21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Ухабы на дорогах

25.08.2009 21:23 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Ухабы на дорогах

На шоссейном чемпионате мира-2005 в Мадриде в элитной группе выступало сразу пятеро белорусов. Еще пять лет назад о подобном представительстве даже не мечталось. На Олимпиаду в Сиднее, первую с участием профессионалов, наши земляки вовсе не завоевали лицензий. А нынче уже достойно смотрелись в звездной компании. В индивидуальной гонке на время Василий Кириенко показал 18-й ход, опередив таких мастеров «разделки», как чех Ян Хрушка, россияне Денис Меньшов и Вячеслав Екимов, француз Сильван Шаванель.

В групповой гонке на 273 км Александр Усов финишировал 28-м, проиграв победителю всего 25 секунд. При этом впереди оказалось лишь по одному гонщику из таких велосипедных держав, как Германия, Италия, США, выставлявших максимальные составы — по девять человек. Австралийцы же все были позади. В ушедшем году минчанин записал в актив четыре виктории и первым из белорусов отличился в однодневке Протура «Гран-при Плуэ», в которой уступил только американцу Хинкейпи.

Главные надежды в Мадриде связывались с группой андеров, здорово зарекомендовавших себя по ходу сезона. Бронислав Самойлов в молодежном рейтинге UCI обосновался в итоге на третьей строчке. За весну-осень он одержал девять побед в профессиональных гонках категории «А». Еще две дистанции выиграл Андрей Куницкий. А планетарный чемпионат для обоих сложился не лучшим образом. Относясь к числу фаворитов, они не смогли пробиться на пьедестал. Хотя седьмое место Андрея в «разделке» стоит отнести скорее к успехам, чем к неудачам. Вместе с тем сборная не осталась без награды мировой чеканки. «Бронзу» в индивидуальной гонке добыл Сергей Попок на юниорском форуме в Австрии.

Подобные итоги испанцы, французы или итальянцы однозначно расценили бы как провал. Ведь там к шоссейным велогонкам отношение особое. На улицах их городов не увидишь длинных верениц любителей здорового образа жизни на двухколесных машинах, как в Голландии или Китае. Зато хозяйка любого маленького кафе в Ломбардии или Тоскане профессионально поддержит разговор о шансах не только своих земляков на «Джиро» или «Туре», но и соперников из других стран. Многие из них наслышаны и о более скромных успехах молодых белорусских гонщиков. Причем они очень высоко отзываются о перспективах тех же Сивцова, Самойлова и Куницкого.

Такая компетентность простых итальянцев объясняется свехсерьезным статусом велоспорта в стране и всеобщей любовью к нему. По популярности он уступает только футболу. В него вкладываются фантастические суммы. Бюджет ведущих команд, выступающих в Протуре, составляет от 3 до 6 миллионов евро. Но на Апеннинах не один десяток профессиональных клубов, что уж говорить о любительских. Не все из них, конечно, состоятельные, но проблем с инвентарем даже самые бедные группы не знают. Их базы и трассы вызывают восхищение. Однако на последнем мировом форуме в Мадриде представители «Скуадра адзурры» остались без наград — довольствовались шестыми местами в женской и молодежной групповых гонках. В элите же ее олимпийский чемпион Паоло Беттини финишировал лишь 13-м. Реально ли нам, затрачивая на шоссейников меньше 150 тысяч долларов в год, не имея в достатке нормальных велосипедов и запчастей, трубок, не говоря уже о «камперах» с кухнями и стиральными машинами, на равных бороться не только с итальянцами, но и с немцами, бельгийцами, голландцами, австралийцами, у которых велоспорт находится в таком же привилегированном положении? Не вопреки ли сложившейся ситуации по итогам прошлого сезона в рейтинге Евротура белорусы расположились на 13-м месте — впереди шведов, словенцев, ирландцев?

В советские времена велоспорт регулярно приносил республике медали. Пробуксовывать он начал с переходом на «суверенные» рельсы. Особенно это почувствовалось после объединения любителей и профессионалов. Исходя из того, что на треке конкуренция намного ниже, а дисциплин — куда больше, возглавивший тогда национальную федерацию Михаил Дворяков настоял на акцентировании внимания именно на нем. Переубедить коллег, считавших, что от шоссе ни в коем случае отказываться нельзя, оказалось непросто. В конце концов они согласились, что олимпийские перспективы на велодроме куда привлекательнее. Во-первых, оптимизм внушал золотой дубль на мировом чемпионате Натальи Цилинской, выступавшей еще под фамилией Марковниченко. А во-вторых, вырисовывался костяк командной гонки. К имевшим хороший ход Кириенко, Репинскому и Сивцову оставалось найти четвертого человека и желательно пару запасных. Еще одним плюсом являлось то, что шестерке по силам было закрыть также индивидуальную «разделку» и групповую гонку по очкам.

Парням купили велосипеды, стали финансировать их подготовку. И успехи не заставили себя долго ждать. Копилка молодой сборной стала пополняться наградами с чемпионатов Европы и этапов Кубка мира. Казалось, эксперимент полностью оправдал себя. Но… олимпийскую лицензию командный квартет, вопреки заверениям тренеров, не завоевал.

