География любви
География любви
ИМЕНА на карте географических открытий, как правило, мужские. Но были ли среди путешественников женщины? Беларусь здесь может гордиться. Первой полярной путешественницей в Европе стала белоруска из Могилева Татьяна Прончищева. ЕЕ именем названа бухта на восточном побережье Таймыра, полуостров и современная полярная станция на Таймыре. История этой женщины — клад для сценаристов. Из-за большой любви она не пожелала оставить мужа, отважного капитана Василия Прончищева, также выходца из семьи белорусского шляхтича, и пережила с ним все опасности полярной экспедиции. Только финал истории несчастливый: молодожены умерли в последние дни путешествия. Экспедиция на Север — непредсказуемое путешествие и сегодня. А тогда, в XVIII веке, арктическая исследовательская экспедиция во льдах была равносильна подвигу, без налета романтики. Во-первых, корабли были далеки от современных ледоколов. «Якуцк», на котором капитан Прончищев отправился покорять Ледовитый океан с молодой женой, был обычным парусником длиной в 21 метр, на котором даже не было рубки — рулевые и вахтенные были открыты всем ветрам и бурям. Такое суденышко не могло взломать сильные льды и укрыть от морозов. Поэтому приходилось подолгу зимовать на берегу. Вот как описывает почти годовую зимовку команды «Якуцка» белорусский полярник-путешественник Владимир Драбо в своем исследовании: «Из плавника и выкинутого леса команда соорудила две хатки. Дикие олени уже пошли на юг, и охотиться можно было только на белых медведей, случайных волков, тюленей и моржей. Это были серьезные звери против тяжеленных фузей охотников с трехгранными штыками, кремневые курки которых на морозе отказывали в самый опасный момент. Порох сберегали под одеждой, патроны держали за пазухой, пули — за щекой. Из шкур люди сшили себе одежду, потому что теплой одежды ни матросам, ни офицерам тогда не полагалось, они были одеты в суконные кафтаны, на ногах — обычные башмаки, на голове — треуголка». От недостатка овощей началась цинга, которой заболели и Василий с Татьяной. Когда удалось выбраться изо льдов, «Якуцк» вышел в открытое море. Однако вскоре капитан отдал приказ возвращаться назад, чтобы не быть раздавленными льдами. Обратный путь шли на веслах. Совсем близко — спасительный берег, где есть люди, тепло. Но 6 дней судно стояло напротив устья Оленёка, сражаясь с сильным ветром и льдом. Вся команда обессилила. Снасти и паруса замерзли. Чтобы найти протоку, больной капитан спустился в ялботе на разведку. Назад на корабль он уже не смог подняться сам и вскоре умер на руках у жены. Через пять дней умерла и Татьяна Прончищева, которая перенесла все невзгоды, но не смерть мужа. Ее похоронили рядом с ним с воинскими почестями. Две одинокие могилы были в неизвестности, пока их не обнаружил ссыльный за участие в восстании 1863 года белорус геолог Александр Чекановский (Ныне они находятся на южной окраине поселка Усть-Оленёк). За это путешествие длиной в год впервые на карту было нанесено более 500 км побережья Таймырского полуострова. Рубеж, достигнутый Прончищевым, был недосягаемым почти 150 лет. Его имя носит один из мысов, озеро и горный кряж Таймырского полуострова.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Имена на карте географических открытий, как правило, мужские. Но были ли среди путешественников женщины? Беларусь здесь может гордить
|
|