Геннадий Кембровский: «У одаренных детей – талантливые учителя»
Геннадий Кембровский: «У одаренных детей – талантливые учителя»
Для столичных школьников Геннадий Кембровский – человек-загадка. Ведь десятилетиями он составляет олимпиадные задачи по физике, решить которые далеко не каждому под силу. Самые яркие из восходящих звезд науки, успевшие стать победителями и призерами республиканских и международных олимпиад, называют его кумиром. Прославленные эрудиты помнят, как однажды им позвонил Геннадий Станиславович и предложил более глубоко заняться любимым предметом. «Побеждает на турнирах тот, кто много трудится. А формула успеха давно известна: один процент таланта и 99 – пота», – цитируют любимого учителя его ученики. Более 50 лет он работал на кафедре общей физики физфака Белгосуниверситета. А сейчас вместе с сотрудниками БГУ ищет и опекает тех, кто жаждет научных открытий Несмотря на занятость, преподаватель физики 51-й столичной школы Геннадий Кембровский охотно согласился дать интервью для читателей «МК». – Геннадий Станиславович, как давно вы составляете задачи для участников олимпиад? – Уже лет 45. Причем у нас существует неписаный закон: задания не должны повторяться. Процесс этот непрерывный: в электричке, на даче и во сне постоянно размышляю над ними. Увидел что-то, прочитал, перед глазами вдруг возникло, – тут же рождается идея, которую затем облекаю в форму. Сейчас я составлял задачи для всех участников школьных и районных олимпиад, а также для восьмиклассников города и Минской области. Какой это объем работы? Учащимся 8 класса даются четыре задания, а тем, кто в 9 – 11 классах, – по пять. В итоге надо придумать 70 – 80 оригинальных задач. В последние годы готовят задания для городских, областных и республиканских олимпиад многие преподаватели и сотрудники БГУ, в частности, заведующий кафедрой методики преподавания физики и информатики Анатолий Слобадянюк и его коллега Леонид Маркович. – Вам больше нравится составлять задачи для начинающих физиков или уже опытных? – Те, кто приступают к изучению физики, обычно собираются на олимпиаду в апреле-мае. Объем пройденного материала незначительный, трудно что-то новое придумать. Мне больше по душе сложные задачи. Каждая олимпиада проходит по-особенному. Сложнейшие задания иногда выполняет большинство ее участников, но чаще это удается лишь единицам. Организаторам интеллектуальных состязаний важно определить не только призеров, но и выявить способных, творческих учащихся. – Олимпиадные задания держатся в секрете? – Не всегда верят авторам задач, но могу утверждать, что почти за полстолетия не было утечки информации. Если я составил задачу, то кто ее еще знает? Физики всегда строго придерживались правил секретности. Какой смысл в турнирах, если дети будут поставлены в неравные условия? Сейчас налажена новая, более строгая система контроля: авторские задачи рассматривает республиканский оргкомитет, хранит их в сейфах. – Геннадий Станиславович, как вы находите таланты? – На интеллектуальных турнирах выступают ребята, начиная с пятого класса. За два-три года кто-то обязательно «засвечивается». Посудите сами, что значит десятое или пятнадцатое место в турнирной таблице, если участников около 100. Это способные учащиеся, просто им не хватает знаний. Нередко к нам приходят ребята не только столицы, но и пригорода, самые настойчивые из них борются за чемпионские титулы на престижных турнирах. – Заявить о себе на международных олимпиадах и турнирах минчанам удалось не так уж давно. Почему раньше это не получалось? – Еще в советские времена на теоретических турах международных состязаний наши команды занимали призовые места, а экспериментальные задачи проваливали. Почему? О методах обработки результатов физического эксперимента никто из учащихся просто не слышал. Это был большой пробел в знаниях участников олимпиад. «Подтянуть» эрудитов взялись преподаватели высшей школы. В первую очередь нужны были учебные пособия. Под моей редакцией, в частности, издавался «Физический практикум». Учебник вышел в свет 20 лет назад. – Пока самую высокую ступень пьедестала в 2004 году занял минский выпускник Александр Михалычев. Он стал абсолютным чемпионом мира по физике. Для вас этот успех не был неожиданностью? – С кандидатом физических наук, доцентом БГУ Михаилом Сенюком мы работаем в 51-й школе десятый год. Сразу же заручились поддержкой директора, учителей. Впервые воспитанник школы Владимир Шиманович выступал на международном турнире в Канаде в 1997 году. Призового места он не взял, но начало было положено. Затем наши ребята получили похвальные отзывы в Исландии, а в Турции – «бронзу». Помню, в одном девятом классе учились Андрей Бенедиктович, Саша Михалычев, Роман Аболтин. Первый готовился к республиканской олимпиаде по программе 11 класса, второй – 10-го, третий – 9-го. И все в тот год стали чемпионами республики в своей подгруппе. Три звезды в одном классе, – это вряд ли повторится. В итоге Андрей Бенедиктович перешагнул через 11-й класс, экстерном сдав экзамены по программе средней школы и досрочно став студентом БГУ. А Саша получил в 2003 году «серебро» и вошел в число двадцати сильнейших юных физиков мира. В Паханге (Южная Корея) взял золотую и платиновую медали за абсолютное первенство на международной олимпиаде. – Сложно работать с одаренными детьми? – Каждый из них отличается от обычного ребенка интеллектом, интересами, моральными принципами. Прибавьте подростковый возраст. Без команды единомышленников, поддержки родителей невозможно подготовить ребят как следует к международным турнирам. Взять, к примеру, классного руководителя. За месяц, а то и больше до олимпиады ее участники получают право на свободное посещение уроков. Школьную программу они проходят по индивидуальным планам. – Геннадий Станиславович, обычно педагоги знают, как о них отзываются ученики. У вас в школе есть прозвище? – На физфаке и в школе среди студентов и учащихся ежегодно проводится анкетирование на тему: «Ваш любимый преподаватель. Какие качества нравятся в нем?» Часто называли и мою фамилию, указывая высокую квалификацию и справедливый подход ко всем. Я, похоже, без прозвища, но не прочь иметь его. Моего любимого учителя математики и физики Игоря Владимировича Волкова в школе называли «Игрек». Оно мне по душе. Материалы страницы подготовила Галина МАЛАХОВСКАЯ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Для столичных школьников Геннадий Кембровский – человек-загадка. Ведь десятилетиями он составляет олимпиадные задачи по физике, решить которые далеко
|
|