Что же касается тех, кто не желал изменять шоссе, то им ничего не оставалось, как любыми судьбами уехать в зарубежные клубы, пусть даже третьесортные, ведь дома не было ни инвентаря, ни средств на подготовку, ни соревновательного календаря… Их примеру позже последовали и неудачники трековой программы. Несмотря на то, что некоторые из них уже выходили из «андеровского» возраста, ухватиться за спасительную соломинку смогли отчасти благодаря тому, что зарубежные селекционеры считают славян куда более выносливыми и менее капризными. Поэтому известный итальянский специалист Оливано Локателли и предложил своему бывшему воспитаннику, а теперь — помощнику Евгению Сенюшкину просмотреть способных белорусских ребят, из которых создал при «Палаццаго» самостоятельную команду. Всего через год Константин Сивцов сенсационно выиграл чемпионат мира в групповой гонке в молодежной группе.

Ожидалось, что в Испании победную традицию продолжат Самойлов или Куницкий. Они провели, как уже отмечалось, отличный сезон. На главных же стартах года парням явно не хватило свежести, что естественно при столь насыщенном календаре. Но не финансируя их подготовку, свои условия итальянцам не подиктуешь.

Идеальный выход из данной ситуации — создать собственную команду и выехать на подготовку в ту же Италию. Зная потенциал наших гонщиков, можно не сомневаться, что через пару лет у белорусской велогруппы, как у российской и украинской, появится апеннинский спонсор, который обует, оденет и выделит инвентарь и машину. Ради действенной рекламы они готовы идти на любые расходы. Для нас же пока проблематично готовую национальную команду вывезти на чемпионат Европы, что в прошлом году вызвало справедливое возмущение боссов «Палаццаго».

В этой связи нереальным представляется и куда менее затратный путь: договориться с клубами, чтобы они отпускали белорусов на несколько престижных гонок, в которых бы те выступали под флагом страны. Видя заинтересованность родной национальной сборной, спортсмены чувствовали бы большую ответственность и с другим настроением ехали на чемпионат мира, старались подойти к нему в оптимальной форме. Не вкладывая средств в шоссейное направление, мы придем к тому, что утратим свои позиции и в треке.

Огромным подспорьем обещал стать созданный в сентябре 2004 года в структуре РЦОП по прикладным видам спорта и на учебной базе РГУОР Национально-технический центр (НТЦ) велоспорта, на открытии которого присутствовали тогдашний президент UCI Хейн Вербрюгген и курирующий проект по развитию велоспорта в странах Восточной Европы Андрей Чмиль, подписавшие с руководством нашего спортивного ведомства план мероприятий по реализации данной программы. За два года многое сделано. В частности, открыто отделение по велоспорту в РГУОР, где обучаются 16 человек, из которых девять представляют НТЦ. Выделено помещение для хранения велосипедов в общежитии училища. В прошлом году пять спортсменов центра больше четырех месяцев стажировались в клубе «Палаццаго», который взял на себя расходы по их экипировке, питанию, проживанию и участию в соревнованиях. Качественная подготовка в сильной компании на хороших трассах вылилась в «бронзу» Сергея Попка на юниорском чемпионате мира в Австрии.

Вместе с тем руководитель НТЦ Владимир Муравский с грустью констатирует, что несколько подпитывает их только РЦОП, а целенаправленно обещанные средства для проведения учебно-тренировочной работы и участия в соревнованиях не выделяются, микроавтобус и специальный легковой автомобиль не приобретены.

Кроме того, в олимпийскую программу сегодня входят четыре самостоятельных вида спорта — велошоссе, трек, маунтинбайк и БМХ. У нас же они по-прежнему проходят под видом одного — велоспорта, что, по единодушному мнению тренерского совета и национальной федерации, отрицательно сказывается на их развитии. «Почему разные виды борьбы или коньки и шорт-трек имеют каждый свое штатное расписание, финансирование, календарь спортивно-массовых мероприятий, а велосипедные дисциплины лишены самостоятельности? — вопрошает Михаил Дворяков. — Мы не претендуем на четыре направления, а только на два, в которых имеем приличные результаты. Ведь это в корне неправильно, что шоссе, за счет которого живут все спортивные школы, практически не финансируется. И какой смысл начальникам областных управлений физической культуры, спорта и туризма развивать женские велогонки, если нет национальной команды? Вкладывать в них деньги на местах просто невыгодно, ведь если не показать способную спортсменку за рубежом, она, вынужденная вариться только в своем котле, так и останется перспективной…»

Вырасти в достойных преемников прославленных белорусских гонщиков, готовясь исключительно на своих равнинных дорогах с редкими холмиками, нашим юным талантам нереально. Не только взрослые, но и большинство юношеских крупных турниров проводятся в горах и, как правило, в жару. Не тренироваться в подобных условиях — значит, расписаться потом на первом же трехкилометровом перевале в собственном бессилии. И значит, перечеркнуть многолетний труд тренеров-энтузиастов. Если же оказать действенную помощь велосипедистам, они завоюют на треке и шоссе порядка 10 лицензий и в Пекине не останутся без наград. С нынешним составом спортсменов это вполне выполнимая задача.



 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На шоссейном чемпионате мира-2005 в Мадриде в элитной группе выступало сразу пятеро белорусов. Еще пять лет назад о подобном представительстве даже н
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика