21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Не очень убедительный старт

25.08.2009 21:22 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Не очень убедительный старт

Уже почти треть времени, отведенного на сбор подписей для выдвижения кандидатов в президенты, позади. 27 января подписи должны быть сданы в избирательные комиссии, однако пока большой активности инициативных групп не наблюдается, хотя для регистрации кандидата необходимо собрать не менее 100 тыс. подписей.
Геннадий БАРБАРИЧ, Павлюк БЫКОВСКИЙ
За сбором подписей замечены инициативные группы по выдвижению в кандидаты Сергея Гайдукевича, Александра Козулина, Александра Лукашенко, Александра Милинкевича и Зенона Позняка.

К концу минувшей недели появились первые, весьма предварительные, сведения о количестве собранных подписей. Так, руководитель инициативной группы А. Милинкевича Александр Бухвостов сказал, что на 7 января можно говорить примерно о 34 тысячах подписей. Больше всего собрано пока в Минске. “Хотя мы от Минска ждем более эффективной работы. Хорошо отработал также Гомель”, — сказал в интервью “БР” А. Бухвостов.

По словам главы инициативной группы, в некоторых районах еще не все настроились на рабочий лад. Предварительные результаты показывают: чтобы достигнуть цифры, которая была запланирована первоначально — 500 тыс. подписей, интенсивность работы должна увеличиться, как минимум, в два раза. Пока же из-за организационных неувязок задействовано только около 40% количественного состава инициативной группы.

Доволен результатами первой декады сбора подписей и заместитель руководителя инициативной группы А. Козулина Владимир Нистюк. По его словам, “динамика хорошая, по нарастающей”. А цифра собранных подписей приближается к 30 тысячам.

Представители Консервативно-христианской партии БНФ избегают слов “предвыборная кампания”. Тем не менее они активно собирают подписи. Правда, конкретных цифр не называют. По словам руководителя инициативной группы З. Позняка Сергея Попкова, сбор подписей идет по плану. И к 27 января их будет около 150 тыс.

Как сообщил в интервью БелаПАН 4 января С. Гайдукевич, более 20 тыс. подписей уже собрано. В тот же день на он-лайн-конференции на сайте радио “Свобода” Александр Войтович сообщил, что его инициативная группа собрала примерно 15-18 тыс. подписей. А бывший депутат Палаты представителей генерал Валерий Фролов сказал, что сбор подписей идет с “элементом славянской раскрутки, когда долго запрягают. Но уже все запряжены, все поехали. Я думаю, тысячи 4-5 подписей есть”, — заявил генерал в интервью “БР”.

Неясной остается ситуация с количеством собранных подписей за выдвижение бывшего депутата Палаты представителей С. Скребца. В данное время он находится в СИЗО и члены инициативной группы не имеют возможности встретиться с ним. Тем временем на квартиру С. Скребца пришли две сотрудницы местного ЖЭСа и предложили семье лишенного свободы политика поставить подписи за А. Лукашенко. Причем никаких удостоверений членов инициативной группы они так и не предъявили. Возмущенные супруга и сын С. Скребца выставили гостей за дверь.

Информации о состоянии сбора подписей за выдвижение действующего главы государства кандидатом в президенты его инициативная группа на момент подготовки данного материала к печати не публиковала. В редакцию “БР” позвонил читатель, который со ссылкой на руководителя одной из районных администраций Минска сообщил, что якобы перед инициативной группой А. Лукашенко поставлена задача собрать 800 тыс. подписей. Представитель президентской “вертикали” якобы сообщил на заседании райисполкома, что все области рапортуют о сборе 40 тыс. подписей за А. Лукашенко, а столица — лишь о 18 тыс., поэтому минчан призвали подтянуться. Если это правда, то эта инициативная группа уже в 2,5 раза превысила необходимое для регистрации количество подписей избирателей.

Вместе с тем эксперты-политтехнологи ставят под сомнение все озвученные инициативными группами данные о сборе подписей. Исходя из отведенного срока для сбора подписей эксперты говорят, что первые достоверные данные могут появиться примерно 13 января, когда сборщики передадут первую часть подписей руководству инициативной группы, а в целом картина прояснится лишь примерно 23 января, — когда штабы приступят к проверке подписей перед сдачей их в избирательные комиссии.

_________________

Справка “БР”

Сбор подписей

Член инициативной группы при сборе подписей должен предъявлять удостоверение, выданное Центральной комиссией.

