен на пакеты акций ОАО. Так, очередь выстроилась уже в другом направлении. Подкорректировали модель "золотой акции" - уже не надо спрашивать мнения собрания акционеров и ждать письменного решения участников общества. Вердикт госорганов должен быть оформлен незамедлительно и в бесспорном порядке. А вот совсем свежая информация. По сообщению Интерфакса, правительство и органы госуправления рассматривают возможность введения принудительного отчуждения в пользу государства акций в случае неэффективного использования бывшего госимущества. Фактически готовится проект документа о введении нового механизма национализации собственности акционеров, которая была создана при разгосударствлении имущества. Основанием для принудительной передачи акций может стать даже обращение в госорганы с таким предложением представителей акционерных обществ. Готовящийся документ, как видно, органично вписывается в контекст проводимой политики в отношении негосударственного сектора экономики. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
План привлечения бюджетных поступлений за счет продажи госимущества, намеченный на этот год, вновь оказался не выполненным. Но этот факт, похоже, не б |
|