Белорусский текстиль
Белорусский текстиль
Текстильный рынок в Беларуси остается сегодня одним из самых "тяжелых", несмотря на многочисленные меры, принимаемые для вывода отрасли из кризиса. Наиболее заметные из них - принятие программ по оздоровлению и модернизации предприятий, реструктуризация задолженности (как правило, ценой увеличения госдоли в их собственности) и т.п. Однако это приносило лишь временное облегчение ситуации на отдельных предприятиях, но не могло излечить болезнь в целом. На сегодняшний день из 16 предприятий отрасли половина находятся в критическом состоянии. А накануне нового года в госорганы с просьбой реструктуризировать задолженность перед республиканским бюджетом, которая составила более 26 млрд. руб., обратилось известное ОАО "Камволь". Сейчас в отношении его введено право "золотой акции", готовятся решения, связанные с условиями предоставления государственной помощи. Причины хронического заболевания отрасли специалистам хорошо известны, они, по сути, составляют цепочку взаимосвязанных факторов. Износ активной части основных производственных фондов - 79,9% - один из основных факторов-ограничений для выпуска современной конкурентоспособной продукции. Обновление физически и морально устаревшего оборудования в отрасли ежегодно составляет не более 2% (а для простого обновления необходимо 10%); постоянная кредиторская и дебиторская задолженности (на 1.09.2005г.- 353,5 млрд. руб. и 205,1 млрд. руб. соответственно); недостаток собственных средств (232,1 млрд. руб., из-за чего невозможны в принципе техперевооружение и модернизация производства); низкая рентабельность (1,7% на 1.10.2005г. при минимально допустимом значении в 20%); высокий уровень складских запасов (186,2 млрд. руб. на 1.11.2005г.); низкий уровень менеджмента (согласно опросу российских партнеров, сотрудничающих с белорусскими предприятиями в 2005г., были названы следующие основные ошибки белорусских директоров: их неспособность принимать самостоятельные решения, отсутствие мотивов, ожидание "указки" сверху, привычка делать все "по старинке"); высокая численность рабочего персонала (в среднем от 1,5 тыс. чел. и выше), что лишает предприятия мобильности и усиливает финансовую нагрузку; отсутствие товаропроводящей сети и современной логистики (при анализе деятельности предприятий отрасли российские партнеры указывают на эту проблему как на основную. Между тем опыт ОАО "Моготекс" показал, что применение новых подходов в управлении предприятием, развитие современной маркетинговой и инвестиционной политик дают дополнительные преимущества, расширяют рынки сбыта и в конечном итоге приносят прибыль). Сегодня наш текстиль в целом потерял позиции на основных рынках сбыта (европейском, российском), и, что самое печальное, продукция отрасли практически не находит покупателя даже в своей стране. Вытеснение белорусского текстиля с западного рынка во многом объясняется мерами по защите внутреннего рынка, к которым прибегает Европейский Союз, и экспансией китайских товаров. Из общего объема выпускаемой в Беларуси текстильной продукции порядка 40% экспортируется на рынок стран Европейского Союза. В наибольшем количестве она поставляется в Германию, Великобританию, Нидерланды, Италию, из новых стран ЕС - в Литву, Чехию, Латвию, Словению, Венгрию, Польшу. В 2004 г., например, экспорт текстиля в страны ЕС составил около 120 млн. USD. Текстильные квоты были введены для Беларуси с 1993г. и могут быть автоматически отменены только со вступлением нашей страны в ВТО. В настоящее время под количественные ограничения ЕС попадают 34 категории текстиля, из которых 11 являются наиболее приоритетными направлениями экспорта белорусских производителей (ткани хлопчатобумажные и льняные, брюки, блузки, мужские сорочки и пр.). Предоставляемых ЕС квот, как правило, постоянно не хватает, и из-за ограничений на поставки товаров ежегодно страна теряет около 5 млн.USD. Однако нужно признать, что здесь присутствует и доля непродуманной внешней политики государства. Из последних примеров: 9 декабря 2005 г. из-за несоблюдения условий МОТ Беларусь лишилась торговых преференций по торговле текстилем, предоставляемых ежегодно ЕС всем странам-партнерам. Система торговых преференций - это понижение на 10% таможенных пошлин для трех групп товаров: текстиль, дерево, металл. В качестве точки отсчета берется объем торговли предыдущего года. Скажем, если в 2004г. Беларусь экспортировала в страны ЕС текстиля на сумму 120 млн.EUR, то она получила в 2005г. 12 млн. ЕUR премии в виде снижения таможенных пошлин. Понятно, что лишение торговых преференций прежде всего ударит по крупным текстильным предприятиям. Следует заметить, что торговых преференций за все 30 лет существования ЕК была лишена только одна страна - Бирма. Комментарии, как говорится, излишни. Как известно, с 1 января 2005 г. Китай вступил в ВТО, что дало ему право на ввоз неограниченного количества текстильной продукции на еврорынки. Соответственно поставки из Китая возросли по некоторым позициям на тысячи процентов, а снижение цены составило от 30% до 96%! О том, как это почувствовали на себе страны ЕС, мы уже обсуждали ("ЭГ" № 96 за 16.12.2005г.). Здесь отметим, что белорусская продукция оказалась не готова к постоянно растущей конкуренции с китайским текстилем - ни по цене, ни по ассортименту, ни тем более по объемам производства. Следствием китайской экспансии стало вытеснение нашей продукции с еврорынков. Здесь Беларусь, кажется, нашла выход: необходимо нейтрализовать главного конкурента, превратив его в торгового партнера. В этой связи Китай представляет интерес как поставщик сырья и материалов, намного более дешевых, чем красители и химикаты, которые сейчас Беларусь импортирует из Германии и Швейцарии. В настоящее время прорабатываются вопросы углубления сотрудничества в этой сфере. Что касается российского рынка - основного торгового партнера нашей страны, - то и там белорусский текстиль в минувшем году впервые столкнулся с проблемой сбыта. Из-за введения НДС по стране назначения была практически сломана вся система продаж. Только за первые полгода экспорт в Российскую Федерацию упал на 20%. К концу года ситуация несколько выровнялась. В то же время концерн "Беллегпром" заявляет о высоких издержках на энергоносители, из-за чего цена на текстильную продукцию стала на 30% выше, чем на аналогичную продукцию российских предприятий. Это также ведет к падению экспорта. В 2006 г. можно спрогнозировать постепенное вытеснение белорусского текстиля с рынков РФ и ближних стран СНГ и дальнейшее падение экспортных позиций. Если допустить, что Россия все-таки вступит в ВТО, белорусская продукция окажется незащищенной, цены на импортируемые энергоносители неизбежно повысятся, условия торговли ужесточатся из-за высокой конкуренции. Словом, отрасль в целом требует качественного и комплексного реформирования. Понятно, что государство не в состоянии сразу найти огромные средства, необходимые для переоснащения всех предприятий, а точечные вливания лишь оттягивают неминуемый крах. Решить проблему способен только частный бизнес и инвестиции, для развития которого и следует создать все возможные условия. С реконструкцией объектов необходимо сократить количество занятых на предприятиях, и здесь опять же только крупный капитал и предпринимательство помогут решить возникшую в связи с этим проблему занятости. Не сделав этого, мы можем лишиться текстильной промышленности как таковой. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Текстильный рынок в Беларуси остается сегодня одним из самых "тяжелых", несмотря на многочисленные меры, принимаемые для вывода отрасли из к
|
|