Избиратель вправе поставить подпись в поддержку нескольких кандидатур, предлагаемых для выдвижения кандидатами в президенты, но только один раз в поддержку одной и той же кандидатуры. В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата достоверной считается только одна подпись, а остальные — недостоверными.

Участия администрации организации в сборе подписей, равно как и принуждения в процессе сбора подписей и вознаграждения избирателей за внесение подписи, не допускается. Нарушение этих требований может быть основанием для отказа в регистрации или отмены решения о регистрации кандидата в президенты.

Избиратели, выдвинувшие кандидата в президенты, имеют право до сдачи подписных листов в районную, городскую, районную в городе комиссию по выборам президента снять свои подписи в подписных листах, подав об этом заявление в указанные комиссии.

В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, профессия, должность (занятие), место работы и место жительства, партийность лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в президенты, а также фамилия, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, и номер регистрации инициативной группы. В подписном листе должны быть подписи избирателей, проживающих только в одном населенном пункте, а в городах с районным делением — в одном районе.

В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства (в соответствии с записью о прописке в паспорте), серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности избирателя, поддерживающего лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в президенты.

Данные об избирателе вносятся в подписной лист рукописным способом. Избиратель собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается.

Если гражданину исполнилось 18 лет в текущем году до дня или в день внесения подписи, то в подписном листе указываются число, месяц и год рождения, в отношении остальных избирателей может указываться только год рождения. Подписи нумеруются.

Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей. Личная собственноручная подпись члена инициативной группы, собиравшего подписи избирателей, ставится на каждом подписном листе в присутствии председателя либо заместителя председателя городского (города областного и районного подчинения), поселкового, сельского исполнительного комитета, главы или заместителя главы районной администрации в городе, на территории которых проводился сбор подписей, а в городах и поселках городского типа, где не образованы городские и поселковые исполнительные комитеты, — в присутствии председателя либо заместителя председателя районного исполнительного комитета и удостоверяется немедленно печатью этого органа.

Областные, Минская городская комиссии по выборам президента осуществляют контроль за соблюдением инициативной группой требований Избирательного кодекса при сборе подписей и обеспечивают достоверность данных о количестве таких подписей. Они составляют на основании протоколов районных, городских, районных в городах комиссий по выборам президента протоколы об установлении количества граждан, поставивших свои подписи в поддержку предложения о выдвижении кандидата в президенты по области, городу Минску, и направляют их в Центральную комиссию.

Граждане, выдвигающиеся кандидатами в президенты, или любой из членов инициативной группы сдают подписные листы не позднее 27 января в районную, городскую, районную в городах комиссию по выборам президента. Подробно о проверке достоверности подписей см. “БР” № 50/2005.

Предвыборная
агитация

Это деятельность граждан Республики Беларусь, политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, кандидатов, их доверенных лиц, инициативных групп, осуществлявших сбор подписей по выдвижению кандидатов и проводящих агитацию за их избрание, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, голосованию за тех или иных кандидатов или против них (ст. 155 Избирательного кодекса).

Начинается предвыборная агитация с момента регистрации кандидатов (то есть не раньше 12 февраля, для разных кандидатов дата может быть разной) и завершается за день до голосования (то есть до 19 марта).

В период сбора подписей инициативная группа вправе представлять гражданам для ознакомления информационные материалы с биографическими данными лиц, в поддержку которых осуществляется сбор подписей. Указанные информационные материалы, а также иные печатные материалы избирателям не раздаются (п. 9 постановления № 36 Центризбиркома от 16.12.2005 г.).

С момента регистрации кандидатов в президенты разрешается:

- публикация предвыборных программ кандидатов;

- выступление кандидатов;

- выступление в поддержку кандидатов и против них.

С 9 марта (в течение последних 10 дней до выборов) не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и прогнозом их результатов (ч. 12 ст. 46 ИК). Таким образом, если газета выходит до 8 марта (среда), то она имеет право публиковать данные соцопроса. Закон не регламентирует период распространения газеты с данными соцопроса. Юридическое лицо, проводящее опрос и публикующее его результаты, должно быть аккредитовано при Комиссии по опросам общественного мнения при Национальной академии наук Беларуси. Ответственность для СМИ не установлена.

Где граница между предвыборной агитацией и аналитическими материалами?

Агитация имеет целью побудить или побуждает избирателей к участию в выборах, голосованию за тех или иных кандидатов или против них. Таким образом, критерием агитации следует считать стремление побудить избирателей к тем или иным действиям, в том числе к участию в выборах.

Ограничения

Не имеют права принимать участие в агитации или оказывать материальную помощь иностранные граждане, предприятия, организации, международные организации, предприятия с иностранными инвестициями (ч. 5 ст. 45 ИК, ч. 10 ст. 48 ИК)

Политические партии, другие общественные объединения, организации, граждане Республики Беларусь не вправе оказывать иную материальную помощь при подготовке и проведении выборов, референдума, кроме внесения денежных средств во внебюджетный фонд (ч. 9 ст. 48 ИК). Законодатель предполагал поровну делить средства данного фонда между кандидатами, но за все время проведения выборов этого не разу не делали, так как пожертвований в фонд было очень мало. Фактически данная статья работает как запретительная.

Журналистам, должностным лицам СМИ запрещается вести теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через СМИ, если указанные лица являются кандидатами в президенты Республики Беларусь или их доверенными лицами.

Существует проблема в определении понятия “журналист”, которое дано в Законе “О печати и других СМИ”. Под журналистом имеется в виду лицо, профессионально занимающееся сбором, редактированием, созданием либо подготовкой сообщений и материалов для редакции средства массовой информации, связанное с ней трудовыми либо другими договорными отношениями или занимающееся такой деятельностью по ее уполномочению (ст. 2 Закона “О печати и других СМИ”).

Таким образом, под понятие “журналист” подпадает и лицо, которое не состоит в штате редакции, но публикует в ней материалы по договору подряда, договору на использование результатов интеллектуальной деятельности либо иных договоров. И если, например, доверенное лицо кандидата в президенты принесло для публикации статью про выборы, за которую получает гонорар, то это лицо является журналистом и, следовательно, не имеет права участвовать в освещении выборов, то есть публиковать эту статью. Это значит, что доверенные лица кандидатов в президенты не могут публиковать материалы, связанные с освещением хода выборов, но они могут публиковать агитационные материалы, за которые не получают вознаграждения.

Агитационные предвыборные материалы, агитационные материалы по референдуму, выступления на собраниях, митингах, в печати, по телевидению, радио не должны содержать пропаганды войны, призывов к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорблений и клеветы в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в президенты Республики Беларусь, в депутаты. Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.

Негосударственные СМИ могут, но не обязаны публиковать программы кандидатов. В соответствии с Избирательным кодексом, такая обязанность лежит на государственных СМИ, на СМИ, частично финансируемых из государственного бюджета, а также СМИ, одним из учредителей которых выступают государственные органы или организации (части 2, 3 ст. 46 ИК).

Однако если негосударственная газета опубликует программу хотя бы одного кандидата или предоставит ему место для выступления, то она будет обязана обеспечить равный доступ всем остальным (это вытекает из ч. 1 ст. 74 ИК: “Кандидаты в президенты Республики Беларусь со времени их регистрации имеют равное право выступать на предвыборных и иных собраниях, совещаниях, заседаниях, в печати, по государственному радио и государственному телевидению”). При этом негосударственные СМИ не вправе осуществлять такую деятельность за плату.

Избирательные комиссии имеют право обязать СМИ опубликовать опровержение недостоверных сведений, распространенных о кандидате (вытекает из ч. 3 ст. 49 ИК).

Санкции

За нарушение установленных правил ведения избирательной кампании могут быть применены следующие санкции:

- предупреждение инициативной группе, в случае повторного предупреждения возможна отмена решения о регистрации в качестве кандидата (ч. 4 ст. 49 ИК);

- отмена решения о регистрации кандидата без вынесения предупреждения (в случае, если содержание предвыборной агитации либо программы кандидата направлено на разжигание розни, пропаганду войны, оскорбляет кандидатов в президенты и т. д.);

- предупреждение СМИ по ст. 16 Закона “О печати и других СМИ”. Последствия — возможность приостановления деятельности СМИ на срок до 3 месяцев;

- административная ответственность по ст. 1673 КоАП (нарушение законодательства о выборах, референдуме, отзыве депутата) — штраф в размере до 10 минимальных базовых величин или исправительные работы на срок до 2 месяцев с удержанием 20% заработка.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Уже почти треть времени, отведенного на сбор подписей для выдвижения кандидатов в президенты, позади. 27 января подписи должны быть сданы в избиратель
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика